«Фотография — это иллюстрация собственного воображения». Фотограф Владлена Зинкова
Фотографии Владлены Зинковой можно увидеть на обложках треков артистов, в профилях режиссерах и актеров и в публикациях иностранных журналов о фотографии. У ее фото всегда есть стиль и авторский почерк. Сейчас Владлена обучает искусству начинающих фотографов.
Расскажите, как творчество пришло в вашу жизнь, с чего все началось?
— Творчество в моей жизни с момента, как я себя помню. В детстве любила рисовать, лепить, коллажировать. Далее рисунок приобретал более серьезную форму, стали получаться хорошие портреты. Я даже поступила в художественную школу, но закончила ее плохо, так как в момент подготовки финальных работ я уже делала платные заказы: занималась росписью стен и меловых досок. Прогресс шел достаточно быстро, и я видела себя иллюстратором или графическим дизайнером. Мечтала о поступлении в художественную академию в Санкт-Петербурге, но не получилось из-за ограниченных бюджетных мест.
В уже осознанном возрасте параллельно фотографировала, но на любительском уровне. Всегда старалась придумать креативные идеи, а не просто делать красивые портреты. Начала шире открывать для себя фотографию как форму самовыражения в искусстве. Она похожа на картину, но в более широком и реалистичном формате, где ты не наедине с холстом, а взаимодействуешь с людьми, раскрываешь их через детали и пространство. Шаг за шагом я изучала и пробовала, набираясь насмотренности, опыта и знаний.
Вы фотографируете не только в Курске, но и в Москве. Когда и почему решили, что вам нужна работа на два города? Насколько это сложно?
— В какой-то момент в Курске оказалось тесно, так как спрос на фотографию достаточно узкий. В основном это свадьбы и индивидуальные съемки. В Москве же ты можешь быть частью большого проекта, связанного с брендами, артистами или мероприятиями. Это другой уровень и процесса работы, и финала работы. Мне всегда было интересно масштабироваться и тянуться к чему-то большему, чем делать частные истории. Это сложно, но интересно, а значит, оно того стоит. Круто осознавать, что ты со своим провинциальным стартом можешь быть ценен в большом городе. Там я чувствую полное применение своему взгляду на мир. В Курске часто кажется, что этому нет места, к сожалению. А в Москве ощущается постоянная жажда до нового, уникального и творческого.
Вы самоучка или обучались базовым навыкам фотографа?
— К сожалению или к счастью, обучалась сама. Большую базу дало художественное образование с прекрасными педагогами, которые сформировали мой визуальный вкус и взгляд на мир. Далее оставалось только разобраться в технической реализации задуманного. С этим я справлялась самостоятельно.
Что значит художественная съемка? Как ее отличить от обычной?
— Для меня художественная съемка — это история, где чувствуется внимание к смыслу и визуальным деталям. Где фотография схожа с кадром из фильма или с сюжетом картины. Обычная съемка несет задачу показать, как выглядит человек, а художественная — это реализация воображения и визуальных образов в сложной или минималистичной истории с вниманием к деталям, к обработке, к кадрам. Получается глубоко и многослойно.
Не все фотографы могут похвастаться работой с брендами и знаменитостями. Как это произошло у вас?
— Сложно сейчас выявить отправную точку. В начале пути заводила много знакомств. Лично предлагала познакомиться с моими работами или старалась через кого-то показать свое виденье. Мои фотографии начали замечать и делать предложения о сотрудничестве.
Видно, что вам интересно снимать людей
— Я люблю работу с людьми, в ней есть магия. Могу фотографировать предметные съемки, но больше это технически хорошая реализация задачи. В работе с человеком, сколько бы ты ни опирался на мудборды или рефренсы, никогда не знаешь, что получится в конце. Фотография для меня — это запечатление красоты момента, которая происходит в данную секунду. Ее стоит только уловить, поймать и зафиксировать. Люди динамичны, живые, щедры на движения и эмоции. В этом много работы, но и много радости, когда получается тот самый кадр.
В ваших работах можно заметить единый стиль, почерк. Как бы вы его назвали?
— Мне сложно судить о собственном почерке. Я не оцениваю свои работы и не смотрю на них стороны. Это, наверное, вопрос больше к зрителям.
Кем или чем вы вдохновляетесь?
— Мир создал нас в эпоху невероятного обмена информации, где есть возможность смотреть, как делают другие по всему миру. Слежу за зарубежными фотографами, смотрю много фильмов, картин и оттуда по деталям собирается собственная идея. Отдельной любовью люблю Тима Уолкера. Именно его работы показали мне, что фотография не ограничивается четкими запросами и задачами, а может быть иллюстрацией собственного воображения. И тут сформировался еще один важный тезис, что для меня фотография — это иллюстрация собственного воображения.
Легко ли вам сходиться с незнакомыми людьми, устанавливать контакт на съемке с моделью и командой?
— К счастью, мир создал меня болтливой, эмпатичной и экстравертной. Поэтому обычно в отзывах после съемок модели выделяют, что я самый комфортный фотограф, с которыми они работали. Я стараюсь создать такую атмосферу, чтобы человек максимально расслабился в том, где он есть.
Сложно ли человеку из небольшого города построить успешную карьеру фотографа, которого будут знать за пределами Курска?
— Я думаю, что географическое положение ничего не решает, когда есть интернет. Главное — желание сделать и показать это другим. Искренне. И не идти на компромисс в собственных идеях. А остальную работу об узнаваемости интернет сделает сам. Сейчас дефицит на наполнение, все бегут за формой, заполняя ее пустотой. Поэтому если делать по совести на собственный максимум, другие это почувствуют и заметят.