Сторителлинг: как истории влияют на город
Почему умение рассказывать истории так важно?
Истории можно рассказывать обо всем: о людях и предметах, событиях и явлениях. Почему умение рассказывать истории так важно? Потому что историю запомнят, а сухие факты и цифры — нет. Потому что хорошо рассказанный текст вызывает сочувствие, возмущение, желание узнать больше или помочь, а увлекательный рассказ о проекте продает его и объясняет его ценность. «Городской конструктор» рассказывает о правилах сторителлинга и приводит несколько примеров того, как история может повлиять на город.
[heading title=’Что такое сторителлинг и зачем он нужен?’ sub_title=»]
Практическую любую информацию можно подать в виде истории. Это может быть статья, новостная заметка, объявление о сборе средств на благотворительность, анонс мероприятия или исследовательская работа — любой текст привлечет больше внимания, если он будет рассказан по правилам сторителлинга, то есть как интересная история.
Интернет дает большой простор для экспериментов с различными форматами историй. Они могут дополняться видео, аудио и интерактивной инфографикой, ярко оформленными цитатами и сносками, динамичными графиками или гифками. Медиа тратят на подобные материалы месяцы работы и сотни тысяч долларов, развивая этот формат и используя все новые технические возможности. Один из самых известных примеров подобных форматов – интерактивная статья Snow Fall, выпущенная на сайте New York Times в 2012 году. Материал был посвящен сходу снежной лавины в горах в штате Вашингтон. В нем родственники и друзья погибших спортсменов поминутно рассказывали об их судьбах. Статья стала невероятно популярна, ее автор получил Пулитцера, а в интернет-журналистике началась так называемая «постлавинная» эпоха.
[heading title=’Что нужно, чтобы написать хорошую историю?’ sub_title=»]
Использовать личный подход
Даже о чем-то прозаичном можно рассказать очень интересно, если использовать личный опыт. Например, если тема истории – заборы, то вспомните, как в детстве вы лазили через забор, рвали штаны или спасались от разъяренного соседа по даче.
Наблюдать
Дженнифер Робертс, преподаватель истории искусства в Гарварде, не разрешает своим студентам писать курсовую, пока они не проведут ровно три часа перед картиной, записывая ассоциации, мысли, сомнения и наблюдения. Найдите свободный час и пустую скамейку. Расслабьтесь, наберитесь терпения и начинайте внимательно изучать. Записывайте мысли, которые приходят в голову (они пригодятся позже).
Не отвлекаться от темы
Одна тема — одна история. Темой рассказа может быть все, что угодно: способы сэкономить при обустройстве двора, инструкция как защитить собак от догхантеров, способы оживления территории. Главное — формулировать тему до того, как начать писать текст.
Выбрать правильный формат
Правильный выбор формата поможет структурировать свой рассказ и мысли. Даже если вы никогда не писали, выбрать формат можно интуитивно. Вот жанры, особенно популярные в современных медиа.
— Статья-список
Или подборка, или листинг. Зайдите на Adme.ru или Buzzfeed.com: большая часть материалов этих сайтов сделана в виде списков. Предметы, вещи, явления в каждой подборке объединены по общим критериям. Заголовок подогревает интерес: хочется поскорее узнать про 8 навыков успешного человека или 10 жутких мест России. Все пункты в списке к тому же оформлены в одном стиле, чтобы у читателя сложилась цельная картина.
— Путевые заметки
Трэвелблог или рассказ о путешествии от первого лица. Этот формат выполняет две функции: с одной стороны, путевые заметки создают ощущение от места и погружают в него читателя, с другой — дают полезную, проверенную автором информацию.
— Фотоистория
Серии фотографий на одну тему с короткими или развернутыми комментариями — любимый формат городских блогеров или новостных сайтов. Автор комментирует фото и при этом рассказывает о том, что осталось за кадром. Важно, чтобы текст не дублировал, а дополнял фото.
— Расследование
В расследовании вы ведете читателя к выводу, попутно приводя доказательства своей мысли. Пожалуй, это самый сложный и трудоемкий из приведенных форматов: он требует от автора умения анализировать, интересно рассказывать, ярко описывать героев и ситуацию. В расследовании должна быть интрига — иначе это будет сухой набор фактов. Идеальный пример расследования — материал Snow Fall.
Ввести героя
В любой истории есть герой. Читатель всегда идентифицирует себя с персонажем: чем больше мы знаем о характере, проблемах и привычках героя, тем проще узнать в нем себя, а значит, полюбить и запомнить его историю. Героями могут быть не только люди, но предметы и явления.
Создать конфликт
Вспомните сказки: они всегда строятся на противостоянии положительных и отрицательных героев, в котором первые побеждают последних. Это противостояние называется конфликтом — если конфликт отсутствует, история перестает быть интересной. А вот когда он есть, строить повествование и описывать историю гораздо проще. И читателю тоже легче ее запомнить и пересказать. Имейте в виду, что конфликт совершенно не обязательно что-то отрицательное: это просто лихо закрученный, проблематичный сюжет. Можно вспомнить реальную историю, которая станет двигателем сюжета.
Продумать структуру
Используйте классическую трехчастную структуру: завязка, кульминация и развязка. Можно потренироваться, поделив на эти части любимый сериал или книгу. С чего все начинается? Что беспокоит главного героя? В чем его проблема? Ответы на эти вопросы мы узнаем в завязке. С героем что-то происходит, он пытается разобраться в себе или ситуации, убегает от проблем или пытается их решить — это кульминация. Чем все заканчивается? Что происходит после самого напряженного момента? Какие выводы и мораль у этой истории?
Три примера того, как хорошо рассказанные истории повлияли на город
1.
Куба Снопек и его книга «Беляево навсегда»
Беляево — это один из классических советских микрорайнов, созданных во второй половине 1960-х в рамках хрущевской программы. Несмотря на то, что, на первый взгляд, он мало чем отличается от сотен и тысяч других таких же микрорайнов по всей стране, польский архитектор Куба Снопек посвятил ему книгу «Беляево навсегда». В ней он рассказал про интересный контраст между анонимной архитектурой и содержанием, которое связано с направлением концептуализма. В результате даже была составлена заявка на включение района Беляево в список Юнеско.
2.
Арх-группы Podelniki и восстановление Белой башни в Екатеринбурге
Белая башня (водонапорная башня УЗТМ) — памятник советского авангарда, один из знаковых мест Екатеринбурга. Она была построена в 30-х годах XX века вместе с соцгородом Уральского завода тяжелого машиностроения. Башня завершала собой Аллею культуры, проектировалась как символ района, города, эпохи (на ее проект был объявлен конкурс) и строилась по самым современным на тот момент технологиям. Долгое время она стояла заброшенной, потому что находилась в аварийном состоянии. Но Полина Иванова, директор арх-группы Podelniki, предложила проект по ее спасению и для этого запустила краудфандинговую кампанию на платформе Planeta.ru. В краудфандинге хорошо рассказанная история особенно важна, именно она позволяет донести до людей идею проекта и собрать средства на его реализацию. Сейчас на Белой башне проводятся работы по восстановлению, а все желающие могут прийти на экскурсию или день открытых дверей.
3.
Анна Шубина и ее лонгрид «Экстрим-парк пермского периода»
Анна Шубина прошла онлайн-курс о том, как изучать город креативными методами и написала лонгрид — интерактивную статью — «Экстрим-парк пермского периода», где рассказала об истории уникального скейт-парка, который пользуется большой популярностью, несмотря на то, что находится в полуразрушенном состоянии. Ссылка на лонгрид была отправлена представителю Молодежного парламента при Законодательном собрании Пермского края. И через некоторое время городские власти Перми объявили о намерении отремонтировать площадку. Среди первоочередных задач — ремонт конструкций парка и организация медпункта.
Научиться сторителлингу можно в рамках курса онлайн-школы Vector.
Фотографии: istockphoto.com, X-Park Film, Егор Рогалев, Aleksandr Zykov / Flickr.com.