loader image

Мозаика на курских зданиях

Мозаика возникла ещё в древнем мире. В Месопотамии подобием мозаики украшали стены храмов, дворцов, а в качестве материала использовали камень, перламутр и слоновую кость. Греки и римляне применяли разные породы мрамора и смальту. В Византии мозаика стала культовым искусством, запечатлевшим библейские сюжеты и жития святых. Этот опыт переняли русские иконописцы. Правда, умельцев у нас не хватало, да и во время ордынского нашествия традиция прервалась. Намного позже Михаил Ломоносов открыл собственную технологию варки смальты и даже набрал несколько мозаичных портретов и полотно «Полтава», но распространения технология не получила.

Почти через 100 лет при Академии художеств открылась мозаичная мастерская. При оформлении интерьера Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге климат не позволил выполнить роспись масляными красками и тогда стали применять мозаику. Петербургская династия Фроловых — самые известные художники-мозаичисты. Ее представители делали мозаичные панно в храме Христа Спасителя в Москве, в Исаакиевском соборе и храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, на станциях московского метро и других объектах.

Первая советская мозаика появилась в 1925 году: это были два герба СССР на Киевском вокзале в Москве. Позже мозаикой будут украшать фасады театров, библиотек, метро. Кстати, в интерьере мавзолея тоже есть мозаика.

В 1955 году, когда партией руководил Никита Хрущёв, вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Это означало отказ от сложных декоративных техник и дорогих облицовочных материалов. Чтобы справиться с дефицитом жилья, строили типовые и недорогие хрущевки. А чтобы дома не выглядели слишком серо и безлико, их украшали мозаикой из дешевой керамики и стекла. Когда летом 1962 года в Москве закончили строительство Дворца пионеров, его мозаика на годы вперёд определила стиль и формат подобных панно. Присутствовавший на открытии Хрущев сказал: «Такая архитектура мне нравится!»

Курские мозаики

Древней и дореволюционной мозаики, к сожалению, в Курске не сохранилось. Но советская тоже заслуживает внимания.
А вот самой первой «курской» мозаикой можно считать мозаичные плафоны станции метро Маяковская в Москве. Их выполнил в 1937 году курянин Александр Дейнека. Цикл, получивший название «Сутки Страны Советов», запечатлел парящего лыжника, моряка, комбайнёршу и, вероятно, курскую антоновку. Также Александр Александрович делал плафоны для потолка станции «Павелецкая».

Одна из первых советских мозаик в Курске украсила стелу «Героям-курянам» перед Домом связи. Открытие памятника состоялось 9 Мая 1966 года. На нём золотыми буквами увековечены фамилии 270 уроженцев Курска и Курской области, Героев Советского Союза и России. Автор мозаики из смальты и натурального камня — скульптор Михаил Заутренников.

В Курске мозаиками украшали детские сады, институты и молодёжные центры. Фасад актового зала главного корпуса нынешнего ЮЗГУ на улице 50 лет Октября в 1989 году украсило панно «Наука». Авторы изобразили десять фигур учёных от Аристотеля до Курчатова. Самую большую смальтовую мозаику в городе создали художники Александр Конев и Глеб Барабанщиков по эскизам Владимира Окаева и Владимира Капустина.

На стене здания художественно-графического факультета Курского государственного университета на улице Блинова мозаикой выложили лозунг «Искусство — народу». А на стене корпуса инженерного факультета Курского государственного аграрного университета имени Иванова изображены линии электропередач, трактор и, конечно, серп и молот. На фасаде молодёжного центра «Гелиос» расположилась мозаика, отражающая его название. Художники Владимир Сошников и Глеб Барабанщиков изобразили солнечное божество, звёзды и планеты на бело-синем небе.

Особенно интересно выглядят мозаики на стенах детских садов. Дети закружились в хороводе под лучами солнца на проспекте Ленинского комсомола, голуби мира и стрекозы на Заводской рифмуются с керамической мозаикой на Хуторской, где художник Вячеслав Конев изобразил башню Кремля, космонавтов и множество цветов.

Апогей советского мозаичного искусства пришёлся на 60-е и 70-е годы. Мозаика появилась стенах многоэтажных домов и общественных зданий, часто подчёркивая их назначение. Например, на здании научно-исследовательского института изображали учёных с колбами в руках, а на стенах бассейна — пловцов. Появились новые темы: покорение космоса, героизм рабочих предприятий, завоевания революции, 50-летний юбилей которой отмечали в 1967 году. Мозаики, как плакаты, выражали понятную мысль, доступную для взрослых и детей. Говорят, мозаики несли и практическую пользу: покрытые ими бетонные стены домов меньше пропускали холодный воздух в квартиры.

Мозаики украшали дома культуры и административные здания. На здании Дома культуры завода «Аккумулятор» сохранились две большие мозаики. Слева на стене солнце освещает путь матросам, а справа изображен космонавт, символизируя достижения революции.

В начале 80-х появились два мозаичных панно из керамический плитки на фасаде администрации Центрального округа на улице Невского. Над входом в арку изображён Ленин в окружении красноармейцев и красных флагов. Мозаика называется «Октябрь 1917».

А слева на углу мозаика «Труд» или «Строители нового мира» изображает инженеров, строителя и космонавтов. Эскиз создали Михаил Заутренников и Вячеслав Ионин, а выкладывали рисунок Глеб Барабанщиков и Алексей Милостной.

По эскизам Михаила Заутренникова Вячеслав Ванин на стене здания Курскэнерго выполнил панно из смальты, получившее название «Энергия». Здесь разворачивается сюжет древнегреческого мифа об укравшем огонь Прометее. Можно видеть момент передачи согревающего пламени из рук в руки. От его тепла растут колосья, гудят трубы заводов.

Из смальты выполнена мозаика на торце административного здания на улице Ломакина. Небогатой палитрой, используя всего лишь четыре цвета, автор изобразил солнце, птиц, девушку, колосья пшеницы.

На здании локомотивного депо, если проезжать под мостами от Маяковского к Станционной, разместилась большая мозаика. Красное знамя с изображением Ленина как будто разделяет рабочих революционеров и космонавта, а внизу можно увидеть маленький вагон. Часть мозаики закрыта сайдингом.

С началом перестройки интерес к мозаике угас. Ею по-прежнему украшали остановочные павильоны и даже клумбы, но используют всё реже. Но внимания заслуживает мозаика в зале ожидания автовокзала. Здесь можно увидеть Дом Советов, Знаменский собор, памятник «Борцам за советскую власть», герб Курска и направления в ближайшие города.

Советский союз, возникший из осколков Российской империи, сам как будто превратился в мозаичное панно, а после распался на отдельные части. Большинство зданий, на которые наносили мозаику, не представляют исторической ценности, поэтому многие изображения исчезли вследствие ремонта или разрушения. Как будто следы былой цивилизации остались кусочки мозаики на остановке возле Сумского моста.

Не пережили ремонт две мозаики работы Вячеслава Ионина на фасаде областного Дворца молодежи на улице Белгородской. Не сохранилось панно работы Михаила Заутренникова на Доме культуры комбината «Волокно» (Городской культурный центр «Лира»). Нет больше мозаики в подземном переходе под Сеймским мостом, а также на стене ЦУМа. Остались только фотографии.

Фото: Объекты города Курска и области, Фото- и видео- Курска, История Курского края до 1917 года, «Друг для друга» Курск