Предприниматель Алексей Корнелюк — о том, как вести успешный бизнес-блог
Автор одного из самых читаемых бизнес-блогов Алексей Корнелюк — о том, где брать идеи и сколько стоит один подписчик
В блоге предпринимателя Алексея Корнелюка во Вконтакте «Бизнес блог — цель Forbes» на момент выхода этой статьи более 250 тысяч подписчиков. Каждый его пост набирает в среднем 80 тысяч просмотров и несколько сотен комментариев. В довольно своеобразной манере 26-летний предприниматель пишет о путешествиях, рекомендует развивающую литературу, рассказывает о собственном опыте ведения бизнеса и рассуждает о смыслах. Он не ездит по стране с тренингами, пока не выпустил ни одной книги и не продает вебинаров. Реклама в его блоге стоит от 25 до 97 тысяч рублей.
Алексей Корнелюк рассказал «Морсу», как предпринимателю с «тройкой» по школьным сочинениям вести блог и зачем это нужно бизнесмену.
Как появился «Бизнес блог — цель Forbes»?
— Я родился в Новосибирске в обычной семье, вёл вполне мальчишеский образ жизни, плохо учился в школе, не ходил на занятия в университет и просиживал дни за компьютером, играя в онлайн-игры. И вдруг я понял, что жизнь проходит мимо, и нужно что-то менять. Я продал своего персонажа в игре, купил хороший телефон и стал с утра до вечера читать бизнес-литературу. Тогда в 18 лет я решил, что единственное, что умею — это разбираться в компьютерах. С вложениями 5 тысяч рублей я открыл сервис по ремонту компьютеров. Было круто почувствовать, что такое не ходить на работу с понедельника по пятницу, появились первые деньги и опыт.
Потом были интернет-магазин гик-атрибутики, кофейня Coffee Space, студия копирайтинга, кальянная, еще она кофейня… Для пассивного заработка скупал информационные порталы с аудиторией 2,5 миллиона человек. Сейчас вместе с партнером мы производим детские домики KIDS HOME, аналогов которых нет ни в России, ни в ближайшем зарубежье.
Мою историю можно прочитать в паблике «Бизнес блог — цель Forbes», который я веду с 2014 года. Я сделал это, прежде всего, для самодисциплины. Блог выступал в роли надзирателя, который обязывал меня работать и писать о своих результатах. Могу сказать, это безумно круто! Решил, что буду писать каждый день, и, естественно, оказалось трудно о чём-то писать, если ты ничего не сделал.
Зачем бизнесмену нужен блог?
Ответить однозначно на этот вопрос не получится, поэтому назову несколько причин. Итак, во-первых, постановка целей публично — самая большая мотивация. Во-вторых, блог развивает ваше собственное информационное поле. Многие считают, что блог для бизнесмена — совершенно не обязательная вещь. Недаром у нас есть поговорка: «Деньги любят тишину». А если кто-то сидит и рассказывает о том, как зарабатывает, это вызывает у некоторых людей подозрение и недоверие. Все, что не вписывается в их картину мира, автоматически считается неправильным. Главное, что дает блог бизнесу — это узнаваемость, а следующий шаг — доверие. Мы покупаем только тогда, когда доверяем. А блог как раз повышает лояльность к вам как к личности.
В блоге заводят новые интересные и полезные знакомства. Меня часто просят: «помоги», «дай совет», «научи», «стань наставником». И на эти вопросы отвечаю: «Я не бизнес-тренер, я не продаю курсов о том, как заработать и что-то смочь». Всю информацию можно найти в блоге бесплатно, если внимательно читать. Ко мне на страницу приходят ребята, которые хотят получить реальный опыт и внедрить его в свой бизнес. Начать рекомендую с чтения трех книг, которые меня самого сделали миллионером. Я готов бесплатно поделиться этими тремя книгами, и все, что нужно сделать — это написать мне личное сообщение с просьбой.
А еще в блоге я тренирую писательский навык. Потом, когда стану дедом, вместо Донцовой буду перечитывать свой блог или читать внукам по одной статье на ночь. Мне нравится писать, я уверен, что рано или поздно созрею и напишу книгу. И она будет не о бизнесе.
С чего начать вести блог?
Когда я начал вести блог, как раз открыл вторую кофейню в Новосибирске. А за плечами уже был опыт в двух сферах: ремонт компьютеров и интернет-торговля. Таким образом, я имел моральное право говорить пусть и не о большом, но все же бизнесе. И начал я с того, что стал рассказывать о собственном пути. Очень ценно, если ты говоришь о том, с какими проблемами сталкивался и как их решал.
Я встречал людей, которые заводили блог, а через два-три месяца больше уже не возвращались к нему. Почему? Потому что у них не было чёткого понимания, зачем им все это нужно. Смотреть нужно глубже, а не руководствоваться тем, что блог — это модно, значит, надо вписаться в эту тему.
Первое, от чего нужно отталкиваться, от построения картины мира. Нужно увидеть себя через 5-10 лет, и в голове выстроить путь от точки Б в точку, где вы находитесь прямо сейчас. Если в этой картине мира и на этом пути есть блог, который помогает, то стоит начинать. Когда ответы получены, садитесь за стол и начинайте писать.
Очень часто люди говорят: «Я не знаю с чего начать». В таких случаях вспоминайте Довлатова. Он рекомендовал начать так: «Не знаю, с чего начать и как это сделать правильно, однако…». И вот то, что вы напишете после этого «однако» и будет началом.
Нужно просто начать. В моём случае первой записью было вызов своему окружению: я бросаю вызов и борюсь.
Как научиться писать, если не умеешь?
В моем случае помогло то, что я много читал. Чем больше ты читаешь, тем больше развиваешь собственную думалку. Начитанному человеку под силу красноречиво и увлекательно повести слушателя за собой, в то время когда не читающий человек, будет бессвязно «мэкать» и выплевывать слова-паразиты.
Чтобы хорошо писать, нужно практиковаться. Процесс написания — это что-то вроде монолога, который естественным путём проговаривается вашим ртом, только молча. Посты должны быть с легкой самоиронией, не напрягающие, но в то же время ценные.
На написание одного текста у меня уходит 30-50 минут. Я работаю за компьютером в редакторе FocusWriter. Если мне приходится печатать на телефоне, приходится следить, попадаю ли по буквам, вместо того чтобы раскрывать мысль в тексте. А на компьютере печатаю и не смотрю на клавиатуру, а ошибки в постах исправляет мой редактор.
Откуда брать идеи для блога?
Опять мой совет: много читать. А еще смотреть вглубь самого себя. Иногда вымучивать из себя исключительно бизнесовый контент скучно, да и однообразие читателям тоже неинтересно. Тогда нужно остановиться и рассказать о себе: о чём угодно, но с пользой, с толком, с расстановкой.
Даже если цель блога — продавать, в нем не должно быть продающих постов. Никто не любит рекламу в лоб, это вызывает лишь отторжение. Я совершенно уверен, что кондитер может офигительно с юмором рассказывать о том, как он печет плюшки. Важно только придумать контекст и правильную подачу. И обязательно в написанном должен быть вывод. Люди зачем читают? Чтобы расслабиться или вынести пользу. Все! Других вариантов нет.
У меня нет контент-плана. Я просто знаю, что если выходит реклама днём, обязательно перекрою ее вечером обычным постом, чтобы рекомендательная статья, написанная не мной, не висела долго в блоге. Блог пишется не для рекламы, а для самого себя, а значит это и есть что-то вроде плана.
А если идей нет?
Если я чувствовал ступор, а такое, конечно, бывало, я просто заставлял себя сидеть, смотреть в одну точку, а затем что-то невнятное писать в блокнот. Этот метод нужен для набора скорости: чтобы написать о чём-то толковом, можно поразминаться в написании ерунды, которую все равно никто не увидит. Можно не насиловать себя и попить чай (без телевизора), помедитировать и вернуться к писательству.
Как повысить активность подписчиков в блоге?
Увы, комментируют в основном острые темы, которые резонируют с общим настроением. Например, мой пост о пожаре в ТЦ «Зимняя Вишня» собрал 330 комментариев. На телевидении далеко не глупые люди работают: раз там постоянно говорят про аварии, затопления и убийства, значит люди любят смотреть про трэш. Именно поэтому я иногда использую мат, который очень неплохо резонирует и разряжает обстановку.
А еще, конечно, нужно призывать людей к комментированию. Задавать открытые вопросы, чтобы читатель включился и написал своё мнение. Но если вы в посте скажете «Напишите свой комментарий», умная лента Вконтакте снизит охват. Я в таких случаях использую рассылку: в сообщениях от имени страницы предлагаю читателям обсудить написанное в комментариях. На обратную связь, естественно, нужно отвечать: так вы даете читателям понять, что они услышаны и их мнение имеет значение. Тишина в комментариях говорит о том, что тема не особо интересна. Хотя, надо признать, бизнесмены редко на что-то реагируют. Не помню, когда сам в последний раз что-то комментировал или лайкал.
Как выбирать фото для блога?
Иллюстрации постов — это вопрос собственного вкуса. Например, у меня в блоге для всех постов используется единый стиль оформления: шрифт, форма и подача. Картинки, соответствующие тексту и проблеме, ищу на стоках и обрабатываю в Adobe Photoshop.
В видео я пока смысла не вижу. Мне больше нравится сидеть и писать текст за чашкой чая. Тут каждому своё, это вопрос к целям. Если я не вижу ценности хватать камеру и снимать, я этого делать не буду.
Как продвигать блог?
Вконтакте — не самая лучшая площадка для естественного роста, там намеренно закручивают гайки и делают все, чтобы ручеек прибыли шёл именно через них. Правда, площадка как-то пытается поддержать авторов, дает, например, «Прометея» за какой-то странный контент. Но на самом деле, никто пока не понял, за что некоторые посты получают этот огонечек.
Три года у меня ушло на то, чтобы получить 75 тысяч читателей, и всего чуть больше года, чтобы добраться к 253 тысячам. Один подписчик в среднем обходится от 8 до 14 рублей. Это дорогое удовольствие. Первое время вообще было психологически сложно закидывать деньги в нематериальные вещи, и бюджет на продвижение мог варьироваться от 5 до 20 тысяч. Когда я начал заниматься блогом серьезно, в месяц мог тратить от 150 до 400 тысяч рублей на привлечение новой аудитории.
Как оценить эффективность блога?
Неправильно считать эффективность блога вовлеченностью: какой процент подписчиков лайкает и комментирует твои посты. Это короткая дистанция. Первая реакция подписчиков ни о чём не говорит — люди могут легко прийти и быстро уйти. Показатель — это длинная дистанция. Если автор растёт как писатель, интересная личность и бизнесмен, его будут читать.
Я знаю, что некоторые называют меня «инфо-цыганом» (то есть бизнес-тренером). Просто потому, что так привычнее и проще думать. Впаривание курсов и тренингов — это болезненная история, особенно, когда на тебя вешают ярлыки, даже не попытавшись разобраться в сути вопроса. Я размещаю рекламу в блоге, а весь полученный гонорар снова вкладываю в развитие блога. Именно поэтому он растет и привлекает новых читателей, которые получают пользу. Себе из этих денег я максимум покупаю мороженку и то через раз.