loader image

Чему будут учить в экспериментальной школе современного искусства?

Почему не стоит копировать Айвазовского, как нарисовать пейзаж двумя оттенками и на кого из русских авангардистов равняться


Художница Софья Ечина выставляется в России, Германии, Австрии, Сербии, Франции. Всегда в поиске новых форм самовыражения. На этот раз ее план – открыть художественную школу, где современное искусство станет отправной точкой, наглядным пособием для начинающих художников, а сама она выступит автором программы. Узнали у Сони темы будущих лекций.

VCUITxXlNaI

Сейчас, куда ни посмотри, везде современное искусство, все интересуются и пытаются в нем разобраться. Откуда взялось такое повальное увлечение?

— Повальное увлечение современным искусством – это не так уж и плохо. Уж лучше люди будут интересоваться современным искусством, будут пытаться его понять, вгрызаться в его заумь, чем пустота и отсутствие всякого интереса к чему-либо. С чем это связано, ответить тяжело, но я вижу в этом стремлении позитивное направление. Надо понимать, что современное искусство бывает разным. Как и в любом виде искусства, процент хорошего и плохого равнозначен. Начиная с эпохи Возрождения, мы имеем как великолепные проявления таланта, так и подражания, а иногда и откровенно плохую живопись. Говорить, что современное искусство непонятно многим — это неправильно. Скорее всего они просто еще не встретили того настоящего, что есть в любую эпоху.


Скопировать или попытаться сделать, что подобное «Тайной вечере» Леонардо да Винчи гораздо сложнее, чем подвесить мяч на какой-нибудь крюк, полить это все краской или монтажной пеной и придумать еще и смысл всему этому.


Но при всем при этом современное искусство предполагает больше понимания. Как раз пониманию и особому восприятию я и хочу попробовать научить своих слушателей, будущих учеников.

Откуда появилась идея художественной школы? Есть ли скрытый или явный message, обращенный к пришедшим на курсы?

— Есть неизменные правила, по которым живет изобразительное искусство. Золотое сечение, числа Фибоначчи, законы контраста и симметрии – все это работает на протяжении очень долгого времени. Это интересно изучать. А современное искусство наиболее ярко это демонстрирует. Изучать вопрос симметрии на примере картины Васнецова «Три богатыря» гораздо сложнее, чем на какой-нибудь работе Ива Кляйна. Вот как раз в этом моя идея – когда форма сведена до самого простого и содержание как таковое тоже сведено к минимуму, работает чистое искусство. Чистое изобразительное искусство.


Когда ты берешь 35 оттенков синего в картине и 40 желтого, вероятность сделать хорошую картину гораздо больше, чем если взять один желтый и один синий.


Чем меньше цветов ты берешь, чем меньше деталей, тем точнее они должны быть. Поэтому на примере современного искусства хорошо изучать абсолютно все. Оно как лакмусовая бумажка. Оно очень сильно выявляет, что, как и почему у человека в голове.

Мой мessage – все гораздо проще, чем вы думаете. Это может стать моим рекламным слоганом! Понять искусство можно и даже легко, достаточно посмотреть на него по-другому. Первое что мне бы хотелось сказать всем, кто интересуется искусством и пытается в нем разобраться – прекратите сравнивать картины на предмет похожести или непохожести.


Например, Айвазовский – великий художник, никто не спорит, это факт. Но когда меня просят нарисовать волны, как Айвазовский, я говорю: зачем рисовать волны как Айвазовский, если это уже им сделано?


Иногда сложно объяснить людям, что в похожести нет творчества. Так, чтобы было похоже, можно научиться рисовать за пять лет. А видеть настоящее можно научиться за несколько месяцев. Надеюсь, мой проект будет тому доказательством.

На какую аудиторию рассчитаны эти курсы? Хотела бы ты работать уже с подготовленной публикой, чтобы была обратная связь, завязывался диалог, спор?

— Я готова и жду абсолютно любую публику. С неподготовленной будет работать проще. Они как дети, будут ждать чего-то. А подготовленная публика уже имеет свой вектор, но их я тоже жду. Я не собираюсь навязывать точку зрения, я познакомлю с общими правилами, понятиями, с общей структурой. И расскажу, как работать с цветом, материалом. Это курсы для всех, кто почувствовал внутреннюю потребность в творчестве. Моя программа не направлена на художников или тех, кто хочет научиться рисовать, я буду рада фотографам, да и любым людям, кто хочет понять, что такое цвет, композиция.

Перечисли имена тех художников, без которых невозможно представить себе современное искусство? О ком пойдет речь на курсах?

— В рамках курса мы будем обсуждать искусство Америки 2-ой половины ХХ века, Виллем де Кунинг, Джексон Поллок, например. Геометрические, абстрактные натюрморты. Затронем и кубизм, и Пикассо. Я буду делиться своими собственными открытиями, художниками, которые малоизвестны широкой публике, но о которых хочется говорить. Например, Арнульф Райнер, австрийский художник, знаменит тем, что рисует поверх фотографии. Отдельным пунктом я выделю русский авангард, безусловно.

[heading title=’Русский авангард, ‘ sub_title=’без которого нет современного искусства’]

Falk1

Роберт Фальк.

falk_red

Красная мебель.

1920 год.

malevich1Казимир Малевич.

3008x4868-1100dpi-Malevich-Sinij-prjamougolnik-poverh-krasnogo-lucha

Супрематическая композиция.

1916 год.


kandinsky11

Василий Кандинский.

Kandinskiy_

Без названия.

1910 год.

Natalia_Goncharova_Paris_ca_19151

Наталья Гончарова.

forest-red-green-1914

Лес. Красно-зеленое.

1914 год


PPKonchalovski1

Петр Кончаловский.

Konchalovskiy

Семейный портрет.

1912 год.

Larionov1

Михаил Ларионов.

Steklo_larionov

Стекло.

1912 год


Как я понимаю, это художественная школа с авторской программой. Есть ли методы, которые ты собираешься испробовать?

— Да, мы будем работать практически. И для этого необязательно иметь академические навыки, просто нужно понимать, любить цвет, искусство. Мы будем работать с различными цветовыми, формальными решениям, с пятнами. Все это для того, чтобы человек смог выразить себя.

Я помню по университету, когда тебе показывают картины художников 15 века с детально прорисованной композицией и просят изобразить что-то на похожую тему, ты чувствуешь себя неуверенно, потому что не понимаешь, что ты должен делать, и в голове у тебя остается конкретный образ этой картины, которую ты хотел повторить. Не хотел, но почему-то повторяешь. Поэтому я скорее буду вести обучение от обратного – я буду давать образ, а как этот образ воплотить, люди будут решать сами. Каждый человек способен создать законченную картину.

Занятия будут структурированы, разделены на несколько курсов. Первый курс посвящен композиции, 8 занятий. Это точно я могу сказать. Будет классический вариант занятий – теория-практика. Самое важное, что я хочу объявить – будет домашнее задание. Я считаю это необходимым. Я буду использовать и авторские методы обучения, когда я буду просить людей нарисовать их настроение с помощью трех цветов, расположенных далеко друг от друга в цветовом спектре. Или классический метод – когда я буду вести лекцию и просить повторить, вычленить самое важное.


[starbox id=17]