Чтение: Артём Морс
Познакомились с интересным поэтом из Иркутска и решили опубликовать его стихи. И не только из-за фамилии
Артём Морс
34 года. Журналист
Бывают странные сближенья… В октябре на международном форуме молодых писателей я познакомился с Романом Рубановым, стихи которого до этого встречал где-то в журналах и они мне нравились. Странным образом мы с первых минут стали общаться так, как будто знакомы уже много лет, а за несколько дней так и вовсе сдружились, надеюсь, окончательно и бесповоротно. Потом неожиданно выяснилось, что у нас с Романом совпадает дата рождения, не только день и месяц, но и год, что для меня совсем уж было удивительным. Как только я это узнал, я пообещал Роме, что вмонтирую его имя в одно из своих стихотворений, которое когда-то написал сам себе в качестве подарка на день рождения. Там я перечисляю всех своих знакомых, родившихся со мной в один день, потому что верю в то, что у нас есть какое-то внутреннее… родство не родство, но что-то общее, позволяющее нам при любых обстоятельствах понять друг друга.
После форума мы разъехались по своим городам и, как это часто бывает в нынешнее время, законнектились в социальных сетях, пообещав, что еще встретимся — в Москве ли, в Курске ли, в Иркутске… И вот, совершенно неожиданно я узнаю, что в Курске (который, как можно заметить, рифмуется с моим родным Иркутском) издается интернет-журнал «Морс», который к тому же время от времени публикует писателей и поэтов. Убежден, что самой судьбой мне предначертано здесь опубликоваться. )
Окончил филологический факультет Иркутского государственного университета и Литературный институт им. Горького. Автор книг стихов «Из этого темнеющего сада» (2006, «Издатель Сапронов», Иркутск), «Другими словами» (2014, «Воймега», Москва). Стихи публиковались в журналах «Дружба народов», «Футурум АРТ», «Сибирские огни», «Сибирь», «Луч», «Байкал», интернет-журнале «Пролог», альманахах «45-я параллель», «Иркутское время», «Зеленая лампа», «Тверской бульвар, 25», «КУБ», «Паровоз», антологиях «ЛитературРентген. Антология» (Нью-Йорк, 2012), «Бег времени» (Иркутск, 2011), «Новые писатели» (Москва, 2012). Организатор и куратор творческого проекта «Поэты в городе». Член Союза российских писателей. Живет в Иркутске.
Письмо о городе
Мне хотелось бы побродить по городу,
узнать твой город, посмотреть на лица,
увидеть, как он, улицами распоротый,
длится и куда он длится.
Поелику твой город наверняка столица,
он движется, он растёт, нет, движется,
шевелится маршрутами автобусными,
как бабушкины спицы
копошится.
Мне хотелось бы побывать в том городе,
твоём городе, узнать окрестности,
увидеть тебя, шагающей в школу
жизни на пересечённой местности
(как гласит словарь — очень неровной,
с холмами и оврагами), где сложно встретиться,
пересечься, как сказали бы мы по-новому,
метафорически можно сказать влюбиться.
Ведь всякий город — это странное место,
а тем более твой неизвестный город.
Любой город — как чужая невеста,
за исключением тещи и девственности.
Мне хотелось бы поговорить с бродягами,
выпить с ними паленой водки,
тогда бы я знал, чего стоит свобода
в твоем городе,
в каком случае дают в морду.
Тогда бы я знал, о чём лают собаки,
о чём воркуют дворовые голуби,
о чём мечтает девушка в парке,
когда улыбается в твоем городе.
Вот таким образом, таким способом
обживаю я твой неизвестный город,
брожу по нему словами. Поздно.
Снег сыплется мне за ворот.
***
Там, где улица Карла Маркса упирается прямо в реку,
где шагреневой кожей съёживается земля,
всегда находится место обыкновенному человеку,
которым можешь быть ты, или он, или я.
И вот мы выходим на набережную, полную скрытых смыслов,
где время течёт быстрей самого себя,
на берегах здесь царствуют молчаливые водяные крысы,
а в небе живут облака системы «воздух-земля».
На другом берегу временами гремит жестяная дорога,
вон электричка отправилась в свой недалекий путь.
Кто там в Слюдянку едет? Первокурсница-недотрога
книжку сонно листает и боится уснуть.
Называй это местом силы или площадью отчужденья,
в шесть утра особой разницы не ощутить.
Когда сидишь здесь один в свой собственный день рожденья,
кажется, что вот-вот поймаешь какую-то нить.
Память ли вдруг подкинет какой-нибудь глупый случай
или вдруг неожиданно умная мысль придёт.
Со стороны посмотришь — Господи, как я скучен,
а изнутри глядишь — всё вроде наоборот.
Так и сидишь один, пока вокруг не проснулись,
все неотложные мысли откладываешь на потом.
По левую руку в туман погружается остров Юность,
по правую руку река теряется за мостом.
***
Одноклассники
После встречи выпускников мы стали еще взрослее,
но не так чтобы типа нам стукнуло тридцать или вроде того,
просто проснулись утром такие же красивые и молодые,
но узнать друг друга уже больше не смог никто.
Так отдаляясь от прошлого школьных фотоальбомов,
последовательно забывая фамилии, имена и лица,
Как там звали химика, фамилия вроде Пахомов?
Гонишь что ли, у нас ведь была химичка.
Жанна работает в банке, Женя стрижёт людей,
У Максима собственный бизнес — что-то с чаем «Принцесса Нури»
Лена бухгалтер, у Даши трое детей.
Антон пишет стихи — вот идиот в натуре.
Господи, что с нами стало, чего мы достигли, к чему пришли,
как оказались здесь и почему все вместе?
Милые мои одноклассники, дети сырой земли,
что с нами будет? Да ничего не будет.
Мы станем жить как прежде, не замечая дни,
не понимая времени, не встречаясь друг с другом,
чтобы когда-нибудь в будущем вдруг увидеть огни
школы, где мы уже никогда не будем.
***
Из подворотен, драк, пустых бутылок,
квартир, вокзалов, огородных грядок
выскальзывали, как простой обмылок,
развеивались, как сухой остаток.
Разбавленным вином струилось время,
десятилетьями не приходила почта,
и выросло другое поколенье
и на земле обосновалось прочно.
На сквозняке не заболеть деревьям,
реке, не уставая, течь веками.
Эпоха-прялка спрашивает: где я?
Цыганка-память отвечает: с нами.
***
А.А.
Алексей Константинович запил.
Вот идёт он по улице в ночь,
из-за сорокаградусных капель
не желая себя превозмочь.
Вот идёт он по шумной столице,
деньги есть, а напитки — увы,
есть простое желанье напиться
на окраине скучной Москвы.
Чтобы снова пригрезилось море,
пристань, жирные чайки в волнах,
мало смысла в пустом разговоре,
много горечи в тусклых глазах.
Шорох гальки, с картавинкой в речи
говоренье задумчивых волн,
эта речь Иоанна Предтечи
успокоит хмельной его сон.
Вот идёт он, смиренный, под богом,
недоступный чужому уму,
и луна, как звезда над дорогой,
освещает дорогу ему.
***
Как прав рассеянный прохожий,
что переходит за черту,
ночь наступает осторожно
ему на пятки. Как в бреду
фонарный свет горит и гаснет,
то вспыхивает, то молчком.
Ну посмотрите, как прекрасен,
в ночном тумане старый дом.
Прохожий выйдет из тумана,
достанет ножик из кармана
и вскроет горло сентябрю.
Свет вспыхнет,
ночь качнется пьяно,
и скажет: я тебя люблю.
***
Само в себе не существуя,
ни трат не зная, ни обид,
горит, как след от поцелуя,
тихонько что-то говорит.
Не облако, а полустанок.
Не призрак, а упрямый взгляд.
Воспоминанье — как подарок,
всё ждет, когда ж его вручат.
Сорвёшь шуршащую обёртку,
заглянешь внутрь не дыша…
И вдруг найдёшь себя ребенком
в зелёных джунглях камыша.
И жизнь летит, как приключенье,
полнометражное кино,
и ты летишь, как на качелях,
в слепое будущее, но…
Пусть говорят, что всё проходит,
но не исчезнет никогда
пустая музыка истории,
живая ржавая вода.
***
Тост
Всем родившимся шестого июля
шлю свои поздравления.
Много таких людей,
но немногих я знаю лично.
Вот небольшой, но довольно подробный список:
Юля, Наташа, Алексей, Роман,
дочка подруги жены,
один мужчина, которого уже не помню, как звать,
ну и, конечно, я.
Давайте поднимем кто что:
бокалы, стаканы, кубки,
детские кружки, рюмки
и выпьем за наше здоровье,
за наше упрямое, трудное,
во многом неблагодарное
цветение на этой земле.
Нужно ли говорить,
что совесть наша чиста,
поступь легка, а мысли
удивительны и где-то внутри печальны?
Все мы: плохие, хорошие, добрые, злые,
нужные и никчёмные,
добропорядочные и беспутные,
красивые и некрасивые,
старые и молодые —
все мы проснёмся на этой земле
и седьмого июля тоже.
И будем жить.
***
Прочитано, смято и выброшено,
но что-то впитала душа,
так рыба, хотя и выпотрошена,
смотрит на нас не дыша.
Так замок разрушенный, брошенный
из кубиков на полу,
приснится игрушечный, крошечный,
но победивший тьму.
Из Тмутаракани памяти
всплывают и стыд, и страх,
но вот уже замок каменный
привидится в облаках.
Карманная мелочь плещется,
как рыба, попавшая в сеть,
во имя всего человечества
она должна умереть.