Курские эксперты о том, как начать разбираться в современной российской музыке

От изобилия на музыкальной сцене одним хочется заткнуть уши, другим — включить динамики на полную мощь. О вкусах, в том числе, музыкальных, можно спорить долго. А можно сохранить нервную систему и спросить у экспертов. Собрали мнения о ситуации в современной музыке, мейнстриме и тенденциях у тех, для кого музыка — не просто то, что звучит в наушниках. Музыка — их ежедневная работа. Что стоит послушать, чтобы научиться отличать истину от проходящего?

Конкретика и примеры

Алексей Иванов

музыкальный редактор радио «Курс»

Музыка сегодня — массовый продукт. Хотя заработать на музыке денег сложно — в этом проблема. Возможно, поэтому музыканты и хотят как-то выделиться: ругательствами или необычным имиджем. Это тоже надо воспринимать как данность. А слушать или нет — ваш выбор.

Мат в песнях стал настолько привычен, что никого уже не шокирует. Современные музыканты как разговаривают, так и поют на сцене. Понятно, что они не думают, что есть какие-то тексты, поэзия. Уже никому это не интересно. И музыка обыкновенная: исполняют всё, что уже было сыграно раньше.

Нашим слушателям в принципе нравятся группы,которые или с матюками поют, или картавым голосом. Такой китч. Сейчас модная певица Гречка — это ж ужас на самом деле, слушать невозможно, а просмотров — тьма.

Хотя,с другой стороны, она идет в рамках традиции русского женского вокала,который придумала Жанна Агузарова —то есть петь дурным голосом а-ля девочка-дурочка. Потом это всё продолжилось— была Земфира, Чичерина, сейчас — «Моя Мишель». И эта Гречка. Она только сделала ещё хуже. И это всё превращается в абсурд.А вот куда дальше пойдёт, я не знаю.

Есть «Пошлая Молли» — музыка для девочек-подростков. Им слова не нужны, ничего не нужно, им не важно, что музыканты эти еще играть не научились, поют плохо. У них есть кумир, и они ходят только на этих своих кумиров поглазеть. А те, в свою очередь, разговаривают на понятном для молодежи языке. От группы «Нервы» ничем не отличается. Это было всегда и повторяется с каждым витком, с каждым новым поколением, только кумиры другие.

Сейчас приоритет хип-хоп культуре. Это обратная сторона шансона на самом деле. Это слова, тексты. Потому что русские люди слушают, собственно говоря, не музыку, а текст. Для кого-то это переживания в тюрьме, для кого-то — проблема подросткового поколения. Поэтому это нормально, что хип-хоп стал популярен. Единственная проблема, какого он качества. И дело не только в музыкантах и слушателях, а еще и в продюсерах, которые вкладывают в это деньги. И иногда они думают: чем хуже, тем лучше.

Если начинать разбираться в русской музыке, надо, наверное, с классиков начинать: группу «КИНО» послушать обязательно, «Наутилус». А потом уже какие-то современные группы.

Главная рекомендация — ориентируйтесь на свой вкус: интернет есть, выбор есть. И ходите на живые концерты. Только в живом исполнении можно оценить, насколько крут твой кумир.

Об истоках, трендах и немного о Западе

Владимир Половнев

директор концертного агентства «Doctor Feelgood Concerts»

Молодежные субкультуры в том виде, в котором мы их помним по 2000-м годам, давным давно растворились в повседневности. Раньше были какие-то сходки, комьюнити по интересам, культовые тусовочные места, куда люди приходили общаться, обмениваться музыкальными записями. Это было своего рода романтическим феноменом, который помогал компенсировать рутину повседневной жизни. Сейчас всё заменил интернет и соцсети. 

Плохо это или же хорошо? Риторический вопрос. Все течет – все изменяется, важно уметь ориентироваться в происходящем, чувствовать дух времени и выбирать нужное тебе направление.

Любая культура является отражением своего времени. Сейчас, например, очень серьезные позиции в нашей стране занимает рэп- и хип-хоп культура. Благодаря, опять же, социальным сетям и поддержке активной молодежи, андеграундные MC смогли выйти в массы и стать популярными. Правда, большинство представителей данного жанра быстро загораются, но также быстро будут забыты публикой.

Лишь единицам удастся вписаться в историю и оставить после себя творческое наследие, достойное внимания и уважения. Впрочем, так всегда было, есть и будет. Помните, в начале 20 века Антон Павлович Чехов выделил понятие «массовой культуры»? Так вот, ничего с тех пор не поменялось. Истинное искусство, оно всегда будет носить камерный, даже интимный характер. Потому что в нем (искусстве) изначально разбираться надо, понимать, что есть что. А это уже целая система знаний! Далеко не все люди стремятся к знаниям. Среднестатистическому гражданину хочется, чтобы жизнь была попроще. И все вокруг, в том числе и культура – понятнее. Чтобы лишний раз не напрягаться. Потому и популярность обретают те песни, в которых всего 3 аккорда и немного смысла. Вот и вся физика. Для того, чтобы разбираться в том или ином искусстве, нужна определенная база. И чтобы её постигнуть, следует обращаться к корням, туда, где все когда-то начиналось, зарождалось и делало первые шаги. Например, если говорить о гитарной музыке и становлении стилей от джаза, блюза до тяжелого рока, то отправной точкой отсчета следует рассматривать Запад 30-х годов прошлого столетия. Именно там все и начиналось.

В последние лет 5 прорыв в мировом масштабе совершили инди-рокеры. Такие коллективы как «Imagine Dragons», «The Kooks», «Kasabian» вышли на топ-уровень как во всевозможных чартах, так и по посещаемости концертов.

Под термином «инди-рок» подразумевается мягкая ретроспективная музыка без особого гитарного скрежета и агрессии. Советую обратить внимание на ярких представителей данного музыкального течения. Приятно радует возрастающая с каждым днем популярность современного блюза, которому свойственно «скользящее» гитарное звучание и вокал в лучших традициях RnB-исполнителей. И здесь следует особое внимание уделить выходцам из Исландии – группе «KALEO». Думаю, многие, так или иначе слышали их сингл «Way Down We Go». Действительно, достойная работа. Не зря коллектив уже успел зарекомендовать себя в музыкальной индустрии как законодатель мод. В творчестве обмануть трудно: оно либо сразу в сердце, либо мимо. На тяжелой сцене тоже есть на что обратить внимание. В последние годы стремительный рост популярности набирают американские рокеры «Five Finger Death Punch». Возрождается глэм-рок, чему свидетельствуют успешные гастрольные туры представителей данного музыкального течения – финские рокеры «Reckless Love» или шведы «H.E.A.T» яркий тому пример.

Не могу обойти стороной отечественную музыкальную сцену. Очень понравилось творчество молодой певицы Манижи Сангин и её проекта «MANIZHA», получившем известность благодаря записи коротких музыкальных видео в Instagram. В этой же музыкальной нише (инди-музыка) есть еще один интересный проект вокалистки Тины Кузнецовой – «Zventa Sventana». После того, как Би-2 записали песню «Пора возвращаться домой», обратил пристальное внимание на творчество рэпера OXXXYMIRON’а, с которым, собственно, Шура и Лёва записали данный трек. Мирон эдакий мастер русского слова 21 века. Не поэт. Именно мастер слова. Очень крутой. Кстати говоря, вышеупомянутая композиция в феврале этого года выиграла престижную премию «Чартовой Дюжины» в номинации «Дуэт».

Вот такой небольшой список коллективов, с которыми я рекомендую всем любителям качественной музыки ознакомиться на досуге. Возможно, что-то мной было упущено из вида. Что ж, тем интереснее будет найти и открыть для себя что-то новое во всем многообразии современного музыкального мира. Как говаривал все тот же Антон Павлович Чехов, для этого нужно уметь наблюдать и чувствовать.

В любое время будут свои «Руки вверх»

Сергей Харьковский

шеф-редактор НАШЕго радио в Курске

Сразу скажу: у меня достаточно сложные отношения с русской музыкой, даже не смотря на то, что я работаю на «НАШЕм радио». Для меня русская музыка — это, в первую очередь, тексты, поэтому рассматривать ныне популярных «Элджеев» и иже с ними людьми, которые движут другие массы на танцполах,  это, наверное, уже не моя музыка. Хотя я понимаю, что она популярна и имеет место быть. В любое время будут свои «Руки вверх».

Расскажу о вещах, близких мне по духу. Это, например, альбом Гребенщикова 2014-го года по названием «Соль». Органично сплелись музыка и тексты. Был бы музыкантом, в такую же форму облёк слова.

Альбом, который меня сильно поразил (не беру даже его музыкальную часть), это альбом Дельфина «442». За последнее время в русской музыке — это самое сильное впечатление. Он очень короткий, там всего семь треков. Но каждый трек — это как зеркало, в которое мы смотримся, а, возможно, некоторые даже заглядывают за зеркало и неожиданно для себя узнают, что, оказывается есть и такие стороны в нашей жизни. Возможно, это альбом на пару-тройку лет, потом это все станут воспринимать как китч. А может быть, он, наоборот, войдет в анналы российской музыки и на него будет кто-то ориентироваться. До этого у Дельфина были все песни, условно говоря, обо всем и ни о чем. А в новом альбоме такое ощущение, что он стал одним из нас. Это абсолютно приземленный альбом, который показывает с его точки зрения какое-то положение вещей.

Группа «5’nizza» вернулась в своем оригинальном составе. В прошлом году вышел альбом «Ку». Сергей Бабкин и Андрей Запорожец сделали что-то такое, что было с «5’nizza» в начале их творчества. Но если вы вслушаетесь в текст, не смотря на внешнюю веселость и жизнерадостность альбома, тексты пугающие. Например, есть трек «Опа-на» о бытие нашем, о том, что люди пытаются думать о каких-то материальных вещах, а на самом деле — опа-на — и перед тобой открываются или двери в рай, или двери в ад. Но это человек осознается, когда это произойдёт. И у них много песен, которые двумя-тремя строчками цепляют нашу жизнь — этим альбом хорош.

Когда мы готовимся к эфирам, естественно, мы отслушивам музыкальный материал, особенно, если к «НАШЕму радио» он по большому счету не имеет отношения.

Приезжала к нам Ольга Глазова — девушка с гуслями, и у неё есть просто прекрасная композиция вместе с проектом «BAZALAI», он называется «Прощание с эльфами». Трек на эльфийском языке в современной обработке, сделан волшебно. Это песня, которая меня на какой-то момент сильно поразила, и его приятно переслушивать.

Посоветую еще всем родителям альбом 2011-го года Натальи Лансери «Четыре ёжика». Послушайте его, и 5-6 песен оттуда точно войдут в плейлист вашего ребенка. Всё очень доступно и самое главное хорошим русским языком это спето.




Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: