loader image

Илья Новиков: в моей жизни, как и в фотографии, самые крутые вещи происходят спонтанно

 

В конце июня побывали на открытии выставки мобильной фотографии и пообщались с её автором — Energy Jam, «энергичным джемом» или просто с Ильёй Новиковым. Студент 3 курса факультета социологии, философии и культурологии рассказал об одиночестве, индивидуалистичности и о любви к снимкам на айфон.


 

 

 

Илья, почему ты вообще решил заниматься фотографией?

Наверное, из-за моего характера. Я никогда не был уверенным в себе человеком, искал способы самовыражения и получилось это именно в фотографии. В то время, пять лет назад, как раз начинал развиваться Instagram, у меня появился телефон, я начал снимать…Снимал всё подряд, без разбора. Со временем снимки увидели мои друзья, фотографы, и им они очень даже понравились. Я знал, что, если они говорят, что у меня хорошо получается, значит это, действительно, так. Это и стало моим стимулом двигаться дальше. Я начал развиваться, менять стили. Мои фотографии перетерпели много изменений за пять лет. В начале творчества делал яркие, красочные снимки, но постепенно пришел к более темному оттенку, начал играть с тенями и со светом.

 

А что повлияло на твой стиль съемки, на её манеру? Характер или факт того, что ты развиваешься?

Во-первых, характер, но ещё я ежедневно смотрю много работ других фотографов и художников, стараюсь найти что-то свое в их творчестве. Я даже сам не заметил, в какой момент мои фотографии стали темнее, не было определенного «до» и «после».

Во многих интервью ты говорил, что начинал снимать именно на телефон, потому что не было денег на хорошую технику, но почему ты до сих пор остаёшься верен камере айфона?

С тех пор, как я начал снимать и до сегодняшнего дня, мобильная фотография шагнула вперед в плане технологичности, появились новые телефоны, и снимают они значительно лучше. Раньше у меня не было денег на дорогой фотоаппарат, да и, честно признаться, я тогда не думал, что буду заниматься фотографией так серьезно, что это станет частью меня. Лишь потом понял — это, действительно, моё. Сейчас у меня есть фотоаппарат, я работаю с ним на коммерческих заказах, но художественные снимки все равно предпочитаю снимать на айфон. Он всегда рядом и плюс ко всему мои снимки почти все спонтанные. Иногда прошу друзей встать в какие-то позы, но на этом всё заканчивается. В основном все фото создаются на прогулке. В будущем планирую снимать и на проф. фотоаппарат, но доминирующей для меня будет все равно мобильная фотография. Я уже на столько ее прочувствовал, я знаю как поведет себя телефон в определенных условиях, не хочу очень сильно углубляться во что-то другое.

 

А в чём плюсы и минусы мобильной съёмки?

Начну с положительного: телефон всегда с тобой. Ты можешь поймать какой-то момент, и это, действительно, очень важно. Можно идти по улице и увидеть какой-то кадр. Пока человек с фотоаппаратом достанет его и настроит, момент с легкостью можно упустить, у него не будет возможности запечатлеть что-то в сию секунду. Помимо этого, можно сразу обработать снимок, приложения для обработки на смартфонах намного проще и порядком дешевле, чем их настольные версии. Минусы мобильной фотографии в том, что ей еще есть куда идти, есть к чему стремится, ей нужно совершенствоваться. Она уступает в некоторых местах профессиональной съемке на фотоаппарат.

Мы не раз слышали о профессиональной свадебной съёмке на айфон как некого нового течения, постепенно захватывающего Москву и Питер. Ты бы не хотел попробовать себя в этом и стать первопроходцем в свадебной мобильной фотографии в Курске?

Я бы хотел попробовать и понять, что это такое, но не хотел бы заниматься только этим. Порой, когда я снимаю мероприятия и свадьбы, мне кажется, что на айфон я снял бы это намного лучше. Почему? Не знаю. Может, потому что у айфона универсальное фокусное расстояние. С объективами на фотоаппарате всё намного труднее. Поставил «портретник», и ты уже не можешь снять общий план, или наоборот. Такая универсальность телефонной камеры, мне кажется, очень подходит именно для свадебной съемки, учитывая, что в день свадьбы все интересные моменты происходят очень быстро.

 

А как идеи зарождаются в твоей голове? На что это похоже?

Представьте ракету, которая летит, что-то наподобие новогоднего фейерверка. Её поджигают внизу, и пока она летит- это момент, когда я придумываю кадр, а когда она взрывается- это сам момент съемки.

Расскажи об одном из последних проектов — «Полигоник». Как ты создавал его?

Снимали его в два подхода по 2-3 часа. Я гулял по Pinterest и там наткнулся на сайт дизайнера масок Стива Винтер Крофта. Он выкладывает в интернет макеты масок в виде расклейки. Их можно перенести на нужный материал, распечатать и склеить. Изначально я не знал, что из этого получится. В первую очередь, нашел моделей для проекта — согласились мои друзья, потом ходил по городу и искал места, где интересно бы смотрелась сама маска и перспектива с этой маской.

 

 

В приоритете были людные локации, где модель могла выделяться из толпы. В принципе с такой маской трудно не выделиться, но я хотел усилить эффект. Я снял промо-ролик проекта, а потом уже провел саму съемку, и что парадоксально, те места, которые я запланировал изначально оказались неподходящими, и мы снимали в совершенно других локациях.

 

 

Сейчас открылась твоя собственная выставка «Индивидуалисты». Очень интересное название. Почему именно индивидуалисты?

В каждом человеке есть своего рода индивидуалист, но каждый показывает только определенную степень своей индивидуалистичности. Этой выставкой я хотел сказать, что нас, таких индивидуалистов очень много. Эта наша черта объединяет нас. С одной стороны, мы все индивидуальны, с другой стороны, нас таких много, и мы не одиноки. Тема одиночества присутствует практически на каждой моей фотографии, я хотел показать, что люди одиноки по одному, но нас таких много. Нельзя думать что ты один в этом мире.

Были такие люди, которые не видели смысла в твоих кадрах и не считали твое творчество искусством?

Безусловно, у меня были такие моменты и очень много, особенно, когда я публикую работы в фотопабликах, касаемо фотографии в общем.

Обычно в фотопабликах выкладывают снимки с профессиональных фотоаппаратов, и, когда остальные видят, что в записи вместо надписи » Сanon mark 3″ надпись «айфон», то появляются комментарии, мол «Зачем врать, что это снято на телефон». С одной стороны, они льстят мне и качеству моих фотографий, но иногда эта лесть на столько в грубой форме, что я не понимаю, как это воспринимать. Однажды у меня была съёмка «ню» и тоже на айфон. Я использовал проектор, геометрические линии на модели, результат получился очень интересным и необычным. И люди разделились на два лагеря: тем, кому очень понравилась работа, и на тех, кто не считал это фотоискусством. Тогда посыпалось очень много гневных комментариев: во-первых, что я закрыл лицо модели и что оно мне не нравится, хотя девушка сама не хотела показывать своего лица, во-вторых, такие идеи нужно снимать на фотоаппарат, а не на телефон.

Ты знаешь свою публику в лицо?

За моим творчеством следят точно не дети и не подростки, в основном это молодежь и в основном фотографы. Не только из Курска, но и из других городов: Питер, Москва, даже Екатеринбург. Периодически публикую свои снимки в «главном фотопаблике страны», так меня и находит не курская часть аудитории.

Хватает ли тебе мест в нашем городе для воплощения своих идей или ты иногда задумываешься о том, что хорошо бы жить где-то в другом, более масштабном городе?

Меня постоянно посещают такие мысли. Так как я еще и велосипедист, то очень много езжу по Курску и знаю практически каждое место в городе. Честно признаться, становится неинтересно. Все локации, которые мне нравятся, уже неоднократно использованы для съёмок, а повторяться и делать одно и то же не хочется. Именно поэтому я никогда не упускаю возможности съездить лишний раз в Петербург или в Москву, где каждый метр- это новая локация, которую можно по разному использовать, которую я никогда не видел и не изучал. В Питере очень вдохновляющая архитектура, этот город можно изучать вечно. А вот Курск, как мне кажется, очень маленький для меня, хотелось бы переехать в другое место, но боюсь планировать такое масштабное событие. Обычно, в моей жизни, как и в фотографии, самые крутые вещи происходят спонтанно. Я надеюсь, что такое тоже когда-то спонтанно, но произойдёт.