«Те, кто не чувствует мрака, никогда не будут искать света». Сходили на открытие сезона театра-студии «Смотри»

Театр-студия Андрея Золотухина «Смотри» открыла новый сезон спектаклем «Не по Гоголю». Эта постановка — современное прочтение известных произведений Николая Васильевича Гоголя, один из порталов в параллельный мир. Посмотрели, делимся своими впечатлениями.


В основу спектакля положена пьеса российского драматурга, прозаика, сценариста Нины Садур «Панночка». Произведение создано в 1986 году по мотивам повести Гоголя «Вий». Пьеса успешно ставится в Москве, Санкт-Петербурге, разных городах страны и за рубежом. Но на сцене Курского театра кукол предстает не инсценировка Гоголя или Садур, перед зрителем — мировидение Андрея Золотухина.

Андрей Золотухин — актер, режиссер, руководитель театра-студии «Смотри». Его жизнь связана с театром с десятилетнего возраста. Свой первый спектакль он поставил в 26, а ТЮЗу «Ровесник» посвятил 22 года. Уже в зрелом возрасте Золотухин окончил Щукинское театральное училище, курс Михаила Борисова. Жил в Москве, работал художником по костюмам, художником–постановщиком в театрах, кино и сериалах. После вернулся в Курск и создал свой театр-студию «Смотри».

Каждому человеку на постсоветском пространстве знакома повесть «Вий», поэтому о сюжете спектакля «Не по Гоголю» кратко. Странствующий философ Фома волею судьбы оказался в странном месте и повстречал не менее странных людей — Владимира Харитоныча, Славика и Валеру, которые затеяли нешуточный спор: существуют ли чудеса на белом свете? Мнение ученого Фомы их живо заинтересовало. Так существуют ли? Фома остался на ночлег и, засыпая в сарае, ему привиделась старуха. Ведьма! Герой расправился с нечистью и принял на себя удар судьбы, вызов потусторонней силы, призвавшей его защитить и этих мужчин, усомнившихся в вере в чудо, и это место, и весь светлый, теплый мир людей.

Фома отправляется исполнять последнюю волю панночки Ады — служить по ней панихиду. Тьма просит света и любви, а философ считает, что сочувствия достоин каждый, даже если человек перестает быть человеком. Это последняя попытка спасти человеческую душу, и, хотя она обречена, Фома молится, «чтобы устройство мира не рухнуло, и свет мира не помрачился бы…».

Главная тема спектакля — готовность пожертвовать собой, отдать жизнь, чтобы избавить остальных от страшных сил, закрывающих путь к вере, надежде, любви, дать шанс людям почувствовать чудо.

Наш мир пробила черная дыра и мне ее собой закрыть нужно

Спектакль живой и современный, о смысле жизни, свободе выбора, вечной борьбе добра и зла, поступках и ответственности. Постановка с первых минут погружает зрителя в атмосферу провинциального городка, полузаброшенной то ли фермы, то ли кафе со светящейся вывеской «open/close». Зритель сразу попадает в теплый, уютный летний вечер. На сцене уставшие мужики, читающие новости из газеты. Действие разворачивается неторопливо, но при этом спектакль втягивает в себя действительность, сливаясь с ней в единое целое. Происходящее на сцене воспринимается легко, нет ощущения, что присутствуешь на спектакле — ты вместе с актерами проживаешь эту полуторачасовую историю.

Актерский состав справляется со своей задачей достойно, учитывая, что играют в «Смотри» не профессиональные актеры, а обычные люди. Режиссер обошелся всего шестью персонажами, но при этом сохранил весь антураж повести и сюжетную линию. Каждый из героев получился живым и настоящим: трое разительно различающихся мужчин в исполнении Дениса Козлитина, Виталия Ефремова и Юрия Базовкина. Порадовала Рая Натальи Кравченко — шикарный образ! И, конечно же, Ирина Слюсарева и ее Ада. Точное попадание в образ, великолепная пластика и контроль мимики! Ада от Золотухина приковывающая, неизбежная, явно потусторонняя. При каждом ее появлении сердце замирает и от нее невозможно отвести взгляд. Понимаешь, что Ада настоящее зло, но она, притягательная, как магнит, и пугающая одновременно. Денис Синяев в роли Фомы создал на сцене естественного, харизматичного героя и вызвал много эмоций. Такими персонажами проникаешься и проживаешь с ним его жизнь на протяжении всего спектакля. А про финал — оставим интригу…

Поскольку спектакль ставится на небольшой сцене, декорации скромные и больше уделяется внимания реквизиту: вывески с надписями, мусор, бутылка горилки, ведра, лопаты, веревки, сапоги, наушники. Каждая деталь в постановке — яркий, точечный акцент — режиссерская находка, имеющая смысл. Отлично выполнены световые решения: натуральный полумрак, дымка, свет от горящей свечи, обозначающий самое важное.

Музыкальное оформление то держит в напряжении, то вдруг сменяется песней Лады Дэнс — атмосферно и мощно. И так — весь спектакль, от спокойных посиделок до кошмара в церкви. Контраст — сильный и, на мой взгляд, уместный. Отдельно стоит отметить костюмы героев — продуманные до мелочей и отражающие характер и роль каждого персонажа. От наряда Раи невозможно оторваться, настолько он яркий и колоритный. А чего стоят сапоги Фомы и их история после спектакля!

Никто из мужчин, сопровождающих Фому в церковь на третью ночь, не хочет взять его новых сапог, а сам Фома понимает, что они ему уже не понадобятся. Он оставляет их на дороге со словами: «А вот будет время и так же будет лето стоять жаркое, вдруг пойдет человек какой-нибудь по дороге? Может, ему сапоги нужно? Ведь он пойдет же по дороге и ему сапоги очень захочется! Так вот же они и есть! И стоят! Он всунет в них ноги, и охватит его моя жизнь и пронзит аж до самых костей! И поймет он, что хороший я был парень!».

Кажется, Андрею Золотухину удалось создать совершенно новое произведение, обыграть каждого героя по-своему, и, что самое главное, не потерять атмосферу, созданную Гоголем. В постановке нашлось место и юмору, и ужасу, и философским размышлениям. Зрителя бросает из одного эмоционального состояния в другое: то он смеется, то цепенеет от страха, то задумывается о вечном.

Современную публику сейчас сложно чем-то удивить, но у «Смотри» получилось. Можно с уверенностью сказать, что у студии есть свой стиль, который появился благодаря идеям руководителя и труду его команды. «Не по Гоголю» — атмосферная философская мистика вкупе с отличными комедийными перебивками. Необычный спектакль, который стоит увидеть!

В спектакле есть глубокая философия и символизм. После просмотра, поймала себя на мысли, что «Не по Гоголю» перевернул мое понимание классики, заставил переосмыслить диалоги, сопоставить детали, образы и добраться до сути. Постановка Золотухина про то, когда в голове вдруг щелкает и ты ощущаешь нечто схожее с просветлением. Вот она — правда мира! За это благодарность режиссеру, актерам и всем причастным к созданию спектакля. Моя однозначная рекомендация для думающего и открытого ко всему новому зрителя! Приходи и СМОТРИ!

Морс в соцсетях

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: