Художница Валерия Сташкевич: «При желании в любой картине можно найти философию»

Валерия Сташкевич рисует масляной пастелью. Она участвует в творческих фестивалях и выставках по всей стране, ее работы находятся в частных коллекциях России, Швеции, Франции. На каждой картине отражена личная эмоция или состояние художницы, но при этом ни на одной из ее работ нет лица. В этом художница не видит смысла. Поговорили с Валерией о творческом стиле и о том, как аудитория воспринимает экспрессионизм.


Выставка ваших работ в галерее «АЯ» называется «Отрешенность». Откуда такое название?

— Одна из моих картин так называется. Тема отрешенности мне показалось актуальной. Время сейчас трудное: в мире есть проблемы не только политические, но и какие-то экзистенциальные. Много людей чувствуют себя отрешенными. Отрешенность — это не то, что мы должны сейчас чувствовать, мы должны быть активными, не думать о ерунде. Мне хочется, чтобы люди проявляли больше эмпатии, держались вместе и сохраняли границы. Хочется, чтобы и у отрешенных было место в сегодняшнем мире, хочется их поддержать.

Почему у людей на картинах нет лиц, это символ отрешенности?

— В работе я передаю свои эмоции, свое психическое состояние в момент написания картины. Поэтому я не рисую детали, мне важно передать чувство. Не вижу смысла в лице, это не реализм. Я пытаюсь передать то, что «должно» выражать лицо с помощью цвета, формы. Люди сами могут интуитивно понять какое лицо изображено.

И эмоции чаще всего выражаете?  

— Не могу назвать эмоцию, я чувствую погружение. Смотрю на свои картины и чувствую состояние, в котором обычно рисую. У меня есть определенный алгоритм действий, который я совершаю перед написанием картины. Я закрываюсь , включаю одну и ту же радиопередачу — очень люблю слушать Андрея Борисова на «Радио России», — делаю приглушенный свет. В этом вакууме и рисую. Для меня это комфортно. Это не эмоция, а скорее атмосферность.

А почему именно пастель?

— Я пробовала много разных материалов, но мне всегда была ближе графика. На пастель наткнулась совершенно случайно. Понравились цвета, которые она передает. Например, в пасмурную погоду серый хорошо подчеркивает нужное. Люблю близкий контакт с материалом, люблю, когда могу чувствовать процесс рисования.  

Откуда приходят идеи для картин?

— Всегда по-разному. Иногда нравится какая-то деталь на фотографии. Бывает, иду с наушниками, а в голове придумываю сюжет. Иногда просто вижу человека, его типаж, внешность и вокруг него накручивается композиция. Бывает, цвет какой-то увижу, например, в пасмурную погоду вдохновение отовсюду приходит. 

Ваши картины участвуют во всероссийских выставках. Расскажите, где путешествуют работы?

— Участвовала в двух передвижных выставках. Выставка от «Тавриды» еще не окончена. Картины уже выставлялись в Сибире, Крыму, Орле. Последней точкой будет выставочный зал ВДНХ. Предыдущая выставка была от молодых художников Санкт-Петербурга: все картины передвигались внутри города, за пределы не выезжали. Самое запоминающееся для меня место — Петропавловская крепость. Никогда не думала, что до такого дойдет. С Санкт-Петербургом у нас сложилось хорошее взаимодействие: аудитории нравятся мои работы, поэтому часто езжу туда и отправляю свои работы.

В Петербурге и Курске люди чувствуют ваши картины по-разному?

— Это удивительно! Возможно, это объясняется климатом и цветом архитектуры городов, но на одной выставке в Питере ко мне подошла пара и сказала, что мои картины совсем не мрачные. Может, это связано с красками, Питер все-таки сероватый город. В Курске часто говорят, что мои картины про грусть и переживания. 

А была ли какая-нибудь самая необычная интерпретация? 

— Да. У меня есть картина «Заводской рассвет». Как-то женщина сказала, что интересно как труба завода пересекается с дымом и получается крест. А я никогда не обращала на это внимание, потом присмотрелась и, действительно, это так. При желании, наверно, в любой картине можно найти философию. Мне это нравится.

Наверняка, была какая-то работа, которая стала личным прорывом?

— «Болеющая». Это первая картина большого формата. Обычно я рисовала на форматах А4-А3 и дальше не развивалась. Мне предложили поучаствовать в московской выставке. Я приехала и была в шоке от размеров картин. Все выглядело совсем по-другому. Я приношу своих малюток, ставлю и думаю: «Почему я это не пробую?». Приехала обратно в Курск и сразу пошла покупать большой лист. Меня затянуло. Переход на другой формат оказался интересным.

«Болеющая» — это большой первенец. Рисовала ее во время ковида, отсюда и название. Она изображает человека болеющего. Хотелось тогда передать плохое самочувствие, атмосферу болезни и атмосферу квартиры в этот момент. Мне нравится творчество Мунка, он был человеком болезненным и любил изображать эту тему. Когда читала его дневники, понимала, что тема не очень живописная, но глубокая.

в своем творчестве вы тоже затрагиваете глубокие темы. Часто сталкиваетесь с критикой?

— Сталкивалась с критикой до того, как я нашла свой стиль. Сейчас люди реагируют с интересом: задают вопросы, делятся своими эмоциями, ассоциациями. На Выставкоме члены союза художников стали отбирать мои работы, это удивило. Там есть те, чье мнение мне интересно и важно 

Должен ли находиться современный художник в академическом художественном пространстве?

— Я считаю, что художник, конечно, должен знать историю искусств, основы рисунка, композиции, потому что это ему будет помогать выражать себя в картинах, помогать доносить задуманное. Современным художникам нужно тренировать насмотренность, много работать и учиться, потому что учеба в сфере искусства не заканчивается никогда. Если за вашей картиной стоит чувственное восприятие, академизм и эрудиция, люди говорят: «я тоже так могу нарисовать», то они просто невежды.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: