loader image

Курск на акварелях Израиля Ликоренко

Сейчас, когда каждый может сфотографировать, что ему заблагорассудится, ценность момента как будто улетучилась. Нейросеть может раскрасить старые фотографии, как считает нужным, не сверяясь с подлинником. Кажется, время ускорилось. И мы спешим. Не обращаем внимания на детали. Память стала короче, избирательнее. Город, как статичная декорация. Но стоит остановиться и посмотреть вокруг, оказывается, многое изменилось. А как было? Помнят архивы, музейные работники, старые фотографии и рисунки Израиля Ликоренко. Его имя, возможно не известно широкой аудитории, но рисунки, наверняка, видели многие. Он запечатлел старый Курск, каким помнил сам, каким узнал, чтобы не забывали следующие поколения.

Ликоренко родился в Миргороде Полтавской губернии. В 1930 году семья переехала в Курск. Отец служил главным бухгалтером гречзавода, мать медработником. Мальчику было одиннадцать лет, когда на первом этаже Сергиево-Казанского собора открылась художественная студия Областной картинной галереи, расположившейся на втором. Удивительно, но это осталось единственным художественным образованием, будущего краеведа.


В начале Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Казахстан, заодно и семью Ликоренко. В 1942 году по окончании девяти классов юношу призвали в армию и направили на Дальний Восток, но вскоре комиссовали из-за слабого зрения. В 1943 году семья вернулась в Курск. Израиль пошел в вечернюю школу, а после войны поступил в Харьковский архитектурный институт. Мечте стать архитектором не суждено было сбыться. Подвело зрение. Поэтому в следующем году он поступил в Московский кредитно-финансовый институт и по окончании работал в Новгородском отделении Госбанка. Отработав год, из-за тяжелой болезни отца, который остался один после смерти матери, вернулся в Курск. С 1952 года работал экономистом на заводах: «Спецэлеватормельмаш», «Аккумулятор», «КЗТЗ», «Маяк», «РТИ». В 1981 году вышел на пенсию по инвалидности и увлекся курской стариной.

    В 1981 г. Ликоренко составил первый алфавитный указатель улиц Курска, включив многочисленные переименования разных лет. Благодаря его труду, известно, что улица Свободная до переименования в 1918 году называлась Смирительная, а ещё раньше Острожной. Нынешняя Карла Либкнехта была Михайлоархангельской в честь храма, а не известного никому ныне революционера. А Карла Маркса называлась просто Первой Шоссейной, украшением которой были Московские ворота. При работе над справочником Израиль Иосифович использовал все доступные источники: документы, путеводители, планы города, телефонные книги. Бескорыстный и беззаветный труд. Казалось бы, зачем это полуслепому пенсионеру?

Остановка «Покровский базар». Угол Дзержинского и В. Луговой

Он перечислил все названия в довоенных границах города по состоянию на 1 января 1941 года, кроме завокзальной части. Спустя двадцать лет материалы Израиля Ликоренко были использованы при подготовке издания книги Александры Травиной «Улицы города Курска. Справочник по истории площадей и улиц города. 1782–2000 гг.».

Но главным делом жизни стало создание акварельных рисунков с видами Курска. По определению научного сотрудника краеведческого музея Виктора Склярука, поддержавшего и консультировавшего талантливого автора, «на акварелях Ликоренко изображены храмы, учебные, промышленные и торговые заведения, жилые дома, театры, сады, фонтаны, элементы городской архитектуры (ризолиты, балконы, подъезды, навесы, ограды). Рисунки выполнены с натуры, по фотографиям и старым открыткам. Вид многих объектов, полностью или в значительной степени утраченных, восстановлен в первоначальном состоянии».

Художник запечатлел два века истории города. Более пятиста рисунков из которых как пазл складывается яркая картина времени. Вместе с знатоком местной старины Николаем Логачевым они много фотографировали, описывали, чтобы запечатлеть наиболее важные места. Есть изображения старинных зданий, а есть современные автору постройки. Особо выделяются два рисунка. Всё-таки художник застал Курск довоенный и после освобождения, помнил разрушенные здания.

Вот перед нами «Красная площадь. Август 1939 г.». Цветущий город. Множество людей куда-то спешат по улице Ленина. Ещё виден дом, в котором когда-то располагалась знаменитая гостиница Полторацкого, мальчишки в кепках набекрень катят велосипед, а навстречу как будто идет маленький Изя и над всеми голубое небо.



А вот «баррикада на углу улиц Сосновской и Урицкого. Июль 1943 г». Краснокирпичная стена перекрывает улицу Сосновскую перед перекрестком с Урицкого. Справа угловой дом Рябкова по Сосновской, 14 а, рядом — дом № 12 Сыромятникова Ивана Федоровича. В середине баррикады проезд, куда смотрят солдаты. Кажется уже гремят орудия курской битвы.


Картины мастера отличает внимание к деталям, работа с цветом, который точно подобран в соответствии с исторической правдой и любовь к жизни. На многих из них мы видим нежно голубое небо, цветущие деревья, людей, которые заняты своими делами и не замечающих постороннего зрителя. Кажется, можно вдохнуть запах пыли которую поднял автомобиль, промчавшийся по Херсонской и услышать голоса товарок, продающих арбузы на Барнышевском базаре.


Все изображения можно разделить на несколько основных направлений: гражданская архитектура — дома, учреждения, банки и больницы. Следующее направление — храмы и часовни, многих из которых уже давно нет. Отдельно нужно выделить «архитектурные излишества», как позже сформулирует Хрущев, — это балконы, ворота, двери, навесы над крыльцом. А также художник рисовал улицы и людей, можно сказать типажи: писари, городовые, золотая рота, как когда-то называли представителей городских низов и преступного мира. Удивительно, как за такой короткий срок, возможно создать такую яркую мозаику типажей и образов.


— Израиль Ликоренко пришел к нам в начале 80-х годов. Он тогда уже был очень болен — перенес два инфаркта. Но пришел он к нам не жаловаться на жизнь, а показать свои акварели с видом старого Курска. Они были очень интересными, особенно в цветовом отношении. Так музей пригласил Израиля Иосифовича к сотрудничеству, чему он несказанно обрадовался.

Виктор Склярук, научный сотрудник музея


В 1982 году в помещении краеведческого музея состоялась персональная выставка. Около трехсот листов. Со своими рисунками И. И. Ликоренко выступал в школах, вузах и предприятиях. Был участником областной выставки самодеятельного творчества. Четырежды работы экспонировались в краеведческом музее. 29 марта 1987 года Израиля Иосифовича не стало. Скончался в Курске. Похоронен на Северном кладбище. Родные передали рисунки-акварели в фонды Курского областного краеведческого музея. Сейчас они оцифрованы и доступны по ссылке Акварели И. И. Ликоренко. В 2014 году Комитет по культуре и Курский областной краеведческий музей выпустили альбом «Старый Курск в акварелях И. И. Ликоренко».