loader image

Игорь Кулька: «Когда занимаешься разными видами творчества, ты мыслишь по-другому»

Актер молодежного театра «3Д», композитор, модель — Игорь Кулька успевает все и везде одинаково хорош. Он родился в Ростовской области, а в пятилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Курск. Хотя в детстве не испытывал особой тяги к творчеству, нашел себя сразу в нескольких направлениях.


Игорь, каким был твой первый опыт в творчестве?

— Мой отец юрист, а мама домохозяйка. Папа в молодости увлекался музыкой, писал песни. У него целый альбом песен под гитару. Я, как и многие школьники того времени, занимался в детской школе искусств. Ну, как занимался, прогуливал скорее. От класса фортепиано я отказался на третьем году обучения — знал только, где находится нота «до» на клавиатуре. Осталась гитара, за все время обучения научился исполнять полтора произведения, кое-как сдал экзамен. Закончил школу искусств в 11 классе и на тот момент думал, что никогда не свяжу себя с музыкой. Правда, в это время начал заниматься танцами. Я закончил обычную школу на Парковой, и решил пойти по стопам отца: поступил на юридический факультет в КГУ. Думал, что буду прокурором или адвокатом. В универе продолжил заниматься танцами, выступал в Crazy dance, потом в коллективе «Импульс». Танцевал в стиле хип-хоп, RnB, нью-стайл, крамп. На последних курсах стал заниматься фотографией, специально купил зеркальный фотоаппарат, даже немного зарабатывал этим. Снимал свадьбы, мероприятия в кафе и ресторанах. Всегда так получалось, что у меня один вид творчества перетекал в другой.
На третьем курсе понял, что не хочу связывать свою жизнь с юриспруденцией, но доучился, получил специальность и даже пытался работать по профессии, а параллельно зарабатывал фотографией. Примерно год был в поисках своего пути.

Как ты попал в театр?

— В 2015 году в интернете увидел пост о наборе в творческую мастерскую Сергея Малихова. Сразу же написал Сергею, и он предложил посмотреть репетицию спектакля. Я пришел в тот же день и увидел, как ребята работают над восстановлением спектакля «Открой глаза». Я решил, что останусь здесь и попробую себя. Через несколько месяцев меня взяли в состав театральной студии.

Уже 9 лет как ты в театре. Что вообще было за эти годы?

— Сначала были только роли в спектаклях. В постановке «Открой глаза» я играл школьника-скинхеда, который «докапывался» до парня неславянской внешности, в конце они подружились. Дальше сыграл в спектаклях «Открой сердце», «Формула победы». Потом мы решили поставить «Горбатое сердце» по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В нем я осваивал две роли: военного Феба и священника Клода Фролло. Это были мои полноценные первые роли. «Горбатое сердце» стал первым спектаклем, к которому я написал музыку. Я писал ее вслепую, вообще ничего не зная о процессах создания музыки. Надеюсь, что перепишу ее, когда представится возможность. Потом были «Яма», «Холстомер», «Лавина», «А зори здесь тихие», «451 градус по Фаренгейту, «Адвокат дьявола». «Куда приводят мечты» — особый спектакль! За несколько лет до этого меня посещала мысль о том, как классно было бы написать такую книгу, снять фильм или поставить спектакль о том, что происходит после смерти. А потом режиссер театра Сергей Игоревич Малихов предложил поставить спектакль по книге Ричарда Мэтисона «Куда приводят мечты». Я ее прочитал и просто ошалел! В ней было все то, что я мечтал воплотить на сцене. Там все идеально! В нем мой герой (Кристофер Нильсен) играет переход в иную жизнь после смерти. Для меня этот спектакль — внутренняя галочка. И музыку писать для него было чем-то особенным.

Есть любимые роли?

— В каждой роли есть что-то свое. Мне близки Гай Монтэг, Кристофер Нильсен, Джон Милтон и брандмейстер Битти. Они все на первом месте. Могу сказать, что самая далекая для меня роль — младший брат в «Лавине». Она мне не дается до сих пор. И еще, сложная для меня роль — Клод Фролло. Казалось бы, антагонист. Мне всегда нравится играть такие роли, они получаются. И столько лет прошло, пора бы понять этого героя, но… умом я его понимаю, а достать из себя до сих пор не получается.

Я видела тебя в роли Фролло. Ты органичен в ней.

— Это благодаря технике. «Горбатое сердце» мы сыграли много раз, поэтому я понимаю, как «надо сделать» Фролло, чтобы зрителю все было ясно, но внутри я его не ощущаю. В отличие от персонажа Гая Монтэга. С первых секунд спектакля во мне как будто сидит другой человек, который по ходу действия спектакля меняется. Гай Монтэг мне близок и понятен. Так же, как и Кристофер Нильсен в «Куда приводят мечты».
Так или иначе в каждом из нас могут жить все персонажи, просто их надо найти. Вообще, к поиску исполнения роли есть разные подходы. Если у меня нет каких-то качеств персонажа, я понимаю, что его будет сложнее играть, но тем и интереснее. Я не пытаюсь найти эти качества в жизни. Раньше пытался, сейчас — нет. Мне проще искать их на сцене: я пытаюсь представить себя на месте героя, представить, что у меня есть определенные качества и как-то в них внутренне влиться. После спектакля такие состояния надо сразу выключать, хотя бывает сложно.

В «Холстомере» ты играл прообраз Христа, а в «Адвокате дьявола» — дьявола. Как в тебе совмещаются эти роли? Как удается их воплощать?

— Все зависит от хода мыслей. В «Адвокате дьявола» я думаю, как съесть Кевина Тейлора, в прямом смысле слова, как соблазнить человека на то, чтобы он делал гадости: холить, лелеять, хвалить, превозносить, говорить, что он лучший. Если человеку постоянно об этом говорить, то у него появится корона. На это и делает упор мой герой Джон Милтон. А задача у него одна: чтобы Кевин погряз во всех грехах. Конечная точка — чтобы он покончил с собой. Что произойдет дальше — непонятно, финал спектакля открыт. Но в моем представлении Кевин одумается. Другие актеры нашего театра считают иначе. Многие уверены, что он снова пожмет руку Милтону и все будет заново, только в другом формате.

Как думаешь, почему людей считающих такой финал закономерным, становится больше?

— Современная культура воспитала целое поколение людей, для которых такая концовка стала нормой. Деньги, слава, доступность всего, легкая жизнь — все стремятся к этому. Никто не хочет напрягаться, думать, брать ответственность. В Евангелии есть такая цитата: «Входите тесными вратами, ибо широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими». Большинство предпочитают входить в широкие врата. Мы все этим грешим.

Какими качествами нужно обладать артисту в современном мире?

— Самодисциплина, эмпатия к партнерам на сцене, доверие режиссеру. Задача артиста — выполнить задачу режиссера. Актер может в чем-то быть не согласен с режиссером, но он принимает участие в реализации его идеи, значит должен делать все, о чем говорит режиссер, чтобы реализация идеи была целостной и правильной.

Ты хотел бы поработать с другими режиссерами?

— Никогда о таком не думал! Мне было бы интересно посмотреть, как работает другой человек, какие у него методы, как с ним строится общение. А в плане продуктивности и уверенности в режиссере и результате, мой выбор за молодежным театром «ЗД» и его режиссером Сергеем Игоревичем Малиховым.

Расскажи, как создается музыкальное оформление спектакля

— Сначала я узнаю у режиссера, какая задача стоит перед нами, какую мы хотим создать быть атмосферу, что режиссер хочет передать музыкально. У меня должна сложиться картинка происходящего на сцене. После этого я понимаю, какие инструменты буду использовать, к какому звучанию мне нужно стремиться, какой вайб должен быть, а дальше по каждому эпизоду мы общаемся и уточняем детали. Вся музыка к спектаклю идет одним треком. Третий год подряд я пишу по такому принципу. Перехожу из одного эпизода в другой, стыков между ними нет, они музыкально спаяны. Сначала пишу пролог, первый эпизод, с режиссером выясняем детали, следующий эпизод разводится под другую музыку, а в голове у меня уже есть схема. Я включаю метроном, устанавливаю темп, играю конкретную сцену спектакля в уме, на каких-то моментах делаю маячки, где-то темп начинает идти быстрее, где-то медленнее. Сначала есть схема из меток, а дальше я подбираю нужные мне инструменты, прописываю мелодию, аккорды, вставляю саунддизайнерские штуки. Так понемногу, трек за треком появляется все музыкальное сопровождение спектакля.

К какому спектаклю музыка писалась легче, а к какому сложнее?

— К «Адвокату дьявола» писать было легче всего. Мне нравится такая музыка: максимально помпезная, в мистическом ключе, поэтому она создалась легко. Сложнее всего — «Лавина». Была задача создать нужную атмосферу, сделать грузящий звук, его сложно было найти. Я думал над этим дома и, как раз на кухне засвистел чайник. Я записал рекордером этот звук, закинул в программу, видоизменил его и получил основной инструмент в спектакле.
А еще в «Лавине» нужно было придумать звук родовых схваток. Я играл на гитаре, всячески бил по струнам. Один из ударов струны немного обработал, растянул, сжал и получился нужный звук.

Ты пишешь только для спектаклей театра «3Д»?

— Не только, бывают разные заказы. Периодически пишу для международного детского центра «Артек». У них есть киноотряд, который учится снимать кино, писать сценарии, режиссировать. Им нужна авторская музыка. Получается, я пишу музыку для короткометражного кино.

У тебя есть признание в городе, да и за его пределами тоже. Испытание медными трубами самое сложное. Как ты справляешься? И справляешься ли?

— Скажу честно, я этого не замечаю. Думаю, что благодаря моей занятости. Я не считаю, что добился какого-то признания и славы. Да, бывает, что иду по улице и ловлю на себе «узнающие» взгляды. Где-то внутри мне приятно, естественно, но если я буду заострять на этом внимание, то пойду не по той дороге. Я не хочу зазнаваться, не хочу смотреть свысока, поэтому всегда стремлюсь занять себя разнообразными делами.

Твое лекарство от тщеславия — труд? Над чем ты трудишься сейчас?

— Новая роль в новом спектакле «В мире людей» по роману Пьера Буля «Планета обезьян» и написание музыки к нему. А еще вместе с другом работаем над созданием видеороликов к юбилею курского поэта Афанасия Фета, это будет экранизация его стихов.

Что для тебя источник знаний?

— Это может быть что угодно: интервью известного человека, опытного актера, ученого, художественная литература. Я читаю произведения Марка Аврелия, Николая Рериха, Льва Толстого. Трактат Л. Н. Толстого «О жизни» — крутая книга, она на меня сильно повлияла. Во многом можно почерпнуть полезное, главное — это понять.

В каком направлении тебе бы хотелось дальше развиваться? Кто ты больше: актер, модель, композитор, режиссер?

— Мне нравится все! Я хочу себя попробовать в абсолютно разных творческих сферах. У меня не получается остановиться на чем-то одном, становится скучно. В какой-то момент тебя поднимает волна театра, ты кайфуешь нереально, потом она опускается, начинает больше интересовать музыка, потом нравится режиссировать видеоролики. У меня вот так происходит, этапами. В какой-то степени я завидую людям, которые выбрали одну сферу и варятся в ней с утра до вечера. Ложатся спать с мыслями именно об одном. И им это все в кайф, нравится, не надоедает. А я так не могу. Мне нужно менять виды деятельности, искать что-то новое. И что я вынес из этого опыта? Когда занимаешься разными видами творчества, ты мыслишь по-другому. К решению какой-то задачи ты можешь подойти как со стороны композитора, так и со стороны режиссера, так и со стороны фотографа, так и со стороны танцора и так далее. Решение вопроса будет более полным и многогранным. Каждый представитель профессии по-своему смотрит на тот или иной вопрос. Это же круто, когда ты сам можешь посмотреть на ситуацию с разных сторон. И остальным тогда легче объяснить свои мысли. Мне это нравится, хочется попробовать много сфер. Пока обо всех не хочу говорить, но надеюсь, что к ним прикоснусь.

Я понимаю, что с твоей занятостью времени остается катастрофически мало, но есть ли еще какие-то хобби?

— Все, чем я занимаюсь — это и есть мое хобби. Это и работа, и хобби, одновременно. Современные психологи утверждают, что для достижения целей нужно не только работать, но и отдыхать. Если загнать себя как лошадь, то не останется сил на достижение цели, и не получишь той радости, к которой стремишься. Правда, что понимать под отдыхом? Сесть с попкорном и полдня смотреть сериалы — такой себе отдых. Хотя иногда так делать тоже можно. Для меня отдых — это смена деятельности. Сегодня, например, я полдня в театре, а завтра снимаю видеоролик. На следующий день я могу сесть за музыку и, для меня — это отдых. Да, мозги кипят по полной, но так я отдыхаю. Отвлекаюсь от одной деятельности, вовлекаюсь в другую, так создаются другие нейронные связи.

ФОТО: Алексей Ненарочкин,