Как переживают отсутствие зрителей те, кто привык к массовым мероприятиям, и что из онлайн-формата возьмут в работу

Самоизоляция за два месяца изменила привычную жизнь и повлияла на все ее сферы. Культуру это не обошло стороной. Отменились концерты, спектакли, выставки, многие культурные учреждения перешли на онлайн-формат работы. Пообщались с представителями культурной сферы города о том, как публика относится к «дистанционному искусству» и когда они планируют вернуться к привычной работе.


Евгений Сетьков

актер Курского драматического театра им. А.С. Пушкина

— В условиях пандемии приходится сидеть дома и работать дистанционно. Работа онлайн — любопытная вещь, это что-то необычное для меня, для моих коллег. Но всего должно быть в меру. На данный момент, лично меня дистанционная работа немножко уже утомила, потому что когда ты работаешь в театре, ты ведешь живое общение со зрителем, делишься своей энергетикой и в ответ получаешь дыхание и энергетику зрительного зала. Происходит такой энергетический обмен.

Когда ты работаешь дистанционно, ты видишь только смайлы на экране телефона. Если ты ведешь репетицию, все это неестественно, потому что мы живые люди и живое общение не заменить никаким техническим прогрессом.

Что я открыл для себя в этом формате? То, что есть возможность собрать большую аудиторию, она гораздо шире, чем та аудитория, которая приходит в зрительный зал на определенный спектакль. На твой спектакль могут прийти либо жители города, либо гости города, а в онлайне есть возможность вещать на весь мир и твоя зрительская аудитория будет разнообразной.

Мы запустили онлайн-проект «Театр в халате». Это подобие юмористического развлекательного шоу, где ко мне как к ведущему в эфир добавляются гости —актеры нашего драматического театра — и на протяжении часа мы с ними пробуем выполнять разные творческие задания, шутим, рассказываем театральные байки. В общем, весело проводим этот час. Не скажу что большое количество зрителей его посмотрело, но так или иначе зрители оставляют свои отзывы, им это нравится, просят продолжать. Есть отклик, значит будем работать дальше. Единственные сложности, которые были, — это технические. У кого-то проблемы с доступом в интернет, у кого-то проблема с телефонами…

Как только мы ушли на карантин, когда все сели дома по своим диванам перед телевизорами, руководители многих театров, культурных центров, музеев предоставили уникальную возможность не выходя из дома посетить разные уголки нашей страны, побывать на спектаклях в театрах, на выставках в музеях, послушать классическую музыку. И за это им – спасибо! На мой взгляд, это некий домашний досуг, посидеть дома перед телевизором, посмотреть фильм, выпить горячего чаю, съесть какую-нибудь вкусняшку, ну и только. Потому что такое любопытно лишь на первом этапе. Живое искусство – есть живое искусство и оно должно оставаться живым. Дистанционное искусство — это маленькая таблетка, чтобы излечиться от какой-то тоски и скуки. Но она небольшая. Большая таблетка — это когда ты видишь и слышишь все живьем.


Александра Вакуленко

Курский областной краеведческий музей

— Я занимаюсь работой в социальных сетях нашего музея. Конечно, когда нам пришлось приостановить деятельность, первые пару дней все были в легкой растерянности и думали о том, как вывести работу на новый уровень. Было решено делать публикации в наших сообществах в Интернет. К нам, головному музею, присоединились в этом и филиалы.

Поначалу было непривычно, лично меня беспокоила реакция наших посетителей, но все хорошо приняли новый формат работы. Да, что-то невозможно передать онлайн, но, как по мне, аудитория увеличилась в разы.

Мы решили не отказываться от привычных мероприятий и провели ежегодные акции «Ночь музеев» и «Соловьиную ночь» полностью онлайн. Были сомнения насчет того, как такой формат примут наши постоянные посетители, но все прошло очень хорошо.

Онлайн-формат помогает знакомиться с музеем 24/7. Все опубликованные ролики хранятся на нашем канале, а значит, можно что-то посмотреть для души в любое время суток.

Мне бы хотелось поскорее вживую встретить людей в залах музея, рассказать им про наш край, но, думаю, даже после снятия всех запретов и возвращения к обычному рабочему графику мы уже не сможем отказаться от регулярной работы онлайн. Публикации может и станут реже, но точно не прекратятся.

Маска. Дизайн по мотивам картины Э. Дега «Танцовщицы на репетиции»

Алина Пронская

Картинная галерея им. Дейнеки

— Пришлось приспосабливаться к неожиданно свалившейся изоляции и в этой реальности небольшому музею не очень просто. Мы резко прекратили работу в привычном формате, и не все традиционные формы работы музея можно перенести в онлайн-формат, однако, много материалов сейчас доступно на нашем сайте. Мы поняли ценность страничек галереи в социальных сетях – это сейчас основной способ коммуникации с аудиторией.

На мой взгляд, плюсов работы музея в режиме онлайн немного, так как в интернете очень сложно конкурировать с такими титанами, как Третьяковка или Эрмитаж. Но тем не менее, многие постоянные посетители общаются с нами теперь при помощи интернета, внимание к нашему сайту заметно увеличилось, находим отклик на страничках в соцсетях.

В режиме онлайн возросло значение официальных страничек галереи в соцсетях. Они, как оказалось, справляются с различными задачами, кроме традиционного информирования о предстоящих событиях, показывают путь к нашему сайту, где мы выкладываем материалы: фильмы, экскурсии, публикации, игры, выставки. Онлайн мы существуем давно, но не все могли об этом знать, а теперь доступно только такое посещение галереи.

Странички позволяют ежедневно общаться с подписчиками, то есть с теми же посетителями, и предлагать им формы культурного развлечения по нашим материалам – тесты, игры и просто получить интересную информацию. Новые формы коммуникации: репосты, хештеги, отметки оказались честными показателями взаимного интереса с нашей аудиторией. Мы узнаем наших посетителей с новой стороны, удивляемся их фантазии и творческому подходу. Попробовали необычный формат: виртуальная выставка художественных произведений на тему: «Была война», в которой поучаствовали многие музеи из разных городов России и Беларуси.

Публикации также перешли в онлайн-формат. К 75-летию Победы мы выпустили воспоминания фронтовика Александра Глотова «Что такое судьба?». Один из самых сложных моментов — отсутствие живого общения не только между нами и нашими зрителями, так и между коллегами, онлайн-конференции этого не могут заменить. Хотя, отсутствие какой-либо связи повлекло бы негативные последствия и, спасибо, конечно, онлайн-площадкам за возможности, которые они предоставляют. Оказалось, что довольно много вопросов можно обсудить онлайн и можно использовать этот формат профессионального общения в будущем.

Потребность у людей в искусстве сейчас, как мне кажется, только возросла. И один из больших плюсов изоляции — это возможность посетить мероприятия любых музеев мира, чтобы с новыми впечатлениями и большим желанием вернуться в нашу родную галерею, когда это будет возможно. И все же, никакая самая качественная фотография не создаст такого же впечатления на зрителя, как реальная картина со всей ее фактурой, форматом, цветовыми нюансами. Это знают наши постоянные посетители и пишут нам, что скучают по возможности сходить на реальную выставку.

Из плюсов: стало легче сосредоточиться на идеях для будущих проектов, написании текстов и прочего, так как художественный музей — это не только картина на стене. Уверена, этот период благотворно скажется на творческой составляющей работы нашего музея в будущем.


Маска. Дизайн по мотивам картины П. Гогена «А, ты ревнуешь?»

Анна Сидоренко

Курская государственная филармония

— Ничто не сравнится с общением со зрителем, с энергетикой, что царит в зале во время концерта! Но в данных обстоятельствах, когда другого выхода нет, стараюсь находить положительные стороны работы «на удаленке».

Сейчас есть время остановиться и подумать. Для повышения квалификации обратиться к книгам по истории вокального искусства, методикам ведущих педагогов, мастерам сцены. Кроме того, в моей библиотеке есть несколько уникальных изданий, публикуемых в авторских редакциях. Появилось время найти и изучить новый репертуар, использовать находки прошлых лет, которые были в свое время отложены «на потом» и оно пришло.

Сейчас возникло множество интересных онлайн-проектов. В некоторых из них удалось поучаствовать. Например, марафон памяти «Семейные реликвии. Песни Победы». Это совместный проект Комитета по культуре Курской области и Курской государственной филармонии. Каждый день на страницах в соцсетях публиковались песни Великой Отечественной войны. Подписчиков знакомили с историей создания и интересными фактами, связанными с этими произведениями. В рамках проекта дуэтами солистов филармонии были подготовлены и записаны видео в режиме онлайн-конференции. Мне выпала честь спеть легендарный «Синий платочек». Моим концертмейстером был баянист Сергей Сидоров. Еще один проект —Всероссийская народная музыкальная акция «Окно Победы», проведенная 9 мая при поддержке Российского национального музея музыки и Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова.

#МойГолосПобеды — это онлайн-проект, который организован Фондом развития «Институт Евразийских Исследований» и Политологическим центром «Север-Юг», как часть Международного форума Победителей «Великая Победа, добытая единством». Форум проходил традиционно в конце апреля и был направлен на развитие диалога между молодежными, научными и экспертными сообществами государств СНГ, стран Прибалтики, Абхазии, Грузии и Южной Осетии в целях сохранения общей исторической памяти о Великой Отечественной войне, а также вкладе народов СССР в Победу над фашизмом. В условиях пандемии сроки проведения Форума перенесены. Меня пригласили для участия в онлайн проекте #МойГолосПобеды ,как участника форума прошлых лет.

Благодаря соцсетям, особенно в период самоизоляции, я узнала об интересном конкурсе — «Каверни Агутина-2». Он проходит тоже онлайн. Организатором выступает Продюсерский центр Леонида Агутина. Выложила на своей страничке в инстаграм кавер-версию песни «Я буду всегда с тобой». Она недавно вошла в мой репертуар благодаря совместному проекту с инструментальным ансамблем под управлением гитариста и автора аранжировок Олега Овчаренко.

Каждый из этих проектов интересен и каждый нашел своего зрителя. По себе могу сказать, что в условиях самоизоляции необходимость в прекрасном возрастает, а произведения искусства — это мощный антистресс.


Маска. Дизайн по мотиву фрагмента слепка статуи «Давид» Микеланджело

Галина Ветрова

директор Курской областной научной библиотеки им. Н. Н. Асеева

— Сейчас растет интерес к контенту в области культуры в интернете во всем мире. И наши сайт и странички в соцсетях не стали исключением. Так, количество просмотров праздничной онлайн-программы Асеевки, посвященной Общероссийскому дню библиотек, только за 1 день составило свыше 9000. Мы и раньше создавали виртуальные выставки, новые интернет – ресурсы и т.д. Просто сейчас эта работа усилилась. Появились видеолекции, медиатуры, онлайн-галереи, видеообзоры и множество других не очень привычных форм работы. Для нас были новыми в этом году сетевые онлайн-акции, посвященные ДнюПобеды: #строкиовойне и #МояполкаЮбилей_Победы. В них приняли участие почти 300 человек. За время публикации, акции набрали 45109 просмотров».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: