Финалисты «Курск2032»: «Мы хотели сделать так, чтобы новая архитектура служила фоном для истории»
Михаил Заутренников и Кирилл Будыкин – о проекте реновации центра, новом трамвайном маршруте и концепции «нового урбанизма»
Открытый архитектурный конкурс «Курск 2032» на создание концепции по восстановлении историко-культурного облика центральной части города привлек к себе внимание тысяч горожан. В здании завода КЭАЗ 20 дней работала выставка проектов, концепции проектов обсуждали в режиме оффлайн: куряне вносили свои предложения во время общественного обсуждения. Итоги конкурса подвели в конце апреля. Из 35 проектов выбрали 10 финалистов. Одна из работ завоевала симпатии и жюри, и горожан.
Мы попросили активистку ОНФ Любовь Прилуцкую, которая активно следила за конкурсом, пообщаться с командой проекта-финалиста конкурса – архитекторами Михаилом Заутренниковым и Кириллом Будыкиным. Посмотреть проект можно на сайте конкурса. Разговор затронул и Курск будущего, и Курск прошлого. Как сохранить историческую ткань древнего города и при этом сделать его благоустроенным, комфортным и современным.
Кирилл Будыкин
архитектор
Михаил Заутренников
архитектор
Насколько серьезный у вашей команды опыт участия в таких проектах как Курск-2032? Какими проектами можете похвастаться?
Михаил: Мы с Кириллом вместе учились до четвертого курса в КГУ на худграфе, после чего я перевелся в Воронежский архитектурно-строительный, а Кирилл окончил КГУ. Я долго работал в Москве, там много чего интересного сделал. Можно сказать, архитектурой мы занимаемся около десяти лет. Из моих последних проектов в Курске можно вспомнить клубный дом «Боева дача» по ул. Тускарная — первый дом в Курске с открытым лобби на крыше. Когда-то мы с Кириллом участвовали в конкурсе на разработку проектов застройки территории бывшего завода КЗТЗ.
Как бы вы могли описать свой проект в нескольких словах?
Кирилл: Это сложно сделать. Наш проект вырастал из окружения территории сердца города, из «гения места», так можно сказать. Мы хотели сделать так, чтобы новая архитектура служила фоном для исторической. Поэтому предложили невысокую этажность, натуральные материалы в облицовке, зеленые крыши.
Михаил: Мы работали 4 месяца и старались сделать среду современной, удобной. Если копаться в проекте, то можно говорить о нем очень долго. К примеру: оказалось, что расстояние от шпилей колоколен до главной оси купола равно ровно 18 метрам и мы приняли этот размер за планировочный модуль всего проекта. Мы ориентировались на этот размер и в целом размерную сетку храма при разработке новых зданий, мощений и даже фасадных решений. Таким путем искали органичные пропорциональные отношении между зданиями.
Главная планировочная ось – это пешеходный променад, который идет параллельно оси собора. Вторая ось параллельна зданию бывшей мужской гимназии и ведет к Дому офицеров. Мы их проложили так, чтобы получить главные видовые точки и естественные направления движения людей.
Одна из команд ваших коллег по конкурсу провела интернет-опрос среди курян, чтобы узнать каким они хотят видеть Курск будущего. От каких данных о пожеланиях горожан при проектировании отталкивалась ваша команда?
Михаил: Мы тоже собрали мнения курян, но это была, довольно узкая выборка. Мы с Кириллом давно живем в Курске: сами хорошо знаем город и видим, чего ему не хватает.
Прежде чем начать работу, мы собрали очень много материала. Теперь по окончании первого этапа конкурса мы будем собирать предложения от горожан, чтобы постараться их учесть при дальнейшей работе над проектом. Возможно, сформируем некую рабочую группу из желающих принять участие.
Кирилл: Например, очевидно, что люди хотят больше озеленения. На самом деле в нашем проекте достаточно зеленых насаждений, хотя мы и не предлагаем сделать центр города парком. Например, кровли новых зданий преимущественно эксплуатируемые и будут озеленены. Хотелось бы вернуть качественное озеленение на улицы Курска. Вот это кронирование тополей на ул. Дзержинского выполнено неграмотно и убивает деревья, не говоря уже о внешнем облике города. Взамен старых деревьев надо высаживать новые, уже взрослые деревья с высотой ствола около трех метров, как высаживали липы на ул. Ленина в советские годы. Сегодня можно закупать в питомниках уже взрослые, отобранные деревья и кустарники, с многолетней гарантией.
Какие отправные точки вам дали перед проектированием? Было ли дано в каком-то виде техническое задание?
Кирилл: ТЗ было достаточно расплывчатым. Больше отталкивались от пожеланий рабочих групп. В самом начале организаторами была проведена работа с заинтересованными лицами. Краеведческий музей, КЭАЗ, комитет по культуре и другие организации дали свои пожелания и предложения о том, что они считают важным и нужным разместить на этой территории.
Михаил: Скажем, краеведческий музей дал конкретные пожелания, что они хотят видеть. Например, диорама – это четкое пожелание музея. Но там 30 страниц текста, возможно, не все участники конкурса его прочли полностью. При создании проекта мы на них ориентировались.
Кирилл: Например, здание суда мы предложили разместить на ул. Мирной, рядом с Пенсионным фондом, поскольку на наш взгляд в историческом центре ему все-таки делать нечего. Кроме того, там по Генплану предусмотрена эстакада, будет обеспечена требуемая транспортная доступность для такого учреждения.
Михаил: Вот, кстати, на что еще мы ориентировались, – существующий Генеральный план города, это открытая и доступная каждому информация и его нельзя игнорировать, это уже принятый концепт развития города, разработанный экспертами.
Кирилл: Хотя подход к генплану несколько устарел, а некоторые идеи в нем устарел лет на 60, но в целом там много здравых мыслей. Например, идея «пробивки» ул. Володарского как параллельной транспортной линии ул. Ленина заложена в генплане, это не придумка из ничего.
Михаил: Мы предложили объединить общим атриумом несколько зданий: городскую ратушу с дворцом бракосочетания в угловой башне, бизнес-центр в бывшем заводском корпусе и гостиницу. Это многофункциональное помещение для проведения разного уровня мероприятий и оно может стать крупным общественным центром, причем, в разное время года, а не только использоваться для свадеб.
Михаил, несколько лет назад для Курскгражданпроекта вы создали проект музейного комплекса между Знаменским собором и цирком. Почему не вошла эта идея в вашу конкурсную работу Курск2032?
Михаил: Идея вошла, но не сам проект. Я делал это давно. За 7 лет я вырос как специалист. Мы хотели создать проект музея простым и стильным, а когда я был моложе, мне хотелось сделать его более впечатляющим и динамичным. К тому же с тех пор тренды в архитектуре поменялись: сейчас в моде общественные пространства, лаконизм и удобство. Сам музей очень важен для нашего города с его тысячелетней историей и должен быть точкой притяжения и для горожан, и для гостей города.
Кроме исторического центра в зону проектирования вошел парк «Боева дача». Что вы предлагаете для него?
Михаил: Мы стремились решить, прежде всего, транспортную проблему Боевки. Сегодня до нее не добраться. К стадиону два-три километра идти пешком, ничего там делать уже не захочется. Фуникулер — это убыточная затея даже в Москве, для Курска она просто нереальная. Боевка – это зеленая зона и мы предложили экологически чистый транспорт, исторически логичный для Курска – трамвай. Многие куряне скептически относятся к этой идее.
Как вы предлагаете вернуть жизнь курскому трамваю?
Михаил: Мы предложили проложить новую ветку трамвая: соединить трамвайное кольцо на площади Добролюбова вдоль будущей набережной реки Тускарь и Боеву дачу с кольцом у железнодорожного вокзала. Представьте, в этом случае туристы сядут на вокзале и через парк сразу поедут в историческую часть города по прямому маршруту. Сейчас трамвай делает большой крюк, а мы предлагаем прямой маршрут. Саму набережную также нужно обеспечить транспортом, иначе туда никто не будет ходить.
Кирилл: Мы, кстати, не единственные, кто предложил трамвай через Боевку, но это может быть и троллейбус, и электробус. Хотя многие в комментариях нам писали, что трамвай – это устаревший транспорт. Мы считаем, что современный быстрый комфортный трамвай нужен городу.
Несколько лет назад в Курске провели конкурс на разработку логотипа города. Ведутся разговоры о том, что городу нужен свой бренд. Как вы считаете, нужен ли бренд городу и как идея бренда должна влиять на его архитектуру?
Михаил: С брендами у нас всё круто, но пока над ними никто не работает. Бренд нужно создавать в городах, где нет своей истории и уникальной идентичности. У нас есть и курский соловей, и магнитная аномалия, и курская антоновка. У Курска насыщенная история и много собственных локальных брендов, которые просто нужно развивать. Например, Курская битва — одно из крупнейших в мире сражений, и у нас нет музея Курской битвы с большой диорамой.Он может стать очень крупным туристическим объектом. Городу нужна современная галерея, Малевич и Дейнека – имена, широко известные и признанные во всем мире, а ценность картин, хранящихся сегодня в фондах галереи им. Дейнеки огромна. Мы предлагаем разместить галерею в полностью реконструируемом корпусе завода №6, а музей современного искусства имени Малевича – в здании бывшего окружного суда.
В сердце города уже есть зеленая зона – Первомайский парк. Какие решения вы предлагаете для нее?
Кирилл: Для первомайского парка нам просто не хватило места на планшете. На самом деле, мы изменили его планировочную структуру – убрали оттуда все, кроме колеса обозрения, потому что именно в этом месте находятся лучшие видовые точки на город.
Город – это не только центр. Проблема провинциального современного Курска типична – монополия типовой панельной застройки. Можно ли сегодня как-то сделать более комфортными спальные районы? Сколько они прослужат? Как реновировать потом территории современных спальных районов, которых в Курске уже три?
Кирилл: Срок их эксплуатации 30 лет без ремонта, 60 лет с ремонтом. В самом цикле этих домов заложена их переработка. Архитектурной ценности они не представляют. В мире уже давно от них массово отказываются в пользу более комфортной квартальной малоэтажной застройки до восьми этажей, где много зелени и общественных пространств, подземные парковки и так далее.
Михаил: Концепция «новый урбанизм» очень популярна сегодня. Мы не можем эту идею не поддерживать, поскольку это архитектурные аксиомы нашего дня. Город для людей, без приоритета автомобилей над пешеходами, удобный для передвижения, зеленый, комфортный, визуально приятный.
Что скажете о новом парке Дзержинского? Можно ли по программе «Комфортная городская среда» в Курске делать современные комфортные общественные пространства?
Кирилл: Странные для этого парка входные группы, ужасные фонари, плохо выполненное мощение, не выполненный дренаж при таком уклоне. Все сделано дешево. Парк должен быть центром притяжения городской жизни, а не полем тротуарной плитки. В парке должно быть специальное место для выгула собак, детская площадка, спортивные тренажеры, небольшое кафе, чтобы люди понимали, что там можно жить, и бережно к этой территории относились.
Михаил: Изначально стоит грамотно подходить на этапе проектирования, собирать пожелания людей, живущих в этом районе и детально прорабатывать проект, привлекая не только студентов, но и экспертов-архитекторов. Из общих рекомендаций: использовать многолетние растения, антивандальную городскую мебель, использовать пропитанное маслом дерево, а не красить деревянные элементы ежегодно.
Вы учились сравнительно недавно. При подготовке современных архитекторов много ли внимания уделяется вопросам сохранения наследия и умению корректно вписать новый проект в историческую среду города?
Кирилл: Да, конечно у архитекторов много истории в программе. Например, нам преподавал Сергей Леонидович Писарев, который является автором проекта охранных зон города Курска.История, несомненно, очень важна в профессии архитектора. При разработке нашего проекта мы учитывали сохранность исторических зданий. При реализации нашего проекта все здания,имеющие культурную и историческую ценность, будут сохранены.
Михаил: Конечно, надо сохранять все, что можно сохранить. Здания до 1917 года вообще не стоит сносить. Новодел никогда не будет нести той исторической ценности, какую несет подлинное здание. К сожалению, проекты реставрации дороги, а реставрационные работы еще дороже.
Кто-то писал в комментариях, что у вас в проекте устаревшая информация – дом на ул. Луначарского уже снесли.
Михаил: А зачем его было сносить? Прекрасный дом, хоть и не ОКН юридически, но это памятник фактически. Наш проект как раз показывает, что старую архитектуру не надо сносить, ее можно легко включить в современный контекст. У нас была идея через его историчность легализовать эту постройку. Мы постарались максимально органично вписать наш проект в окружающую среду. Было бы здорово сделать вход в новый краеведческий музей через настоящее историческое здание.
Кирилл: Историческая архитектура ценна не только своим внешним обликом и смысловой нагрузкой, но и материалами, например, кирпич ручной формовки сегодня производится только на заказ и стоит бешеных денег, как, впрочем, и разобранный материал таких домов, ведь их разбирают буквально вручную.
В интернете есть критика вашего проекта как раз с позиции исторической составляющей. Что вы можете ответить городским экспертам?
Михаил: Мы считаем, что эта критика недостаточно обоснована. Например, когда идет речь о сносе стены монастыря XVIII века по ул. Сонина рядом с башней. Мы основываемся на материалах, в том числе фотографиях 60-х годов, на которых видно, что стена разрушена. То есть эту стену построили уже после войны. Очевидно, что существующая сегодня стена не несет той исторической ценности, которую ей приписывают. Кроме того, в своем проекты мы даем трассировку стен монастыря контрастным мощением гранитной плиткой, показывая как она проходила раньше. Такой прием называют “сигнацией”. Ни одно здание, имеющее статус объекта культурного наследия, не планируется к сносу. В том числе бывший архив духовной консистории — это видно на генплане в большем масштабе.
Доступная среда очень важная составляющая современного города. Отражен ли этот аспект
в вашем проекте?
Михаил: На самом деле это уже частности, которые в концепции не отображаются. Сегодня приняты различные ГОСТы по доступной среде, которые просто необходимо соблюдать при строительстве и проектировании.