loader image

Экскурсия по маршруту первого курского трамвая

1 апреля прекращено движение по трамвайным маршрутам № 2, 3, 4. Второй номер ликвидирован, третий, возможно, вернётся после реконструкции как и четвёртый, который планируют перезапустить в январе 2025 года. Курск пятый в хронологии открытия трамвая в Российской империи и третий в России (по новому стилю).


30 апреля 1898 года открыто трамвайное движение. Тогда на единственную линию вышли восемь вагонов. Первый трамвай вмещал сорок восемь человек. Ехал не спеша всего-то 12 км/ч. Семнадцать остановок, двадцать пять минут в пути по Херсонской (позже Троцкого, а теперь Дзержинского) и Московской (нынешней Ленина) улицам. Представьте, что мы едем весенним днём по первому маршруту и смотрим в окно сквозь сто лет истории Курска. Итак, сохраняйте билет до конца следования. У нас первая остановка.

Херсонские шпили

На пересечении улиц 50-летия Октября и Дзержинского стоял въездной знак. Колонны на массивных тумбах, увенчанные металлическими царскими гербами, означали западную окраину города. Шпили построены в честь приезда Екатерины II. Проезжаем мимо воинской части, школу № 7. Смотрите: слева, на перекрёстке с улицей Чернышевского, высится дом 1952 года постройки, который как будто был тут ещё сто лет назад. Интересно, что дом Г-образной формы по улице Дзержинского двухэтажный, а в направлении Чернышевского трёхэтажный. Справа парк с третьим уже по счёту памятником Дзержинскому. Когда-то здесь было чёртово колесо. Примечательно, что одна из двух центральных улиц Курска была проложена в соответствии с первым генпланом 1782 года и называлась Херсонской в честь недавно возникшего русского порта на Чёрном море. Дзержинский, в отличие от Ленина, однажды приезжал в наш город, но прежнее название мне нравится больше. Следующая остановка.

Херсонские ворота (Павлуновского)

Курск часто посещали царственные особы. В честь въезда Императрицы Екатерины II 13 июня 1787 года, которая возвращалась из инспекционной поездки в Крым, возвели триумфальную арку. В 1836 году её перестроили в память проезда Государя Императора Николая I через Курск в октябре 1835 года, а 1 сентября 1902 года городские депутаты встречали здесь императора Николая II. Через ворота в обоих направлениях проезжал трамвай. После октябрьской революции Херсонские ворота переименовали в честь Льва Троцкого, как и улицу. А в 1934 году снесли, потому что мешали уличному движению.

Слева магазин «Куряночка», а напротив дом №86, строительство которого началось в тридцатые годы, завершилось только в 1953 году. Первый проект предполагал, что это будет дом-коммуна с общей кухней, прачечной, яслями и детским садом. Со временем от идеи обобществления быта отказались, потом война внесла коррективы, но внешний вид остался ярким и нарядным. В третьем подъезде дома жил писатель Валентин Овечкин, в честь которого назвали соседнюю улицу.  Возможно, здесь он написал «Районные будни». Едем дальше

3-я Мещанская улица (Чехова)

Слева ещё одна пышная сталинка, справа ТЦ и вот, как будто стесняется своей красоты, доходный дом купца Альпина начала прошлого века, построенный в модном тогда архитектурном стиле модерн. После Февральской революции 1917 года здесь располагался комитет партии эсеров, а летом следующего года губернская чрезвычайная комиссия. Сюда слал гневные телеграммы Владимир Ленин, недовольный работой члена Курского Центрозакупа, а теперь в доме тринадцать квартир, магазины и офисы. Трамвай не спеша катится вниз.

Остановка напротив семинарии

В здании конца ХIХ века располагалась церковно-приходская школа при духовной семинарии. Потом его перестроили под жилой дом, а после войны передали под медицинские учреждения. Дальше дом профсоюзов, а следующее строение я помню как кинотеатр имени Щепкина. Двести лет назад здесь располагался манеж, который приспособили для размещения городского театра, потом кинотеатра. Интересно, что куряне впервые увидели кино через полтора года после премьеры фильма «Прибытие поезда» на бульваре Капуцинов в Париже. Случилось это 14 мая 1897 года, о чём свидетельствует мемориальная табличка. А рядом в здании зелёного цвета располагался землеустроительный техникум, в который ровно сто лет назад поступил учиться Леонид Брежнев. Будущий генсек в мемуарах «Чувство Родины» вспоминал о студенческих годах, проведённых в Курске: «Жилось нам в общежитии на Херсонской улице иногда голодно, холодно, одеты мы были кто во что горазд: носили сатиновые косоворотки, рабочие промасленные кепки, кубанки, будёновки. Галстуки в те времена мы, разумеется, отвергали. Но комсомолия 20-х годов жила ярко и интересно». Незаметно остановились.

Ртищевская улица (Советская)

Справа дом с аркой. Весьма примечательное строение. Уголок курского конструктивизма на одной улице. Сто лет назад в архитектуре было время экспериментов. Дом 66/1, построенный в 1935 году по авторскому проекту Павла Платонова, стал образцом смешения стилей. Задуманный как дом-комбинат с магазинами, зрительным залом, ванными. «Курская правда» писала: «Среди цветочных клумб, асфальтированных дорожек и фонтанов вырастут громадные жилые комбинаты». Из-за удорожания построили проще, но всё равно красиво. Слева здание районной поликлиники. Бывший дом-коммуна. Многоквартирный Г-образной формы дом построили в 1930 году для передовых рабочих. Проект архитектора Михаила Георгиевского выполнен с учётом возможностей техники и новых для того времени материалов: металла, бетона, стекла. Жаль, что здание лишилось балконов.

А дальше, справа, образец неоготики — доходный дом дворянина Толубеева. Похожий на средневековый замок с маленькими полукруглыми окнами и башенками. Здесь с 1898 по 1913 год находилось управление трамвайного хозяйства во главе с директором Генрихом Далебру. Потом здание национализировали, ещё позже признали аварийным и расселили. Остался магазин, а когда-то на первом этаже шумела русская пивная «Батя», где проходили концерты разных музыкантов. Помню табличку на барной стойке «вайфая нет — общайтесь так».

Центральная станция трамвая (угол улицы Гайдара)

Слева за ёлками стоят два двенадцатиэтажных дома, выполненных по проекту архитекторов Теплицкого и Топорова. Помню магазин «Русь» и кафе «Садко», но изначально здесь предполагался рыбный магазин «Нептун». Авторы проектировали его как корабль со встроенными иллюминаторами, имитируя кормовую палубу. Рядом детская библиотека, во дворе которой памятник персонажу повести Евгения Носова Белому гусю. Чуть ниже Георгиевский сквер, который для меня навсегда Парк Афганцев. Здесь установлен памятник скорбящей матери, упавшей на могилу курян воинов-интернационалистов, как их тогда называли. Справа, по диагонали, здание ЦНТИ, к проекту которого также приложил руку Марк Теплицкий. Кстати, на месте девятиэтажного здания в начале прошлого века дымила первая дизельная электростанция, энергии которой хватало не только для трамвайного движения, но и фонарей на центральных улицах и даже квартир. В тридцатые её переделали в городскую баню. Проезжаем мост через реку Кур. Слева Центральный рынок. И следующая остановка.

Городской вокзал

Сто лет назад редкий город мог похвастаться внутригородским железнодорожным сообщением. Узловая станция в Ямской слободе — нынешний ж/д вокзал — далеко от центра, поэтому власти решили построить железнодорожную ветку, пассажирскую и товарную станции, а также вокзал на улице Генеральной. Чтобы не путаться, вокзал назвали незамысловато «Курск». Он имел перпендикулярный Херсонской улице перрон с навесом. В 1934 «Вокзал Курск-ветка» перестал принимать пассажиров. В здании разместилось управление железной дороги и кассы предварительной продажи билетов. Линия работала до 1968 года, пока не была ликвидирована. Теперь на этом месте цирк.

Едем дальше. Слева бывший доходный дом купца Перепёлкина, дальше особняк, в котором до революции работал Городской общественный банк Филипцова, а напротив памятный знак «Борцам за Советскую власть», который установили в пятидесятую годовщину Октября. Трамвай с трудом ползёт вверх. Справа знаменитая Полугора. Впереди единственный жилой дом на Красной площади, а в нём выставочный зал имени Казимира Малевича. Знаменитый художник прожил в Курске больше десяти лет, прежде чем уехал в Москву. Венчался в костёле, который поляки-католики строили для себя. Интересно, что на Ендовищенской был еврейский квартал. Уживались же люди.

Остановка «Городской сквер»

В 1899 году в столетний юбилей Александра Сергеевича Пушкина установили памятник поэту, и сквер получил название «Пушкинский». Потом возвели Летний театр, который просуществовал ровно сто лет. В 2012 году снесли. Сцена театра, на которой пела Надежда Плевицкая, выступал Максим Горький, дуэт Марии Мироновой и Александра Менакера, осталась в прошлом. Я же запомнил луна-парк, проводы зимы и, напоследок, колесо обозрения. 

Бельгийские вагоны, тяжело преодолевают местные холмы. Для подъема на гору нужен разгон. Пассажирам приходилось выходить и подниматься вверх по улице самостоятельно, чтобы снова сесть на остановке. Сейчас слева от нас знаменитая шестёрка, справа — Дом советов, Ленин указывает на Дом связи, на месте которого стоял цирк. Во время войны здание сильно пострадало и восстанавливать его не стали, поэтому этот цирк никто не помнит. Не хорошо помню кинотеатр «Октябрь» с красным и зелёным залами в Знаменском соборе, который остался за спиной. После кино ходили в кафе «Пингвин» есть мороженое.

Городская Управа (администрация города Курска)

Интересно, что здание городской Управы занимает администрация города, а напротив — гостиница «Центральная», и там сто лет назад также была гостиница. Проходят годы, меняются названия улиц, архитектурные стили, но что-то остаётся неизменным. На месте дома № 8 в прошлом веке располагалась кондитерская купца Левашкевича. Символично, что потом здесь был первый гастроном и кафетерий. Как будто пахнет свежей выпечкой.

почтово-телеграфная контора

Теперь ЦУМ. Справа величественный Дом книги, который торжественно открыли в апреле 1956 года. Ильинский храм отражается в стеклянной стене банка. Огромная бронзовая антоновка работы скульптора Вячеслава Клыкова. Смотрите: справа областная прокуратура. Только на старых открытках можно рассмотреть, что это была лютеранская кирха. Путеводитель Танкова и Златоверховникова сообщает, что там был орган, который выписали из Вены. Люди ходили на концерты. После нескольких перестроек и не догадаешься никогда. А вот особняк Чурилова, где останавливался Александр Бородин, когда писал оперу «Князь Игорь». У нас следующая остановка.

Золотая улица

Эта улица, проложенная в соответствии с первым генеральным планом города никогда не переименовывалась. Краевед Владимир Степанов писал, что когда Окуджаву спросили: «Как ему Курск?», известный бард ответил: «Город с историей не может не понравиться. Знаете, я бывал во многих городах и только в вашем встретил улицу с таким удивительно милым названием — Золотая». А для меня Золотая — это запах кондитерки, любимый КГУ, бывшая Марфо-Мариинская гимназия и памятник Свиридову.

остановка «Государственный Банк»

Но кто его теперь помнит. Курское отделение банка открыли в 1865 году в особняке потомственного почётного гражданина Д. А. Баушева. Во Великой Отечественной войны здесь была немецкая типография. При отступлении немцы взорвали здание. Кстати, за 126 лет существования трамвайное движение в Курске останавливалось дважды: в годы Гражданской войны и во время оккупации. По этой стороне располагался стадион Динамо, ещё раньше сад «Эрмитаж», а теперь помпезный торговый центр. Курск — город купеческий, поэтому логично, что здесь столько торговых площадей и рынков.

Чикинская улица (Ватутина)

Драмтеатр. Памятник Пушкину. Фонтан. Слева когда-то было кафе «Старый клён», а здесь же под клёном чудной художник продавал глиняных старичков. Справа библиотека и бюст поэта Николая Асеева, в честь которого она названа. Трамвай катится дальше. Следующая остановка.

Садовая улица

Слева стадион «Трудовые резервы», на котором играет футбольный клуб «Авангард». Так умиляет крик юных болельщиков: «Вперёд, куряне!». Справа, как будто пряничное здание, в котором сейчас располагается курская епархия. В середине XIX века здесь был общественный клуб, потом учительская семинария, а в 1896 году метеорологическая обсерватория. 

В советское время уже управление по гидрометеорологии. Хорошо, что здание уцелело. Вообще, нечётной стороне улицы Ленина повезло больше. Чётную сторону, примерно шестьдесят лет назад снесли, отодвинув красную линию, чтобы расширить улицу. Кстати, за гостиницей «Октябрьской» сохранилось здание, в котором санитарно-эпидемиологическая служба Курской области, а раньше находилась больница Знаменской общины сестёр милосердия. Осенью 1902 года её посетил император Николай II. Едем дальше.

Губернская Земская Управа (Ленина, 69)

Здесь комитет архитектуры и градостроительства и Дворец пионеров. Я побыть пионером не успел. Дальше проезжаем музыкальный колледж. Слева парадные многоэтажки в стиле сталинского ампира и еще одна остановка.

Белевцевская улица (Челюскинцев)

На этой остановке здание, которым можно любоваться очень долго. Госбанк в прошлом году отметил стодесятилетний юбилей. Образец модерна. Автор проекта — гражданский инженер Федор Ливчак, до приезда в Курск проектировал здания банков в Симбирске, Тамбове и в Нижнем Новгороде. Интересно, что только наш до сих пор используется по назначению. Кстати на этой улице сто лет назад жил художник Александр Дейнека.

Впереди Московские ворота — украшение старого Курска. Построенные иждивением дворянства в память проезда императора Александра I в 1823. Потом их переименовали в Ленинские, а 1937 году снесли. За ними четырёхэтажное здание тюрьмы, перестроенное в медицинский институт теперь КГМУ. Последняя остановка.

Шпили (начало улицы Карла Маркса)

Въезд с северной стороны украшали высокие колонны, которые венчали царские гербы. После революции орлов заменили звёзды. На площади кольцо разворота. В 1968 году перенесено на улицу Димитрова. Трамвай движется дальше. Скрипит. Все, трамвай дальше не идёт.