loader image

«Я лично кайфую от Бальзаминова». Актёр драмтеатра Дмитрий Баркалов о новой роли

Почему не стоит сравнивать Баркалова с Вициным и что значит «обнулиться» перед новой ролью

В марте 2019 года в Курском драматическом театре им. А.С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Женитьба Бальзаминова». Главную роль в нем исполнил актер Дмитрий Баркалов, известный курским зрителям по ролям Лаэрта в «Гамлете», Чацкого в «Горе от ума», Кости Треплева в «Чайке». Мы встретились с Дмитрием, чтобы узнать подробности о роли, о подготовке к спектаклю и его профессиональных мечтах.

Дмитрий, премьера «Женитьба Бальзаминова» стала событием для города, спектакль до сих пор активно обсуждают в соцсетях. Вы довольны своей работой и исполненной ролью?

То, как зритель оценил премьеру, безусловно, приятно. Мы три месяца трудились над этим спектаклем, нам выделили сто репетиций. Работа проделана колоссальная.

Режиссер спектакля Заслуженная артистка России Елена Гордеева соединила три пьесы, и получилась история про Мишу Бальзаминова. Это имя на слуху у старшего поколения, они смотрели фильм и знают кто это, поэтому на мне была большая ответственность как на исполнителе главной роли.

Мне не хотелось быть похожим на своего экранного коллегу, хотелось привнести что-то своё, и у нас с Еленой Викторовной это получилось.

На мой взгляд, «Женитьба Бальзаминова» — удачная работа и хороший спектакль. Что касается своей актерской работы, я доволен. Мне нравится находиться в спектакле и нравится этот персонаж, мы с ним подружились. Я рад, что спектакль «зашел» зрителю. Зная реакцию зрителей, получаешь громадное удовольствие от этого спектакля и от персонажей в нем. Я лично кайфую от Бальзаминова.

Расскажите про реакцию людей на спектакль в соцсетях?

И знакомые, и друзья, и зрители пишут в соцсетях, благодарят за персонаж, за образ, вообще за спектакль. Многим, оказывается, не очень нравится фильм, а мой персонаж кардинально отличается от киношного, и за это зрители благодарят. Приятно, когда своей работой получается разбить существующие клише. Георгий Вицин, конечно же, великий актер, он создал свой образ Миши, в тот момент актуальный, но новое время диктует новые правила, и с помощью таких постановок мы приобщаем людей к классическим произведениям.

Почему вы не хотели быть похожим на экранного Бальзаминова-Вицина?

«Женитьба Бальзаминова» стала известна благодаря фильму, ее ставят во всех городах нашей страны под разными названиями. Наша постановка отличается многим от фильма. Прием, которым решила воспользоваться Елена Гордеева, — гротескное существование на площадке, но при этом нужно сохранять органичность и проживание своего персонажа. И, конечно, наполнение спектакля: сценография, музыка и свет.

Когда я получаю роль, специально никогда не смотрю постановки и фильмы, потому что иначе начинаешь сравнивать, а значит, подсознательно что-то обязательно перенимаешь или наоборот от чего-то отказываешься. На мой взгляд, когда ты сам делаешь образ, ты сам с ним проходишь определенный путь без подсказок и костылей, в этом и есть плюс. Это по-актерски, и это ценнее. Образ получается твоим, родным.

Как шла подготовка к спектаклю?

Подготовка к роли и спектаклю — это всегда трудоёмкий процесс. Необходимо было подтянуть теоретические знания. Первым делом я перечитал биографию Островского и его произведения. Их огромное количество, но я выбрал самые подходящие по теме и годам. Ты должен знать этикет и моду того времени, как люди жили и чем они жили, чем руководствовались, когда поступали так или иначе.

Во-вторых, при подготовке к этой роли мне пришлось забыть о своих «примочках», о своих навыках, которые я получил за время работы в театре, пришлось обнулиться. Этот процесс мне помог, Миша Бальзаминов получился интересным парнем.

Миша Бальзаминов — наивный романтик и мечтатель. Как вы считаете, его мечта сбывается?

Бальзаминов — человек, стремящийся к своей мечте. Он хочет быть богатым. Когда Миша мечтает о чем-то, он счастлив. Мечты — это то, куда он уходит от повседневной жизни. Он не решает проблему, а предпочитает помечтать, чем пойти и что-то сделать. Он инфантильный парень, это и понятно, потому что мама его растила одна, без отцовской руки. Из хороших побуждений, из любви к сыну она подталкивает его к некоторым поступкам, приводящим к последствиям, о которых мы знаем. Как только его мечта сбывается, он снова хочет вернуться к маменьке, но уже поздно — его продали за деньги. Так и в нашей жизни происходит, человека могут просто продать. Мишу продали за благополучие, думая, что он будет счастлив.

Как вы относитесь к своему герою?

Мне жаль, что он выбрал такую мечту. Но я понимаю его, он хочет вырваться из той серой избушки на курьих ножках, как говорит сваха, и стремления его ясны. Только способы достижения не вызывают одобрения. Правда, он не делает никому зла и быстро ретируется, когда возникает настоящая угроза. Мы видим, как человек меняется, становится более остервенелым, более настойчивым, усугубляя тем самым свое положение.

Если бы вы были режиссером «Женитьбы Бальзаминова», что бы вы изменили? У вашей постановки был бы альтернативный итог или продолжение?

В нашем спектакле я бы не стал ничего менять. Он состоялся, и это прекрасно. У каждого актера есть свое мнение о любом произведении. Попадись мне эта пьеса и будь я ее режиссером, какие-то свои вещи я бы внес, но сейчас я не готов говорить, что бы я конкретно изменил. И каких-то альтернативных развязок мы не искали, коверкать зрительскую психику не хотелось. Финал закономерен, понятен. Каждый что-то отметит отдельно для себя, но мне кажется, что финал нашего спектакля именно такой, какой нужен.

На ваш взгляд, что хотел донести режиссер до зрителя в этом спектакле?

«Женитьба Бальзаминова», как и все классические произведения, актуально. У нас много инфантильных ребят, которые готовы на все ради богатства, но прилагать усилия, добиваться чего-то — им чуждо. Поступки настоящие, человеческие, которые свойственны сильной личности, стали редкостью. Все больше находится хитрых, очень продуманных, и обманывающих.

А Миша — это жертва по сути. Жертва всех тех, кто его окружает. В любом случае, постановка будет интересна любому поколению: старшее вспомнит то, о чем они забыли, а молодое поколение посмотрит на себя, решит каким не надо быть и, возможно, подумает: «А та ли мечта у меня в голове?»

В прошлых интервью вы говорили, что мечтали о роли Хлестакова и Чацкого. Эти мечты сбылись. Какую роль мечтаете исполнить теперь?

Я сейчас поймал себя на мысли, что есть вершины, которые хочется покорить. Бальзаминов — это еще одна вершина, которая мне покорилась. Что будет дальше — неизвестно.

Существуют определенные роли, но их озвучивать не хочется, потому что это все-таки мечта, а актеры немножечко суеверные в этом смысле. Моя мечта: как актеру определенного амплуа хочется сыграть что-то на сопротивление, то есть чего-то диаметрально противоположного.

Смотрел сериал «Годунов». Борис Годунов — интересный персонаж! Любопытно наблюдать, как его играет наш народный артист Сергей Безруков. Смотришь и думаешь: как бы я это сделал? Чисто по-актерски думаешь. Как бы это сделать? В себе найти? От чего отказаться? Что приобрести?

Годунова я тоже смотрела. Очень сложный образ!

Очень сложный. Я рад тому, что мои роли никогда не были простыми. Работая над ними, ты растешь грандиозно.

Если взять предыдущую премьеру с моим участием «Чайка», то это сложнейший материал. Чехов — классика, ее ставят за границей. И мне довелось сыграть одного из главных героев — Костю Треплева. Найти этого парня тоже было сложно, мучительно. В итоге получилось то, что получилось. На «Чайке» аншлаг даже с первыми рядами балконов! И ты понимаешь, что курского зрителя мы привлекаем и он сопереживает героям.

Если уж совсем откровенно, меня сейчас приманивает одна роль. Она безумно сложная. Это князь Лев Мышкин из «Идиота» Достоевского. Бешеная роль! Поработать в этом спектакле или над этой ролью — это моя мечта. Я не просыпаюсь с ней каждый день, но думаю периодически.

А есть ли мечта из детства, которая пока не исполнилась?

Вот это капец какой вопрос! Вообще, ребенок из семьи небогатой, мечтает о простом: чтобы была машина, квартира, чтобы все было хорошо в финансовом плане. Да и родители хотят того же. А я мечтал еще о других вещах, подсознательно приближаясь к актерской профессии. Я мечтал сначала быть одним, потом другим, потом третьим, потом четвертым. В итоге, я сейчас это реализую на сцене: могу быть кем угодно.

Все сложилось так, что я могу сказать: для счастья у меня есть всё! Есть семья, есть любимая работа, есть роли, которые любишь, есть востребованность, есть преподавание, есть студенты, есть две дочки. Я счастливый человек! И мне не хочется на этом останавливаться.

Сейчас мечтаете о чем-то? Скажем, чего хотите в ближайшие 10 лет?

Знаете, я не могу сказать, что эти мечты грандиозные. Хочется совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, пробовать себя в иной сфере. Хочется сделать такое, что не свойственно тебе, кардинально противоположное нынешней деятельности. В профессии, в личном плане, в семье хочется расти над собой.