Актер Александр Аве: «Если бы билеты были дороже, люди бы шли в театр осознанно»
В новой рубрике совместно с магазином «Серж» мы говорим с интересными, творческими и стильными мужчинами нашего города.
Героем первого выпуска стал актер Курского драматического театра Александр Аве.
Он удивил нас в конкурсе молодых артистов «Верю». Актеры четырех российских театров представляли визитки, монологи и танцевально-вокальные номера. Последним и самым сложным заданием был «срочный ввод» или перевоплощение. Актеры прямо на сцене получали текст – сцену из кинофильма или отрывок из произведения мировой драматургии, самостоятельно репетировали его во время антракта и играли роль.
Александр Аве рассказал «Морсу» о том, каково работается молодому актеру в классическом театре, почему не имеет смысла зубрить текст и зачем поднимать цены на билеты в театр.
Расскажи, почему ты стал актером и когда понял, что тебе это интересно?
— Я и сам до сих пор не могу понять. С девяти до семнадцати лет я занимался спортом. А однажды, придя домой с тренировки, я увидел в интернете объявление о наборе учеников в актерскую мастерскую. Тогда во мне не было совершенно ничего творческого, но я взял телефон, набрал указанный номер и позвонил.
Через неделю я пришел на первое занятие, а мне говорят, что мы будем ползать по сцене, показывать кошек, собачек, обезьян…и даже это меня не остановило. Я постепенно начал втягиваться, развиваться, читал книги. С десяти утра и до одиннадцати вечера я проводил на занятиях по актерскому мастерству, я жил в этой самодеятельности и все, что мне нужно было для счастья – 200 рублей на сигареты и еду. Меня не интересовали девушки, я перестал общаться со старыми друзьями, бросил занятия спортом. У меня просто не было на это времени.
После этого я стал учеником Юрия Бурэ, а затем артистом драмтеатра.
И прежде, чем стать актером драмтеатра ты не учился в колледже или вузе?
— Нет, учился, закончил колледж культуры. Но ученик из меня, если честно, был так себе. Больше всего меня волновали профессиональные предметы. Актерское мастерство, тренинги и сценическая речь были для меня всем. По этим предметам у меня пятерки. Я не уделял времени русскому, математике, истории. Мне стыдно об этом говорить, но я был безграмотный, пока не начал развиваться сам.
Молодых актеров обычно привлекают современные модные театры. Такие, как «Гоголь-центр», например. Почему ты служишь именно в драмтеатре и играешь в классических спектаклях?
— Потому что классика – это все. Это касается и музыки, и одежды, и театра. На классике все строится, она вечна. И она трогает.
У тебя есть любимая роль?
— Моя самая серьезная и любимая роль – Володя в спектакле «Дорогая Елена Сергеевна». Роль отрицательная, очень злая, но я ее обожаю. Готовил ее год, очень тяжело к ней шел. Володя – человек с высшим образованием, очень сильно развитый для своих лет. Это не про меня. И мне пришлось открыть книги, изучить много нового, понять его язык и его жизнь. И когда я прочувствовал эту роль и начал жить этим персонажем на сцене, вот тогда я по-настоящему кайфанул.
Володя – твоя противоположность. А есть персонажи, на которых ты похож?
— Кто-то сравнивает себя с Гамлетом, Дорианом Греем…у меня наверное еще нет настолько богатого опыта, чтобы сравнивать себя с каким-то персонажем. Хотя, возможно, есть сходство с Чацким. Не яркое, но есть. Я, как и он, уехал, выучился, у меня появилось собственное мнение, а не навязанное кем-то. И когда я высказал его, меня не поняли и начали презирать. Эту роль я бы хотел исполнить, но немного попозже. Мне только 21 и играть Чацкого пока будет тяжело.
Круто! А кого еще мечтаешь сыграть?
— Мечтаю сыграть Дориана Грея. Мне очень нравится, как этот спектакль поставлен в нашем театре. Нужно суметь сыграть ангела, который становится исчадием ада, и потом это осознает. Эта роль тяжелая, но безумно интересная. Не знаю, получилось бы у меня или нет. Возможно, у меня пока нет нужного опыта для этой роли.
Как готовишься к спектаклям?
— Я не сижу над текстом, не зазубриваю его специально. Могу что-то разобрать, повторить, пока еду в маршрутке. Но специально не учу, потому что это бесполезно. Лучше всего учить текст на сцене. Режиссер разводит, говорит тебе, что делать, и ты играешь роль с текстом и запоминаешь уже через четыре-пять репетиций, иногда больше. Начинаешь понимать текст, можешь говорить его своими словами, но в итоге приходишь к тому, что написано.
Подготовки к ролям проходят по-разному. Бывают роли комедийные, веселые, на кураже. Ты хулиганишь, и от этого сам начинаешь придумывать какие-то фишки, изюминку твоей роли. А бывают спектакли, как та же «Дорогая Елена Сергеевна», где ты должен максимально погрузиться в этого персонажа, чтобы понять хотя бы один его монолог.
А бывает такое, что не понимаешь свою роль, а за два-три дня до спектакля, что-то происходит в голове, и ты думаешь: «Я понял, что он хочет!». Выходишь на сцену и начинаешь добиваться своей цели. После вчерашнего конкурса до сих пор сумбур в голове…
Как молодому актеру попасть в драмтеатр?
— Талант – это предрасположенность к труду. На протяжении трех лет я слышал эту фразу от Юрия Валерьевича постоянно. Если ты трудишься, ты будешь талантлив, тебя заметят и возьмут в театр. Мне кажется, гениев, у которых это получается с рождения, крайне мало. Все добивались трудом. Если не трудишься, то извини. Вон двери, ищи другое место.
А что делать, если не взяли?
— Конечно пробовать еще, если это твое! Если это твоя мечта и огромное желание, то найдется тот театр, которому ты подойдешь, и который захочет видеть тебя в своей труппе. Но только при одном условии, если есть маниакальная тяга к этому. Эту профессию нужно любить всем сердцем и быть к ней открытым. Актер – это даже не профессия, это диагноз.
Эта работа очень неблагодарная. Начиная от низких зарплат и заканчивая тем, что на сцене ты сам себя уничтожаешь. Было много случаев, когда актеров с травмами забирали из-за кулис, люди даже умирали прямо на сцене, потому что сердце не выдерживало. Поэтому, если ты можешь жить без этой профессии – живи.
Как считаешь, какие проблемы есть в театре? Что бы ты изменил?
— Я бы позволил театру пробовать что-то новое. Я считаю Юрия Валерьевича профессионалом и прекрасным режиссером. Поступает много идей, но он их не понимает. Потому что он вырос так, он видит это так, у него огромный опыт за плечами. Мы растем в другое время. Я не жалуюсь, классика – это основа, ее нужно уметь понимать и чувствовать. И это нелегко. Но я бы хотел, чтобы мы пробовали что-то новое, открывали себя для другого.
Например?
— Я не знаю… я видел спектакль в стиле авангард. Он назывался «Псих», в нем играл молодой Безруков. Там было все неординарно, там были какие-то другие режиссерские решения. Мне бы хотелось, чтобы актеры доносили то, что подразумевает автор, но по-другому.
Есть кто-то из молодых актеров, на которого ты бы хотел быть похожим?
— Да, их достаточно и в нашем театре. И я хочу схватить понемногу от каждого. Например, Евгений Сетьков. Он безумно талантливый и собранный человек. Ему постоянно приходят в голову какие-то идеи, и он хочет пробовать, пробовать, пробовать. Не важно – платят за это или нет, он просто берет и делает. Это классно, я бы хотел уловить это от него.
Дмитрий Баркалов. Нам недавно сказали, что у нас один нерв, и если убрать мою голову и поставить его, то это будет одно и то же.
Сергей Тоичкин. Он безумно харизматичный, от него прямо прет. Он выходит на сцену, и все, его разрывает, а ты кайфуешь от того, что он делает, ловишь с ним этот момент, и начинаешь веселиться. Это же самое главное, наверное. Донести мысль, развлечь зрителя и еще получить от этого кайф.
Есть еще очень много артистов, которые мне симпатичны. Елена Гордеева, Галина Халецкая, можно перечислять очень долго. Для меня театр – это семья, что бы тут не происходило.
Ты бы хотел сняться в кино?
— Да, хотел бы. Меня приглашали два раза в Москву. На танцевальный проект, который должны были выпустить на СТС, и коммерческий, хорошо оплачиваемый проект по фильму. Но я тогда был влюблен в девушку, которая злостно меня не отпускала. А я, не знаю почему, не поехал. Наверное, человек был мне дорог.
Сейчас я не то, чтобы об этом жалею, меня все устраивает. Кино это для того, чтобы тебя знали люди и чтобы получать большие деньги. А театр это для души. Здесь нельзя повторить что-то дважды, у тебя нет права на ошибку.
Считается, что кино популярнее театра. Тогда почему в театре почти всегда полный зал, а на фильме в кино, если это не премьера, в среднем сидит человек пять-шесть?
— Сейчас объясню. В наш театр ходит много людей. Дело в том, что билеты недорогие. Вот люди и ходят. А почему нет? В других городах, например, зрители приходят в театр в костюмах. Билеты дорогие и люди отдают деньги за спектакль, чтобы получить какие-то эмоции. А у нас зрители могут есть и пить на спектакле, разговаривать громко, когда актер стоит на сцене, выворачивает душу и хочет что-то донести. А человек мешает этому. На мой взгляд, это непозволительно. Если бы билеты были дороже, люди бы шли в театр осознанно, чтобы насладиться спектаклем.
Также и с фильмами. Выходят ленты, в которых есть мысль. И они никому не интересны. Выходит новая часть «Трансформеров» с миллионом спецэффектов, туда бегут толпами и тратят огромные деньги, чтобы попасть на премьеру. К чему это приведет? Люди забросят книги и будут искать только развлечения. Не скажу, что нужно отказаться от чего-то развлекательного полностью. Людям же нужно как-то отдыхать. Но, на мой взгляд, развиваться нужно больше, чем развлекаться.
Эту рубрику мы создаем совместно с магазином «Серж». Сегодня на фотосессии ты одет в костюм из новой коллекции. Правда, вместо выглаженной сорочки у тебя футболка с принтами. Это, вероятно, больше соответствует твоему характеру. Часто носишь костюмы?
— Костюмы, кстати, ношу не часто, несмотря на то, что они давно уже стали обычной одеждой, такой же, как, например, джинсы. Это атрибут, который выражает твое состояние и личность, и кроме того, костюмы сейчас в моде и выглядят очень стильно. Но до сегодняшнего дня мне не приходила в голову мысль, что костюм можно носить каждый день, с кедами и футболкой, и чувствовать себя при этом комфортно.
На примерке я безумно хотел классический черный. А надо мной подшутили: «У тебя, видимо, траур по конкурсу», и дали брюки и пиджак в полоску.
А обычно ты как одеваешься?
— Я одеваюсь как любой другой человек. Ношу то, что мне нравится. То, что подходит под мое настроение в этот день. И не важно, как это выглядит и как на это реагируют люди. Сейчас, например, я в костюме и чувствую себя при этом комфортно.