загрузчик изображения

Канатная дорога, музей Малевича и другие идеи горожан для Курска

Завершился прием идей для мастер-плана Курска. Напомним, это стратегия пространственного развития города на ближайшие 5-10 лет, которую разрабатывает государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Интернет-журнал «Морс» стал информационным партнером корпорации в рамках этого проекта, и в апреле этого года мы выясняли, что из себя представляет мастер-план.

С конца апреля по сентябрь шла краудсорсинговая кампания: любой желающий на сайте vmeste46.ru мог оставить свое предложение о том, как должен выглядеть город. Горожане предложили 217 идей. По словам эксперта-антрополога Михаила Алексеевского, это очень высокий показатель, потому что обычно в городах такого размера, как Курск, количество предложений в рамках краудсорсинга в 2-3 раза меньше.

В этой статье мы выясняем, как эксперты работают с идеями, публикуем некоторые предложения курян (орфография и пунктуация не изменены), а самые необычные еще и визуализируем с помощью нейросети.  

Михаил Алексеевский

руководитель Центра городской антропологии
из консалтинговой компании КБ Стрелка (группа ВЭБ)

Михаил, как из всех предложений горожан вы определяете, какие идеи войдут в мастер-план? Есть какие-то критерии?

— Общий алгоритм работы с идеями горожан такой — сначала мы проверяем, насколько идея относится к мастер-плану. Иногда бывает, что высказанные предложения либо имеют слишком частный характер (например, горожанин просит заделать дыру в асфальте во дворе определенного дома), либо не имеют прямого отношения к пространственному развитию города (скажем, просьба улучшить работу какого-то государственного учреждения). Мы стараемся передавать такие запросы коллегам из администрации, но использовать такого рода идеи в мастер-плане не можем, потому что это стратегический документ с проектами более высокого уровня. Все остальные идеи мы берем в проработку: оцениваем с точки зрения реализуемости, соответствия приоритетам городского развития, потенциальных социально-экономических эффектов для города. Некоторые идеи не проходят этот фильтр, но я бы сказал, что в целом больше половины предложений в той или иной степени найдут отражение в мастер-плане. Просто многие из них требуют более глубокой работы, чтобы из общей идеи получился качественный реализуемый проект.      

Увековечивании памяти Николая Васильевича Гоголя в нашем городе. Волею судьбы писатель принужден был задержаться в Курске. Некоторые источники утверждают, что именно здесь ему показались интересными типажи местных чиновников, в последствие ставшими героями бессмертной комедии «Ревизор». 

В настоящее время рядом с детской стоматологией нет ни одной детской площадки. Внутри медицинского учреждения также нет никакого игрового оборудования для детей. Интерьер и оформление помещения также не ассоциируется с детьми, для них здесь ничего нет, что хоть немного отвлекало бы от зубной боли и страха перед посещением врача.Очень прошу обратить внимание на фактическое отсутствие детской площадки. Она есть только на карте.Жильцы близлежащих домов устанавливать и содержать её за свой счёт отказываются, т к посещать её будут дети со всего города.

…Курская колонна Богородицы «Знамение» в парке имени 1 Мая. На мой взгляд, Курску не хватает доминантной точки, которая притягивала бы взоры, как местных жителей, так и туристов. Некое подобие Александрийского столпа в Санкт-Петербурге, Вандомской колоны в Париже, Статуи Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро. 

Наверняка, были очень масштабные и амбициозные идеи, которые пришлось исключить из-за сложностей в реализации.

— Да, бывают ситуации, когда в рамках краудсорсинговых кампаний горожане предлагают слишком дорогие и малореалистичные идеи. Скажем, в крупных городах часто предлагают построить метро. На первый взгляд, кажется, что метро – это неплохо, но на практике это редко оказывается хорошей идеей, потому что это настолько дорогой инфраструктурный проект, что на него уходят колоссальные деньги, а результат очень скромный. Чего стоит история Омска, где за несколько десятилетий смогли построить одну станцию метро, немного тоннелей и метромост. И конечно ничего из этого так и не заработало.

В Курске, к счастью, предложений про метро не было, однако было несколько идей по поводу создания в городе канатной дороги. Нельзя сказать, что это заведомо плохая идея. Но современные канатки стоят недешево и требуют очень качественного планирования с точки зрения загрузки и окупаемости. Браться за такой проект можно только в том случае, если будет уверенность в том, что каждый день на этой канатной дороге будет высокий поток пассажиров, обеспечивающих хотя бы расходы на ее содержание. В противном случае у нас будет малоиспользуемый убыточный проект, который будет забирать из бюджета деньги на свое существование, а пользу приносить очень скромную. Насколько я знаю, наши транспортные инженеры проанализировали все предложения на эту тему, но не рекомендовали включать проекты канатных дорог в мастер-план.    

Поставить новый памятник «Куб чернозёма в огне», который символизирует двойственность природы курского региона: с одной стороны — это плодородная почва, дающая жизнь, с другой — трагическая история войны.

Как идеи трансформируются из пожеланий в конкретные проекты с бюджетами и сроками?

— Если специалисты, работающие над мастер-планом, проанализировав поступившее предложение, признают его перспективным, то они включают его в более глубокую проработку. Тут нет каких-то универсальных решений: одни идеи могут становиться основой для проекта практически без изменений, другие требуют доработок и корректировок. Тут нужно учитывать, что поступающие предложения бывают очень разного характера – одни очень конкретные и детализированные, а другие – более абстрактные («Очистить от мусора зеленые зоны города», «Создать новые городские парки», «Улучшить качество дорожного покрытия на основных магистралях» и т.д.). Здесь нередко бывает, что оказывается, что те проекты, над которыми уже идет работа в рамках мастер-плана, хорошо отвечают таким общим запросам. Но в любом случае в мастер-план войдут уже глубоко проработанные проекты, где есть и сроки реализации, и стоимость, и дорожная карта, и предполагаемые источники финансирования.    

Сохранить крупицы старинного облика,например, дом Толубеева на ул.Дзержинского 62, который уже 10 лет разрушается.

А ещё символ нашего города — Соловья или Куропатку запечатлеть в небольших сюжетных бронзовых скульптурках, представляющие разные профессии и поставить около главных достопримечательностей города. «Соловей-музыкант» около филармонии; «Соловей-художник» у галереи; «Соловей-купец» на ул.М.Горького; «Соловей-почтальон» у главпочтамта; «Соловей-журналист» около Союза журналистов и т.д..

…построить часовню в одном из парков, одновременно она может быть и смотровой площадкой.

Планируется ли каким-то образом сообщать курянам, чьи именно идеи были взяты в работу, а какие — пока нет, и объяснять, почему?

— Лично писать письма авторам конкретных идей о том, что их идея взята в работу, у команды, работающей над мастер-планом, нет возможности. Тем более у них нет времени на это, чтобы подробно рецензировать каждую из 217 поступивших идей. Однако, когда мастер-план будет готов и публично представлен, очень многие участники краудсорсинга найдут там отражение своих идей и предложений. Разумеется, итоговые проекты могут немного отличаться от первоначальных задумок, так как они будут более детально проработаны. Однако участники краудсорсинга, чьи идеи стали отправными точками для этих проектов, по праву могут считать себя соавторами мастер-плана.

В Первомайском парке на постоянной основе сделать «мастеровой городок», чтобы курские ремесленники могли проводить мастер-классы по народным промыслам, продавать авторские изделия ручной работы; местные курские производители устраивали продажу своей продукции.

Помимо краудсорсинга, интервью с горожанами и стратегических сессий с экспертами, какие еще данные и инструменты вы используете, чтобы проверить и дополнить запрос жителей?

— Очень много данных по поводу того, какие темы, связанные с развитием города, жители Курска считают наиболее значимыми, дало исследование с использованием методов цифровой антропологии. В рамках этого исследования с 38 популярных цифровых платформ было выгружено почти 160 тысяч анонимизированных текстов интернет-пользователей, которые касались города и его проблем. Анализ этих данных помог не только выявить те темы, которые чаще всего становятся предметом обсуждений и споров в социальных сетях, но и выявить палитру мнений. Скажем, изначально команда предполагала, что в целом жители хотели бы, чтобы в центре города появилась пешеходная улица, курский аналог Арбата. Однако знакомство с материалами обсуждений в социальных сетях показало, что на эту тему в городе ведутся оживленные споры, где звучат голоса как «за», так и «против» такого проекта. Это означает, что любые такого рода проекты нужно прорабатывать с особым вниманием, принимая во внимание аргументы обоих сторон.

Хотелось, чтобы ул. М.Горького (сразу от Первомайского парка) стала пешеходной, туристической зоной.

В дальнейших этапах проекта будут принимать участие горожане, местные эксперты?

— Да, работа с местными экспертами постоянно ведется в рамках разработки мастер-плана, иногда в формате консультаций с отдельными специалистами, иногда в виде групповых совещаний. Так, например, этим летом очень продуктивно прошла отдельная стратегическая сессия по развитию исторического центра города с курскими историками, краеведами работниками культуры. Ну и конечно планируется широкое публичное обсуждение мастер-плана с горожанами, когда этот документ будет готов. 


Работа с нейросетями: Елена Калужских, Рима Зурабян