Джейсон Борн: самоучитель по заработку на одинаковых фильмах
Посмотрели «Джейсона Борна». Для обсуждения ленты потребуется несколько вводных
ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ
Франшиза о Джейсоне Борне основана на романах Роберта Ладлэма. Названия фильмов идентичны названиям книг, и порой только название от книг и остается («Эволюция Борна»).
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Первая экранизация книги «Идентификация Борна» была выпущена в 1988 году. Она представляла собой двухсерийный телефильм, общий хронометраж которого был близок к 3 часам. Сюжетно картина была максимально приближена к оригинальному произведению. Найти её можно под непривычным названием – «Тайна личности Борна» (старый подход к переводу).
В 2002 году вышел новый вариант «Идентификации Борна». Хронометраж на этот раз – около двух часов. Сюжет упрощён в угоду продолжительности, шпионская атмосфера старой школы развеялась, неотъемлемые голливудские побрякушки появились. Уже тогда была заложена неизменная фабула франшизы: «За главным героем гоняются спецслужбы, он гоняется за кем-то из спецслужб. Помогает ему персонаж женского пола». Картина имела успех.
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ
Дальше включили машину по штамповке сиквелов. В 2004 году вышел фильм «Превосходство Борна», в 2007 – «Ультиматум Борна». Если режиссёром первой части был Даг Лайман, то вторую и третью отснял Пол Гринграсс. Четвёртую часть решили доверить новому человеку – им стал Тони Гилрой. Исполнителю главной роли, Мэтту Деймону, это не понравилось, он топнул ножкой и ушёл. Сюжет быстренько перекроили, вычеркнули из него ни много ни мало главного героя, за жалкие 5 миллионов наняли Джереми Реннера (за предыдущие три картины Деймон получил 10, 10 и 20 миллионов соответственно), выпустили фильм в прокат под названием «Эволюция Борна». Какая эволюция Борна, если Борна в картине нет? Добить и без того ломаную картину решили наши отечественные прокатчики: «Эволюция» по-английски «evolution», а фильм называется «The Bourne Legacy», т.е. «Наследие Борна». Про то, что название заимствовано у книги Ладлэма просто по традиции, мы уже говорили.
НАШИ ДНИ
1 сентября состоялась российская премьера новой картины, которую создатели назвали «Джейсон Борн». Теперь, когда со всеми вводными разобрались, давайте разбираться с фильмом. Попробуем снизить накал субъективности до минимума.
БОРН, ДЖЕЙСОН БОРН
НАЗВАНИЕ
Очевидно, что нарушить традицию номинальной связи фильмов с книгами решили для того, чтобы подчеркнуть: на этот раз от Борна в картине не только название. Ход чисто коммерческий, никакого отношения к художественности не имеет, но спасибо, что внесли ясность.
СЮЖЕТ
Фабула прежняя – как всегда, изменены лишь детали, заполняющие пустоты. Если уж фильм без Борна сумели сделать похожим на предыдущие, то что говорить о фильме с Борном. Кстати, соавтором сценария был Мэтт Деймон. Оно и понятно: он ведь сыграл в трёх картинах из четырёх – ему лучше всех известно, как сделать пятую такой же.
РЕЖИССУРА
Всем понятно, что Гринграсса вернули из-за Деймона. Ладно, их обоих вернули не из-за того. Фильм «Эволюция Борна» был фантасмагоричной несуразицей, несмешной пародией, тщетной попыткой поверхностно скопировать успешную трилогию (кресло режиссёра, чтоб вы понимали, тогда занял бывший сценарист/сосценарист). «Джейсон Борн» является точно такой же попыткой – просто было решено довериться уже не первым попавшим людям, а обломкам старой команды: лучше изнутри знать выстрелившие механизмы. Грамотный подход, хотя… случайным людям в съёмочной группе место всё же нашлось.
ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА
Первые три фильма снимал небезызвестный Оливер Вуд. В 2008 году он стал номинантом на премию «BAFTA» за работу над лентой… «Ультиматум Борна»! Вуд и Гринграсс выработали фирменный стиль, одной из составляющих которого были «наплывы» камеры. Новым оператором стал Барри Экройд. Регалий у него множество: и на ту же премию «BAFTA», и на «Оскар» номинировался. Кроме того, с Гринграссом ранее он уже сотрудничал в картине«Капитан Филлипс». Вроде бы, всё хорошо. В чём проблема?
Экройда пригласили из-за сходства его авторского стиля с почерком Вуда, а сказать ему об этом забыли. Да, он так же активно использует в своих работах «наплывы», они у него обычно не выпячиваются, выглядят органично. В «Джейсоне Борне» же они настолько вызывающи и очевидны, что спустя 10 минут после начала фильма попросту начинают раздражать. Взять Экройда в этот фильм — то же самое, что обуть на пробежку туфли только потому, что и туфли, и кроссовки – обувь. Экройд мастер по созданию эффекта натуралистичной съёмки (вспомним нашумевшего «Повелителя бури»), однако к этому фильму дрожащая камера и «наплывы» не клеятся совершенно.
В сценах драк и вовсе слишком много крупных планов. Разбавляют их лишь смазанные кадры, на которых ничего толком не разглядеть. В кино, а уж особенно в таком, видеоряд имеет ключевое значение, почему тогда драки решили обозначить лишь условно? Либо потому, что не хотели тратиться на толкового постановщика боёв, либо потому, что «Экройда пригласили из-за сходства его авторского стиля с почерком Вуда, а сказать ему об этом забыли».
АКТЁРСКИЙ СОСТАВ
С этим у франшизы всегда был порядок. К последнему фильму и вовсе подтянулась тяжёлая артиллерия: в своём привычном амплуа перед нами предстал Томми Ли Джонс. Роль ему досталась именно та, которая должна была достаться – играет он властного начальника, который с холодными рассудком руководит сложнейшими операциями. В фильме «Вулкан» (1997) он был главой департамента по чрезвычайным ситуациям, а в фильмах «Беглец» (1993) и «Служители закона» (1998) – руководителем отряда, разыскивающего беглых заключённых. До чего же приятно увидеть Джонса в роли директора ЦРУ, руководящего поисками Борна!
Что касается главного героя – возраст ему к лицу. Для самого Деймона 45-летний юбилей, возможно, личная трагедия, однако Борн только сейчас стал выглядеть по-настоящему сурово. В предыдущих лентах франшизы он иногда напоминал растерянного мальчика (в старом фильме «Тайна личности Борна» этой проблемы как раз не было – заглавную роль там исполнил 54-летний Ричард Чемберлен, номинированный тогда на «Золотой глобус»).
Конечно, можно сказать, что герои фильма картонные фигурки, выполняющие механические действия, однако это уже претензия ни столько к актёрам, сколько к сценарию.
ПИШЕМ И СНИМАЕМ
Снимать фильмы о Борне можно до бесконечности. Как мы уже выяснили, не могут остановить процесс никакие перемены в съёмочной группе. Можно поменять режиссёра, оператора, главного героя. Самое главное, что книжек написано предостаточно:
- «Идентификация Борна» (1980, Роберт Ладлэм)
- «Превосходство Борна» (1986, Роберт Ладлэм)
- «Ультиматум Борна» (1990, Роберт Ладлэм)
- «Возвращение Борна» (2004, Роберт Ладлэм в соавторстве с Эриком Ван Ластбадером)
- «Предательство Борна» (2007, Эрик Ван Ластбадер)
- «Санкция Борна» (2008, Эрик Ван Ластбадер)
- «Обман Борна» (2009, Эрик Ван Ластбадер)
- «Цель Борна» (2010, Эрик Ван Ластбадер)
- «Господство Борна» (2011, Эрик Ван Ластбадер)
- «Крах Борна» (2012, Эрик Ван Ластбадер)
- «Возмездие Борна» (2013, Эрик Ван Ластбадер)
- «Власть Борна» (2014, Эрик Ван Ластбадер)
Книжек много, да и франшиза увела сюжет так далеко, что даже после того, как они закончатся, всё равно при желании можно будет что-то снимать! Принцип существования борнианы можно охарактеризовать весьма ёмко – деградационная сукцессия. Термин сложный, однако советуем узнать его значение.
Смотреть ли «Джейсона Борна»?
СМОТРЕТЬ
Если вы любите экшен-фильмы и устали от однотипных боевиков с Джейсоном Стейтемом – посмотрите на другого Джейсона. Да и однообразие фильмов о Борне ещё не говорит о том, что они не отличаются от других фильмов (они только между собой до безобразия похожи).
НЕ СМОТРЕТЬ
Если вы любите реалистичность, эмоциональность, оригинальность, интеллектуальность, многогранность, сложность… и хорошее кино.
Благодарим кинотеатр «Люксор» за приглашение на показ