Bloom Coffee: первая коллаборация цветочного бара и кофейни в Курске
Олеся и Елизавета Мамонтовы — не только партнеры по бизнесу, но еще родственницы и подруги. В 2022 году при поддержке мужей решились на авантюру — открыть первое в городе место, в котором будут и свежие цветы, и завтраки. Поговорили с девушками бизнесе, работе в тандеме и развитии команды.
Как появилась идея создать общее дело?
Олеся: Это была идея Лизы, которая на тот момент уже занималась цветами. Мы с ней очень давно знакомы и на протяжении нескольких лет она меня подталкивала к открытию своего дела. А у меня была хорошая работа, на которой все стабильно. Поэтому и сложно было уйти. В начале 2022 года моя компания ушла на простой, появилось много свободного времени. А Лиза по-прежнему продолжала уговаривать и начала даже скидывать места под аренду.
Лиза: Я пару лет жила в Европе, где классные кофейни — норма жизни. Очень не хватало такого места в Курске. Цветочный у меня уже был, а теперь появилась мечта объединить эти две вещи. Стало понятно, что одновременно хорошо вести оба дела не смогу и нужно найти влюбленного в эту идею человека. Я сразу предложила Олесе, знала, что она сможет сделать это круто. А она взяла и (через пару лет, Олесь?) согласилась.
Почему именно это место?
Олеся: Лиза прислала мне объявления на Авито о сдаче помещения. Пришли смотреть на закате и влюбились в эти окна. Солнце так красиво светило через них, хотя тут была настоящая разруха и помойка на тот момент. И само здание очень привлекательное.
Не было страшно открываться в кризис?
Олеся: Конечно, было страшно. Особенно страшно стало в сентябре, когда уже подписали договор аренды. А Лиза на тот момент вообще беременная была. Но мы все обсудили и решили, что даже если в нашей жизни что-то кардинально изменится, то этот никак не повлияет на бизнес. Рискнули, в общем.
Олеся работала в должности управленца долгое время, а вы до Bloom занимались цветами?
Лиза: Цветы в моей жизни были всегда. У меня мама — флорист. Она и познакомила меня с профессией еще в детстве. Сначала я помогала ей на работе, а через много лет пригласила ее работать в Bloom закупщиком.
Что самое трудное в вашем бизнесе?
Олеся: Было сложным и есть по сей день — это люди. За пять дней до открытия вся команда, которую я набрала и обучила, не вышла на работу. Была жуткая паника. Сейчас я понимаю, что могло пойти не так. Ведь я набирала людей, которые приходили сюда и видели, что тут руины, идет стройка. Возможно, испугались. Мне нужно было всего четыре человека, поэтому я быстро нашла замену.
Лиза: Поиск сотрудников — самая тяжелая часть работы. Есть обманчивое представление о профессии флориста. Кажется, что это «порхать над цветочками как фея». На самом деле это серьезное, многогранное, совсем не простое физически ремесло, на освоение которого нужны силы, любовь и самое главное — большое желание.
Олеся: А еще делать ремонт трудно. Только кажется, что это легко — нанял бригаду, поставил им задачу и ждешь. Все приходится контролировать.
А как набрать людей в команду, которые не подведут?
Олеся: Я считаю, что любого человека можно обучить ремеслу, если он этого желает. Но гостеприимству и хорошему отношению к окружающим не научишь никогда. Либо ты искренне улыбаешься и желаешь помочь, либо ты делаешь это, потому что сзади кто-то тебя подгоняет палкой. Поэтому я не смотрю на опыт, когда беру на работу. Я смотрю какой это человек, насколько он вежлив и добр к команде, к гостям.
Обучаете своих людей?
Олеся: Да, во время открытия я приглашала наставников из московской школы бариста. В этом году решила повторить практику, только теперь мы сами ездим. Перед открытием я сама проходила полный курс по профессии бариста, параллельно обучалась онлайн и даже успела поработать в кофейне. Считаю, что это очень важно для управления кофейней.
Лиза: Мы обучаем кандидатов вне зависимости от их опыта. Потому что наши требования к стилистике, уходу за цветами и сервису отличаются от требований других цветочных. Каждый сотрудник проходит обучение, стажировку, испытательный срок, а потом присоединяется к команде. Те, кто у нас уже давно, тоже продолжают учиться, расти и совершенствоваться. Иначе ведь не интересно жить и работать.
Кофейня и цветочный — единый бренд. Не сложно ли работать в такой связке?
Олеся: Совсем нет. Мы, наоборот, поддерживаем друг друга. Без Лизы я бы не решилась рискнуть и заняться своим делом. А я, как мне кажется, помогаю ей в вопросах управления, ведь у меня за плечами 13 лет опыта. Мы изначально договорились, что все конфликты или споры решаемы. Главное — сесть и поговорить сразу же. Пока у нас получается, надеюсь, дальше так же будет.
Вы не так давно работаете, но место уже очень популярно. Как так вышло?
Олеся: Мы попали в волну, когда модно ходить по кафе, есть вне дома. В общепите, к примеру, есть понятие «безопасное место». Это такое место, где можно выдохнуть после работы, посидеть в выходной или даже спокойно с ноутбуком поработать. Мы как раз стремимся стать таким местом. И не боимся ошибаться. Если накосячили, то принимаем и стараемся исправить ошибку. Думаю, гости это замечают и понимают, что мы стараемся для них.
КАК РАЗВИВАТЬ СВОЕ ДЕЛО?
Лиза: Найти свой стиль, довести сервис и качество до совершенства и рассказать об этом. Будет долго, дорого и энергозатратно, но зато не как у всех.
Олеся: Для развития соцсетей важно найти классного рилзмейкера. Нам повезло. Это был наш гость, с которым мы до сих пор работаем. Но картинка в соцсетях должна соответствовать действительности, иначе смысла от сотни тысяч просмотров не будет.
В туалете у вас очень фотогеничная локация
Олеся: Мы ее сами придумали. У нас был дизайнер, но его предложения по туалету нас не устроили. Насмотрелись референсов и собрали свой вариант, который всем понравился.
А откуда приходит вдохновение?
Лиза: Вдохновляюсь природой, ее формами, цветом, фактурами. Например, с дочерью на море собирали камни, а после этого я уже в Курске закупила полтонны морской гальки и в Bloom появились композиции, где цветы будто прорастают сквозь камни. Все лучшее Бог уже придумал, остается только приучиться замечать.