Курский модерн. Модная архитектура начала прошлого века
Каждый исторический период говорит с нами на своем языке. Последний большой стиль — модерн — возник в 90-е годы 19 века и просуществовал до Первой мировой войны. Он дал название эпохе, ярко выразив национальные особенности разных стран. Росли города, молодая буржуазия нуждалась в новых зданиях бирж, вокзалов, промышленных предприятий и особняков. Новые технологии и материалы давали возможность авторам выразить индивидуальность. В облике зданий эпохи модерна сегодня мы видим личные предпочтения и фантазию архитектора, вкусы заказчика, особенность местности.
Со времени появления модерн стал разнообразным и впитал в себя множество направлений. Характерные особенности стиля в архитектуре:
Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных, текучих и динамичных, отсылающих к природе, асимметрия
Увеличение роли декоративно-прикладного искусства. Используется мозаичный орнамент, красочные витражи и майолики
Прямоугольные окна, вытянутые кверху, напоминающие витрину. Дверь либо прямоугольная, либо арочная
Свободная планировка с обращением к национальному романтизму: природе и мифологии, а также ориентация на древние сооружения
Корней Чуковский, проходя как-то мимо одного из особняков в стиле модерн, записывает в дневнике: «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина».
Почти в каждом большом городе сохранились здания в стиле модерн. В Курске какие-то объекты исчезли навсегда, другие нуждаются в уходе и защите. Большинство зданий с элементами модерна в Курске построено из красного кирпича, что не удивительно, ведь тогда в городе было несколько кирпичных заводов, использующих местное сырье.
Чтобы увидеть здания начала века в первозданном виде, мы обратились к старым фотографиям и рисункам курского краеведа и художника Израиля Ликоренко. Потом прошли по центральным улицам Курска, чтобы рассмотреть самые известные здания в стиле модерн. А разобраться в деталях нам помог архитектор Михаил Заутренников.
Михаил Заутренников, архитектор, урбанист, автор проекта Курск-2032
— Модерн — собирательный образ новой архитектуры, возникшей на рубеже XIX и XX века. В разных странах такая архитектура выглядела и называлась по-разному: Тиффани в США, Арт-нуво во Франции, а у нас прижилось название Модерн. Это более «креативная», свободная от стилистических оков классицизма архитектура, родившаяся в результате социальных изменений и развития технологий. Появились новые материалы и конструкции: железобетон, металл и керамика. В формообразовании архитекторы этого периода тяготели к естественным природным формам и оттенкам, деталировке. Каждая постройка этой эпохи обладает индивидуальным архитектурным образом и по-своему уникальна.
Доходный дом купца Альпина
улица Дзержинского, 82
Предположительно, здание построено по проекту архитектора Сергея Серебровского в начале прошлого века. Купец Альпин сдавал в этом доме квартиры внаем. Потом дом принадлежал его сыну, первому завкафедрой оториноларингологии Курского государственного медицинского института Якову Исаевичу Альпину.
После Февральской революции 1917 года здесь располагался комитет партии эсеров, а летом следующего года губернская чрезвычайная комиссия. Именно сюда слал гневные телеграммы Владимир Ленин, недовольный работой члена Курского Центрозакупа. Во время гражданской войны здание пострадало от пожара и почти десятилетие дом пустовал. Восстановили его только в 1927 году. Во время реконструкции, которую провели накануне московской олимпиады, дом лишился балконов, кованого парапета и других украшений, но не смотря ни на что остается ярким представителем стиля. Теперь здесь тринадцать квартир, магазины и офисы.
— В детстве я жил недалеко от этого здания, посещал детский сад недалеко от него. Уже тогда я понимал, что этот дом — особенный. Жаль, со временем были утеряны все консольные элементы и некоторые детали. Это яркое, кирпичное здание со сложным декором, состоящее из двух корпусов (2 и 3 этажа), разделенных аркой. Разноэтажные корпуса, поставленные на сложном рельефе формируют сложный и притягательный силуэт. Жаль, что построенное рядом здание торгового центра никак не реагирует на дом Альпина: было бы здорово и тут использовать схожий кирпич в облицовке и как-то подчеркнуть соседство.
Торговые бани купца Самуила Карабаджак
Улица Почтовая, 3
Авторы, проектировавшие и работавшие в стиле модерн, наверняка, считали, что все в человеке и вокруг него должно быть прекрасно. Доходные дома, банки и магазины, больницы и даже бани. Так как водопровод в Курске появился только сто пятьдесят лет назад и охватывал лишь центральные улицы, горожане строили бани.
В декабре 1911 года на нечетной стороне Москалевской улицы купец Самуил Шабатоевич Карабаджак открыл торговые бани. Проект здания и надзор за работами произвел техник-строитель Павел Руденко. Парадный фасад украшали лепные детали: маски, кариатиды, растительный орнамент, а на башне гордо вытянулась рельефная надпись «Бани». Особенно интересно выглядели кованные ворота, как будто изображающие дикий цветок. Место обрело популярность благодаря удобствам в виде отдельных парильных, душевых, гардеробных и помещения столовой. Важную роль играла здешняя прислуга. В мужской части это были банщики, а в женской «бабки-костоправки», производившие оздоровительный массаж.
В 1915 году заведение называлось «Центральные бани», а после Октябрьской революции его передали одноименному товариществу. В годы гражданской войны из-за нехватки топлива бани не работали. После капитального ремонта в 1923 их снова открыли для посетителей и использовали по назначению много лет. Во время Отечественной войны здание частично пострадало из-за упавшей бомбы, но было восстановлено. Правда, лишилось части былых украшений фасада, лепнины, выразительных окон. В пятидесятые здесь расположилась городская санитарно-эпидемиологическая станция, работающая до сих пор. Десять лет назад был пристроен шестиэтажный лабораторно-испытательный корпус ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Курской области».
— От бань Карабаджака вообще практически ничего не осталось. Здание сильно пострадало в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками и было почти полностью перестроено при восстановлении. О былом фасаде нам немного рассказывает башенка над балконом центрального входа. О модерновом фасаде мы можем только догадываться.
Женское епархиальное училище
улица Блинова, 23
В 1866 году при приюте для девочек сирот и вдов священников открылось женское училище, в котором обучали навыкам домашних работ. Число воспитанниц росло и уже через десять лет возникла необходимость в строительстве нового здания. Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс проектов. Совет училища и строительный комитет отдали предпочтение курским архитекторам Николаю Грушецкому и Владимиру Слесареву, чей проект и был реализован.
Строительство продолжалось с весны 1909 до осени 1911 года. Во время Первой мировой войны здесь разместился седьмой эвакуационный лазарет для приема раненых, а в годы гражданской открылись пехотные курсы командного состава рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1924 году после ликвидации пехотной школы здесь разместили детский городок имени III Интернационала. Пионерская коммуна просуществовала до 1926 года, потом открылась Губсовпартшкола. Тогда же здесь выступил народный комиссар просвещения Александр Луначарский.
При отступлении в феврале 1943 года немцы здание сожгли. После войны его восстановили, но фасад несколько изменился. Над центральным входом был балкон, который несохранился. В 1954 году здесь размещалось Курское суворовское училище, но уже в 1957 году его передислоцировали в Уссурийск. Так в здании, построенном для девиц, почти все время располагались военные. Сейчас в нем находится Курский НИИ Министерства обороны РФ Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности.
— Женское епархиальное училище на улице Блинова у нас часто называют «Пентагон». Этот дом похож на филармонию — сдержанный, контекстуальный и строгий кирпичный фасад. К сегодняшнему дню здание на Блинова потеряло важнейший модерновый декор и больше похоже на классицизм. Утрачены огромные вертикальные витражи на главном фасаде, декор окон и сложный силуэт парапета. Но даже в таком виде дуэт женского училища и филармонии создает несколько мистическую атмосферу в парке Пионеров.
«Дом жилой» или «Дом Ильича»
улица Перекальского, 1
В начале прошлого века уездный комитет попечительства о народной трезвости инициировал строительство доступного культурно-просветительского учреждения. Весной 1912 года Городская дума приняла решение об отводе около четырех десятин земли за Московскими воротами, напротив здания женского епархиального училища для постройки Народного дома и разбивки рядом с ним общественного сада в память трехсотлетия правления династии Романовых. Здание построили в 1913 году по проекту архитектора Богдана Перетятковича (решение фасадов) и инженера Владимира Кулябко (планировка здания) при участии гражданского инженера Якова Максимовича. Кстати, по проекту Перетятковича был сооружен Летний театр Курского общественного клуба. Обращают на себя внимание большие окна и особенно, стильные решетки, напоминающие диковинное растение.
В годы Первой мировой войны здесь разместили хирургическое отделение лазарета губернского земства. После революции это был уже Народный Дом Совета рабочих и красноармейских депутатов. В январе 1919 года здесь развернут сыпнотифозный госпиталь на 400 коек. Тогда же в годы гражданской войны здание пострадало сначала от обстрелов, потом от пожара и было заброшено на несколько лет. В год смерти Ленина на митинге трудящихся Курска принято решение отремонтировать здание и организовать в нем клуб «Дом Ильича», что было сделано 23 апреля 1925. Так возник городской культурно-просветительный центр с библиотекой и музеем имени Владимира Ленина. В следующем году начала работу широковещательная радиостанция. С 1927 часть помещений, а через два года уже все здание по 1983 год, занимал драматический театр.
В феврале сорок третьего после освобождения города от немецких оккупантов перед горожанами с балкона выступил с речью командующий 60-й армией Иван Черняховский. После войны под руководством главного архитектора города Алексея Шуклина провели реконструкцию. Сделали ремонт. Когда театр переехал в новое здание, здесь разместилась Курская государственная филармония.
Кирпичный фасад с кирпичными же деталями Курской филармонии — это эталонное здание в стиле модерн. Текучие формы металлического декора крыши, большие витражи в деревянных рамах, кирпичные рельефные стены в немного «заводской» стилистике — такое здание вполне могло бы украсить любой европейский город тех лет. Для модерна свойственна связь между фасадом здания и его интерьером, но, я думаю, до нас оригинальный интерьер не дожил и было бы здорово его восстановить. Несколько лет назад сделали подсветку фасада и теперь мы можем любоваться классной архитектурой ночью, гуляя по парку, или проезжая мимо.
Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Курской области
Улица Ленина, 83
Ярким представителем стиля является здание Центробанка, построенное сто десять лет назад по проекту гражданского инженера Федора Ливчака. До приезда в Курск в 1912 году им были спроектированы здания банков в Симбирске, Тамбове и в Нижнем Новгороде. Сейчас в нижегородском расположился дом культуры, в двух других — университеты и только здание курского банка используется по назначению. Здесь мы видим смешение стилей. Важны детали. Это и полукруглые окна и майолика с природным орнаментом, и балкон с зубцами, подобно средневековой башне. Сам архитектор о концепции здания говорил так: «Колоссальная изба с характерной двускатной коньковой крышей». Руководил строительными работами самарский инженер Павел Кикин, а лепные работы выполнил германский подданный, скульптор Лев Бенш, известный по отделке здания Дворянского собрания. Майоликовые украшения в числе которых два герба Курской губернии, сохранившиеся до наших дней, выполнены в мастерской Подмосковного имения купца Саввы Мамонтова в Абрамцево. Интересен характерный для стиля цвет и восточные мотивы, которым тогда придавали огромное значение.
Весной 1913 года завершена кладка главного здания и квартиры управляющего, а уже осенью Курские отделения Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков переведены в новое помещение. 15 февраля 1914 года здание освятили. В годы Первой мировой войны, управляющий отделениями Дворянского и Крестьянского банков Свербеев передал свой дом под лазарет Красного Креста. После революции здесь помещались общеадминистративный и финансовый отделы губернского комиссариата земледелия и канцелярия отдела сельского строительства, трудовая школа первой ступени, а позже въехал губком РКП (б) в котором в 1920–1923 гг. работал знаменитый партийный деятель Карл Бауман.
В 1941 году в здании располагался Комитет обороны города и штаб народного ополчения, а во время оккупации городская управа. Когда город освобождали здание было сильно разрушено. После войны сюда въехало Курское отделение Госбанка. В начале шестидесятых годов со стороны улицы Ленина сделана пристройка операционного зала, повторившая архитектурные детали основного корпуса. Сейчас здесь Главное Управление Банка России по Курской области.
— Очевидно, самое яркое здание эпохи модерна в Курске — это управление Центрального банка. Здание неплохо держит перекресток улиц, несмотря на компактность и небольшую этажность. Архитектор смог этого добиться, разработав яркий и сочный эклектичный фасад. Сам фасад тяготеет к неоготике, но мрачные стрельчатые окна и другие готические детали нивелируются радужным цветом стен. Мне нравится, когда через какое-то время после свежего ремонта, фасад выгорает на солнце и становится более гармоничным по цвету. Люблю это здание, оно просто чудом появилось в нашем городе. Любое из этих зданий из подборки можно было бы построить в Париже или Нью-Йорке. Хорошо, что их построили в Курске. Это качественная архитектура мирового уровня. Главная идея, которую я бы хотел донести: модернизм — это как Эсперанто — мировой язык.»
Из несохранившихся объектов мы решили выделить Летний театр в Первомайском саду и возведенную на бельгийский капитал электростанцию на улице Дзержинского. Кстати, здание театра было одним из первых в стране, построенное из монолитного железобетона и строили его тоже бельгийцы. Сюда же добавим двухэтажный дом на углу Садовой и Ленина (Садовая, 17), в котором жил архитектор Константин Байков. Его снесли в 1991 году. В последние годы на здании была надпись, как завещание потомкам: «Люби и украшай свой город».
Наверное, правильно было бы сказать исчезающий модерн — бывший доходный дом Васильевой на улице Белинского, 26.
Элементы модерна можно увидеть в здании городской больницы Гладковой (Перекальского, 5), в здании офтальмологической клинической больницы на Садовой и винный склад (Халтурина, 16).