loader image

«Если хотя бы одна заповедь из десяти есть в пьесе, ее нужно ставить». Андрей Золотухин, режиссер театра «СМОТРИ»

Андрей Золотухин — актер, художник, режиссер-постановщик. С 10 лет играл в ТЮЗе, в 26 занялся режиссурой и в том же театре поставил семь спектаклей. Позже отправился в свободное плавание, основал независимый театр «Два-три». Затем окончил Театральный институт имени Бориса Щукина и в 40 лет решил перебраться в Москву. Первой столичной работой стала «Случайная смерть анархиста» на сцене Московского академического театра сатиры. Ее режиссером-постановщиком был Михаил Борисов, а Золотухин — художником. Вскоре его пригласили работать в кино художником по костюму. И вот через много лет он снова в Курске и снова режиссер.

На этот раз — руководитель театра «Смотри», где спектакли — авторские перформансы, очаровательные и ироничные, глубокие и единственные в своем роде.

Вы долгое время жили в Москве, работали и в театре, и в кино. Почему снова вернулись в Курск?

— Я уезжал из Курска в 40 лет! Мне говорили: «Куда ты едешь? Ничего не начинается в 40!». Я ответил, что не начинаю что-то заново, а продолжаю свое развитие, ведь возможностей в Москве гораздо больше. И кинокомпания там не одна, и театров огромное количество. Я начал свою работу в столице как художник, потом мои костюмы заметили, пригласили в кино. А кино — это как цыганская почта. Если ты хорошо и честно делаешь свою работу, то дальше ты ее не ищешь. Я проработал 17 лет в Москве, много поездил по России…

Москва — город компромиссов. Я только в 50 лет научился говорить «да» и «нет», а до этого я говорил «возможно», деликатничал. Сейчас я умею говорить «Нет, мне не нравится» или «Да, я с вами» — это решает многие проблемы. Когда я начал читать духовную литературу, я понял, что есть только «да» и «нет», а все остальное — от лукавого.

Прошло время, и я устал от того, что оформлял чужие спектакли и фильмы, я видел все по-своему. Когда у тебя есть свое видение и картинки кружатся в голове, тебе тяжело быть «под кем-то». К тому же, не всегда режиссер с художником могут договориться, потому что одному должно быть удобно, а другому — красиво, эстетично. Сначала художник во мне побеждал режиссера. Сейчас в своих спектаклях я все-таки отдаю предпочтение режиссуре, в первую очередь должна идти мысль, а потом — картинка. Но все же с Федором Михайловичем Достоевским я согласен: «Красота спасет мир», уродство не спасет.

Вы вернулись в Курск в 2018 году и что было дальше?

— Я абсолютно точно понимал, что буду заниматься театром, но тогда не предполагал какой это будет формат. Нашлись люди, мы начали репетировать, снова был театр «Два-три». Мы пробовали войти в воду дважды, но опыт показал, что это невозможно: надо было менять все и радикально. Так возник театр-студия «Смотри». После ухода из жизни моего педагога Михаила Борисова я ощутил потребность набрать студию, чтобы делиться знаниями и опытом с людьми, которые интересуются театром.

Мы объявили набор, и началась пандемия. Знакомые говорили, что никто не придет в разгар эпидемии, на что я сказал: «Кто придет — тот придет». И вот все, кто есть сейчас в театре, пришли тогда. И они до сих пор со мной.

Расскажите о студии.

— Мы работаем по системе Щукинского училища, в котором студенты обучаются четыре года. Сейчас у нас 12 человек, ребята занимаются третий год и уже заняты в спектакле «Жил-был дважды». Кто-то взял на себя организационные моменты по работе с соцсетями и реализации билетов, кто-то помогает с созданием костюмов.

Артистку театра кукол Ирину Слюсареву я сразу пригласил в свой первый спектакль, и до сих пор она в «Смотри». С нами Денис Синяев, который работал и в ТЮЗе, и в «Два-три». Остальные участники нашей студии — непрофессиональные актеры, у каждого есть основная работа, они отрывают свое время от семьи, детей, личного пространства, приходят и занимаются. То, что эти люди любят театр, очевидно.

Конечно, ставить спектакль с «второкурсниками» рановато, но лучше пробовать и рисковать. Пусть ребенок родится семимесячным, ведь его можно докормить и поставить на ножки, хуже — когда его переносили, он родился с зубами и знает, как жить, и еще нас учит.

Я выбираю пьесу, приношу в студию материал, мы читаем вместе и, если нравится, берем в работу. Стараюсь выбирать то, что может звучать в сегодняшнем дне и то, что можем поставить с труппой. Нет смысла ставить «Гамлета», если у вас нет Гамлета. «Мамаша Кураж»? Мамаша есть, детей нет.

Я убежден, что счастливые дети рождаются по любви. А спектакли — они как дети, должны рождаться в любви. Когда меня спрашивают «Какой ваш любимый спектакль?», я не могу ответить. Они мне все дороги, каждый по-своему. Я всегда ищу материал, который трогает, это для меня важно.

В планах у нас, например, восстановить спектакль «Шаток», он мне дорог. Эта притчевая история — посвящение моим бабушкам и маме. Это простая пьеса о пожилых людях, которые вспоминают, как было хорошо в молодости.

Какая задача у студии? Есть что-то вроде концепции?

— Кто-то из великих отметил: «Если бы театра не было, люди просто сошли бы с ума». Театр — это все-таки уход от реальной жизни. Он не учит, он помогает соприкоснуться с живым искусством. Один спектакль смотрят 120 человек, кому-то из них «не попало» вообще, кому-то «попал» конкретный фрагмент, потому что он в нем созвучие нашел, кого-то тронуло до слез, кто-то смеялся.

«Я счастливый человек, я еще помню порядочных людей», — сказала однажды Фаина Георгиевна Раневская. А я помню время, когда люди смотрели в глаза друг другу. Сейчас с этими цифровыми технологиями, человек не смотрит тебе в глаза при общении! Что-то такое происходит с ним, что он не может собрать свое внимание. Раньше сидели люди со своими «мнениями» у себя дома и никому не действовали на нервы. А появился интернет — появились «писатели», которые вдруг поняли, что можно свое мнение высказать. А потом появились лидеры этих мнений… Вы видите, что происходит на телевидении? Аватары поют, а души — нет! А мультфильмы все эти компьютерные… В общем, какая-то подмена. Я уверен, что сейчас мы живем в мире подделок во всех отношениях. Я не ретроград, но я всегда чувствую, есть душа или нет. А театр всегда помогает!

Я считаю, если хотя бы одна заповедь из десяти есть в пьесе, ее нужно ставить, чтобы в любой, даже самой темной вещи обязательно был свет. Если бы люди понимали, как ценна наша жизнь, какие мы все сиюминутные и что в любой момент все может закончиться, мы бы, возможно, жили счастливо!

 

Вы параллельно еще заняты в ТЮЗ «Ровесник». Нет ли конкуренции среди городских театров?

— Да, в театре «Ровесник» я работаю как приглашенный режиссер, недавно поставил «Без вины виноватые» Островского. Здорово, что в Курске стало появляться разнообразие, кто-то ходит в драматический театр, кто-то в Молодежный театр, кто-то в ТЮЗ. Новое или старое, одна форма или иная — форма любая может быть, если она не скучная и если есть над чем подумать. Если ты владеешь ремеслом, какая разница, кто ты и какие средства выражения используешь. Хорошую фразу говорит Треплев в пьесе «Чайка»: «Толкаться не надо, всем места хватит!».

 

Мы поговорили с вашими актерами о том, кто чем занимается «в обычной жизни». А чем вы занимаетесь помимо театра?

— Много читаю. Я вне интернета — это такая затягивающая история, что-то в ней есть такое темненькое. Я из прошлого века и не стесняюсь об этом сказать! Мне скучно сидеть в интернете, когда не весь Пушкин прочитан.

Я закончила Курский медицинский университет, работаю в поставках лекарственных средств. В обычной жизни я — счастливая жена и мама троих детей.

Я знаю Андрея Васильевича Золотухина еще с тех времен, когда подростком занималась в студии ТЮЗа. Спустя 17 лет увидела, что ведется набор в его студию и мой незакрытый театральный гештальт поманил меня снова. Поначалу домашние думали, что это моя блажь, но ведь у каждого человека есть свои интересы и желания, которыми он хочет заниматься отдельно от семьи, как-то проявлять себя и самореализовываться. Теперь они относятся с моей занятости в театре с пониманием.

Даже маленькие появления на сцене мы стараемся отыграть так, чтобы это запомнилось: неважно, вынес ты мантию для кого-то, держал тряпочку или изображал море.

Со спектаклей и репетиций я возвращаюсь напитанная радостью и эмоциями. Театр «Смотри» дает моим детям счастливую маму! Мне здесь хорошо!

Ирина Юрченко

38 лет, провизор

По первой специальности я инженер, но ни дня по ней не работал. Когда мне вручали диплом, я был на гастролях с командой КВН «Прима».  Вторая специальность — государственное и муниципальное управление. Я работал в сфере маркетинга и связей с общественностью, долгое время занимался продвижением в ЮЗГУ. Несколько лет назад поменял сферу деятельности, работаю в агрофирме.

Моя любовь к театру и искусству началась, когда в 10 лет мама отвела меня в ТЮЗ. Меня это затянуло! Когда Андрей Васильевич организовал театр «Два-три», он пригласил меня в одну работу, потом в следующую. Я играл до тех пор, пока режиссер не уехал в Москву. А после возвращения он снова позвал меня.

Постановки театра «Смотри» — это видение режиссером того или иного произведения, а актеры, как карандаши, которыми он рисует картину. Зритель в каждом конкретном произведении найдет что-то свое — в зависимости от того, насколько шаловливые тараканы живут в его голове.

Театр для меня это — отдушина. Есть работа, работа, работа, а потом форточка открывается — и оттуда чувствуешь свежий, весенний, апрельский воздух. Весна — мое любимое время года, когда просыпается природа. Я бы сравнил мое увлечение театром именно с этим свежим апрельским воздухом. Кстати, в свое время мы дома определились, что если человеку перекрыть кислород, он не сможет дышать, поэтому семья к моему увлечению театром относится с пониманием.

 

Денис Синяев

38 лет, руководитель отдела

Я работаю в сельскохозяйственной компании, воспитываю 15-летнего сына. В детстве я ходила в театральный кружок, были мысли о поступлении в театральный, но что-то меня тогда отвлекло. Потом случился переезд из Якутии в Курск, я поступила в Политех… И только сейчас я вернулась к тому, чем мне нравилось заниматься. 

В «Смотри» все совпали по духу, это самое главное. Знаете, как пазлы сходятся? Вот мы так же хорошо работаем в команде! Говорят, что актерские коллективы ядовитые, а у нас, наоборот, все друг друга поддерживают. Возможно, если бы это было нашим основным местом работы, если бы тут считались оклады и наработанные часы, все могло бы быть по-другому. Но мы сюда ходим, чтобы чему-то новому учиться, развиваться и получать удовольствие.

Театр для меня — это реализация потребностей, которых нет в жизни. Есть «работа-дом-семья», но хочется где-то подурачиться что ли. На первом году обучения у нас было много занятий, где мы высвобождали своих внутренних детей. Потому что только они могут ехать на палке и представлять, что скачут на лошади, стоять в луже и представлять, что они в море. Такого высвобождения своего внутреннего ребенка порой не хватает в обычной жизни.

Наталья Кравченко

39 лет, старший специалист отдела казначейства

По образованию я — юрист, работаю председателем товарищества собственников жилья. А еще я мама прекрасного человека 7 лет. Мой самый главный фанат — моя 13-летняя сестра — говорит мне: «Ты моя звездочка!».

В театр попала по совету своей знакомой. Я пришла на отбор и, по моему мнению, абсолютно провалилась. И вот я здесь уже третий год.

Мне нравится сама подготовка, процесс создания спектакля, это всегда весело и задорно. Пока я не смогла в полной мере понять, что мне дает сцена, потому что я всего три раза выходила к зрителю. Самое сложное для меня — это справиться с волнением. Потом оно уходит, и появляется гордость за коллектив и себя. Театр дал мне всех, кто в нем есть, все эти люди — они просто восхитительные. Я их очень люблю! И без нашего сенсея, конечно же, ничего бы не получилось. Он, как клей, на котором все держится!

Елена Селезнева

35 лет, председатель ТСЖ

Когда-то я писал стихи, рисовал, играл в школьном КВН, но с театром меня ничего не связывало. Я окончил технический университет по специальности «Организация международных перевозок и управление на транспорте» в Мариуполе. Работал я и моряком, и рабочим, и доставщиком пиццы. Когда переехал в Курск в 2010 году, начал заниматься охранными системами.

Я родился 23 октября и всю жизнь меня преследует цифра 23. Как-то гулял по Боевке и увидел, как на металле сваркой вырезано «Театр „Два-три“», сфотографировался рядом. Фото увидел мой брат и рассказал, что в этот театр как раз идет набор. Так я оказался на прослушивании.

Творчество всегда дает положительную энергию, эмоции! Мне интересно следить за процессом создания спектакля. Когда фактически из ничего, из пожеланий и мыслей, постепенно складывается итог. Когда ты видишь спектакль, есть одна эмоция: «Вау!». Хочется вернуться в начало, чтобы заново это пережить. Театр открывает мне себя. Мой Харитоныч из «Не по Гоголю» — четкий мужик! Мне близок его мир, видимо, это учел режиссер, когда раздавал роли.

Семье нравится мое занятие. Супруга ходит на спектакли, восхищается, может даже прихвастнуть где-то в компании.

Денис Козлитин

40 лет, сотрудник отдела безопасности

По образованию я филолог, окончила Курский государственный университет, работаю пиарщиком в IT-компании.

До того, как попасть в студию, я видела два спектакля Андрея Васильевича Золотухина. Они произвели на меня неизгладимое впечатление, мне понравилась его подача и стиль, глубина постановок, я «словила» юмор режиссера. Так я захотела стать частью этого театрального мира! Когда увидела объявление о наборе, естественно, пришла. И вот уже три года я здесь.

Театр дает мне возможность самореализации, возможность раскрыть грани моей личности. В студии мы не только обучаемся актерскому мастерству, пластике, но еще и работаем над собой, у нас есть психологические занятия, арт-терапия. Театр «Смотри» для меня не просто «хобби», он стал частью моей жизни, которую я берегу и, надеюсь, сохраню еще надолго.

Как удается совмещать? Было бы желание. На данный момент театр не мешает моей работе и личной жизни. А тайм-менеджменту можно обучиться!

Мое дочери 9 лет, она меня поддерживает и тоже хочет играть в нашем театре. Особенно после того, как в спектакле «Жил-был дважды» сыграл сын одного из наших актеров. Она загорелась это идеей и теперь ждет, что станет частью театра-студии «Смотри».

Серафима Баженова

37 лет, PR-менеджер

По первому образованию я педагог-психолог, по второму — инженер в области водоснабжения. Работала региональным представителем в крупном концерне, но наша компания ушла из России, и теперь я домохозяйка, что пока меня устраивает. Есть возможность посвятить себя дочери, сыну и саморазвитию.

Театр для меня — это заряд энергии. Это дело, которое всегда вызывает эмоции. Ты можешь в какой-то момент это ненавидеть или злиться, можешь быть в эйфории, но никогда не бывает ровного отношения к нему. Театр все время дает импульс энергии, всевозможной, но в основном — положительный, конечно. Я себя не отделяю от процесса, который происходит на сцене, и ощущаю себя частью единого целого в спектакле.

Моя дочка занимается в театральной студии с трех лет, сын тоже весьма артистичный. А вот супруг технического склада ума, ему это все любопытно, говорит: «В нашей семье одни актеры».

Лилия Макарова

39 лет, домохозйка

У меня два высших образования: инженер по качеству и юрист. Работаю в систематизации бизнес-процессов в проектном управлении и параллельно занимаюсь видеографией. В обычной жизни я мама четырехлетнего сына, кстати, в театр я пришла во время декретного отпуска. Не думала, что буду играть на сцене, я пришла в студию, чтобы разнообразить и дополнить свою жизнь, внести в нее новые краски.

Театр дает внутреннее обогащение! Казалось бы, взрослые люди приходят и просто играют, но это игры на внимательность, на развитие творческих способностей, на воображение. На каждом нашем занятии интересные упражнения, мы погружаемся в них и открываем каждый раз что-то новое для себя. А еще театр дает общение с прекрасными людьми. Мы готовим каждый спектакль совместно, дарим свою энергию зрителям, которые возвращают ее нам — получается мощный энергообмен.

Моя семья приходит на все спектакли! Мы с супругом оба работаем. В те дни, когда я дома с ребенком, он ходит на тренировки или занимается какими-то делами. Мы понимаем, что у нас как у отдельных личностей интересы и развитие должны быть обязательно, на этом строится семья.

Татьяна Киселева

32 года, бизнес-аналитик, видеограф

У меня два высших образования, я работаю системным администратором на предприятии.

Очень давно я играл в КВН, а вот с театром не был связан никак. О наборе в студию узнал от своего знакомого. Решил попробовать: выучил стих, басню, прозу. Спустя много лет после КВН, я снова вышел на сцену. Но в КВН ты что-то написал, вышел, рассказал — и оно забылось. А здесь от спектакля к спектаклю происходит трансформация персонажа. Чем отличается кино от театра? В кино вырезали лучшие дубли и склеили фильм. А театр — это когда один и тот же сюжет нельзя сыграть одинаково. Все, что у тебя есть внутри в настоящий момент, передается персонажу. Да, есть задача, установка, история героя, но есть и твое внутреннее состояние, поэтому каждый раз на сцене будет новая история.

Театр — это другая реальность, которая позволяет абстрагироваться от того, что происходит во внешнем мире и развивает многогранность души. У всех взрослых людей, в основном, «дом-работа». Но есть те, кто ходит в театр посмотреть, а есть те, кто ходит в него поиграть. Зритель посмотрел хорошую постановку — получил удовольствие, посмотрел плохую — не получил. На этом дело кончилось. А актер проживает это все изнутри! От идеи до конечного результата, который мы доносим со сцены, — это кропотливый труд, который развивает тебя как человека.

Друзья и коллеги уже посмотрели спектакль с моим участием «Жил-был дважды», все под впечатлением, хвалили и собираются прийти еще.

Алексей Шуклин

39 лет, IT -специалист