ХРОНИКА № 3. СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ В КУРСКЕ
Выяснили, когда римский тысячник Георгий стал святым и почему храм носит его имя
Продолжаем серию исторических хроник о Курске и его достопримечательностях. Сегодня — об одном из самых молодых храмов города — храме-часовне великомученика Георгия Победоносца. Учимся читать архитектуру и символику интересных курских зданий.
Восемь лет назад на мемориальном комплексе «Курская дуга» стало возможным проводить богослужения в храме Великомученика Георгия Победоносца. Несколько лет после строительства здание стояло без внешней и внутренней отделки, что не мешало проводить службы. В отличие от многих старинных курских храмов, это сорокаметровое здание из монолита и металлического каркаса.
Храм Великомученика Георгия Победоносца (оконч. 2008)
Храм-память хранит внутри себя тысячи имён бессмертных ныне, но не выживших тогда солдат. Здание и вправду получилось стойким. Таким же, каким в преданиях представляется покровитель и защитник всех христиан святой Георгий. Он родился в Палестине в III веке н.э., не дожил десяток лет до принятия Миланского эдикта о свободном вероисповедовании в Римской империи.
Несмотря на то, что истории о Георгии были написаны рукой многих древних и средневековых авторов, нет никаких конкретных исторических доказательств его реального существования. Тем не менее с его именем в истории Курска связана Георгиевская церковь, в 1757 году построенная на углу нынешних улиц Дзержинского и Гайдара, где сейчас стоит многоэтажный дом. Там же была Георгиевская площадь (сейчас часть Пролетарского сквера) и так называемая Георгиевская аптека конца XVIII века, снесенная несколько лет назад.
Храм святого Георгия на улице Херсонской (1757)
Георгиевская аптека (конец XVIII века) худ. В. И Цымбулов.
По преданию, Георгий жил во времена, когда Римской империей управлял Диоклетиан, проявивший себя как жестокий гонитель христиан. Согласно раннему житию Георгия, известно что император мог общаться с бесами, под которыми, разумеется, имели ввиду римских богов и даже получал от них наставления и жалобы на возрастающую силу христиан. Видя конкурента в молодой ближневосточной религии, Диоклетиан обрушил на её приверженцев настоящие репрессии. Георгий к этому моменту добился военного звания тысячника и богатого наследства от родителей. Увидев жестокое обращение с единоверцами, будущий святой раздал всё имущество и отпустил на волю своих рабов. Стандартный шаг в агиографиях святых.
Но Георгий пошел дальше. Явился на императорский совет и, признавшись в том, что он христианин (до официального разрешения Константина Великого исповедование было тайным), потребовал прекратить убийства невинных.
«Мученичество святого Георгия», Микаэл ван Кокси (1580-е)
Безумием здесь является даже не то, что Георгий самовольно лишил себя богатства и хорошего положения в обществе, а скорее то, что он называл себя рабом и чадом христианского Бога, в отличие от граждан Рима, называвших императора Отцом и приписывавших ему божественное происхождение. Правитель пытался отговорить своего любимого военачальника Георгия принимать сторону христиан. Но тот остался непреклонным. Здесь и начинается описание множества пыток, за что Георгия и называют святым, подчёркивают его великие страдания, добавляют ранг великомученика. С тех пор связь между военными подвигами для защиты своей страны, жертвенность и мученическая гибель прочно ассоциируется со святым Георгием, отсюда и логичное расположение храма — на мемориале павшим в годы войны.
[starbox id=22]