Кто катается по городу на редких велосипедах?
Послушали истории про ретро, заглянули в мастерскую, покатались в тандеме
С наступлением лета велосипед становится для многих основным видом транспорта. Мы познакомились с теми, кто катается на двух колесах круглый год.
ХВЗ
ХВЗ – не ругательное выражение и не шпионская шифровка. В советское время эта аббревиатура и эмблема с парящей ласточкой на закате была символом велоспорта.
Харьковский велосипедный завод производил едва ли не самые популярные в стране велосипеды. Сегодня позабытое старое становится новым спортивным трендом. Михаил, Александр и Роман увлечены велоспортом уже больше 10 лет. От трехколесного детского каждый из них пришел, а точнее – приехал к «Старт-шоссе» Харьковского велозавода.
Михаил Полюдов
«Моя история началась еще в 80х годах прошлого столетия. Мой отец занимался в курской велошколе примерно на таком же велосипеде. Примерно год назад мне захотелось ездить на чем-то спортивном, шоссейном: как отец, как мой дед. Начал искать варианты. И наткнулся на продукцию Харьковского велосипедного завода. Мой первый велосипед — ХВЗ Турист – не совсем шоссейный, но я пытался сделать его максимально быстрым. За прошлый год сменил 2 велосипеда. В январе приобрел вот этот шоссейник».
Велосипед с советским прошлым стоимостью 2-4 тысячи рублей – вполне бюджетный вариант (кататься-то хочется и в кризис). Однако это не вариант «сел и поехал». Любой велосипед ХВЗ требует как минимум реставрации, как максимум – переделки.
Велосипед разбирают, чистят, смазывают, собирают обратно. Не обходится и без модернизации. Например, в своем ХВЗ Михаил заменил все тросы, обтянул руль и седло кожзаменителем, заменил оба колеса и передний тормоз. Дешевое ли удовольствие? Цена запчастей может варьироваться от 100 рублей до бесконечности.
Велосипед ХВЗ 1984 года выпуска
Разгоняется до 70 км в час
Проезжает за день 60 км
Особенность: на колесах редкая резина 80-го года, которая выпускалась лимитированным тиражом
В городе Михаила узнать легко. На седло своего ХВЗ он прикрепил аудиокассету с хитами 80-х.
Велосипед ХВЗ 1972 года выпуска
Разгоняется до 63 км в час
Проезжает за день 20 км
Ретровелосипед (а велосипед, возрастом больше 20 лет, вполне может так именоваться) – это всегда история. ХВЗ Александру достался от преподавателя, а до этого он принадлежал какому-то спортсмену.
Александр Титов
«Заменить пришлось всё, кроме рамы, вилки, манеток (переключатели), выноса и переднего тормоза. Колеса здесь шоссейные, комфортные и больше скорости дают на дороге. Велосипед ХВЗ по сравнению с современным едет жестче, но при этом намного быстрей».
Велосипед ХВЗ 1965 года выпуска
Разгоняется до 90 км в час
Проезжает за день 40 км
Велосипед Романа в прошлом году отметил 50-летний юбилей. Несмотря на это вид у него более чем жизнеспособный. Да и на дороге держится уверенно. На руле – автограф какого-то гонщика. Видимо, этот велосипед тоже когда-то участвовал в марафонах и гонках преследования.
Роман Рыжков
«Несмотря на то, что велосипеду уже полвека, система тормозов и переключения скоростей я оставил прежней – считаю ее более надежной. Я очень быстро езжу, люблю скорость»
Велосипеды ХВЗ отличаются хорошей скоростью. По своему функционалу разницы между современным велосипедом и ХВЗ нет. Если задумались о том, чтобы пересесть на такой ретро-велосипед, помочь вам советом могут любители советских велосипедов, причем онлайн. Несколько месяцев в соц.сетях существует клуб ХВЗ.
Beyond Cycles
Это место, где велосипеды живут, где их собирают, где работают влюбленные в этот транспорт люди — Иван Сурнин и Артем Чаплыгин. Свой первый велосипед Иван собрал в 20 лет, Артем — в 11.
Иван Сурнин
«Это как с рисованием: все пробуют в детстве. Просто потом кто-то бросает, а кто-то нет. Я не бросил».
Артем Чаплыгин
«Откуда такой интерес к велосипедам не могу сказать, гены, наверное: отец занимался в юности велоспортом, дедушка любил на велосипеде ездить, дядя велоспортсмен был! К тому же, велосипед — чистый вид транспорта, безотходный, приводимый в движение лишь твоей мышечной массой, если хочешь ехать быстрее, так педали резче крути!»
Как открылась их веломастерская? Им просто хотелось ездить быстрее, говорят Иван и Артем. А еще им интересно создавать велосипеды с нуля: от чертежа до готового изделия. По их мнению, это совершенная форма транспорта и спортивного снаряда одновременно.
У велосипедов есть свои стандарты. Поэтому парни стараются подбирать составляющие если не одного завода и года выпуска, то, по крайней мере, единой стилистики. Чтобы не было с«крокодиловодства». Если Скелет велосипеда – это рама, то сердце – сам велосипедист.
Для Артем и Ивана важно, чтобы на велосипедах, которые они собирают, катались. Даже если это и ретро, но не музейные экспонаты. У Артема — Старт-шоссе 84-го года выпуска, у Ивана — Старт-шоссе ХВЗ 67-го.
Иван Сурнин
«Мой велосипед мягкий, почти резиновый. Учитывая наши дороги, это совсем не плохо. Едет велосипед достаточно быстро – скорость я не измерял, но машины обгонять получается. 40 км в час – легко! Сам катаюсь круглый год. И всем говорю, что кататься можно в любую погоду. На днях поехал в ливень на Магистральный. Вымок, конечно, но доехал!»
Артем Чаплыгин
«У меня есть повседневный, есть злой горный, а есть кастомный гибрид: можно и ехать быстро, а можно и по ямам по прыгать, не боясь за обод и резину».
SwifthandS
Виталий Залевский катается с трех лет. К 26 годам сменил 6 велосипедов. Открыл собственную веломастерскую и начал коллекционировать экзотические варианты. Сейчас у него 4 модели: обычный скоростной горный, стрит/дёрт, велосипед для триала и тандем. Последних, утверждает, в городе не больше трех.
Виталий Залевский
«Это велосипед американской фирмы SCHWINN. Но пришлось его немного отреставрировать: полностью перекрасить раму, вилку, немного обновить колеса. Но модернизация еще не закончена!»
Тандем в длину чуть больше 2 метров, со стальной рамой с широкими колесами и весом больше 20 кг. Но отличается от двухколесных собратьев только большим радиусом разворота — у него он почти как у автомобиля. Поэтому с ходу повернуть в узкую улочку вряд ли удастся. Пассажир за спиной крутит педали, но Ведущим является тот, кто сидит впереди, пассажир за спиной только помогает крутить педали.
За день Виталий проезжает около 40-50 км. Такая дистанция — привычна для тех, у кого велосипед служит основным видом транспорта. Главное, чтобы без дождя и попутный ветер в спину… Хотя велофанатов и непогода не остановит.
[starbox id=16] [starbox id=11]