Старые вещи в домах молодых горожан
Матрешки, корзинки, платки с розой — изучаем содержимое бабушкиного сундука
У кого-то бабушка была мастерицей и всю жизнь вязала и шила, кто-то забрался на чердак домика в деревне и обнаружил плетеную корзину, так или иначе старинные вещи из прошлого (а может, у кого-нибудь найдутся и из позапрошлого!) века встречаются в домах горожан. Память о близких, экзотика или предмет для изучения? Мы попросили читателей показать семейные реликвии.
ДОМОТКАНАЯ СКАТЕРТЬ (СТОЛЕШНИК)
262 х 83 см
Марина Полянская
«Около 60 лет назад эту скатерть своими руками сшила двоюродная сестра моей прабабушки, жила она в Белгородской области. Мы сначала не могли понять, скатерть это или просто большой рушник. Правда, размеры – длина около трех метров – предполагают, что это все же скатерть, предназначенная исключительно для торжественных случаев. Кружево здесь машинное, но поверх расшито вручную узорами».
На скатерти есть традиционная красная вышивка с вкраплением черных ниток. Черный цвет раньше не считался траурным, а олицетворял собой плодородную черноземную почву. Нижняя часть вышита в перевернутом виде – это явное изображение потустороннего мира, который при этом выглядит почти также, как и наш. Сами зигзаги, обозначающие символы мужского и женского начал, вышиты мощной строкой, и их слияние преумножает природную силу. Такая скатерть могла использоваться во время праздничных обедов, прославляющих дары природы, а также во время свадебных гуляний.
«Еще двоюродная сестра прабабушки делала подузорники (кружевную кайму), вышивала на шторках и наволочках. В деревенском доме были суджанские ковры с цветами. Еще в доме был деревянный диван с резной спинкой и резными ручками, старые сундуки и прочие реликвии».
ПАВЛОПОСАДСКАЯ ШАЛЬ
148 х 148 см
Марина Панина
«Эта шаль появилась в нашей семье при бабушке. Павлопосадские шали начали выпускать на рубеже 19-20 веков. Было два вида: плотная шерстяная и тонкая шерстяная с шелковыми прожилками. Наша шаль второго вида. Раньше рисунок на такие шали и платки набивался вручную досками. Для контурного узора использовалась доска типа «манер», для нанесения краски на ткань – «цветок». На одну шаль могло уйти около 40 досок, по одной на каждый цвет. Кайма у шали тоже навязывалась вручную. Сейчас весь процесс механизирован».
Сначала орнаменты были азиатскими («турецкий огурец»), но спроса на такие платки не было. Русские красавицы предпочитали носить на своих плечах цветы и травы русских лугов. На этой шали истинно павлопосадский стиль: крупный рисунок по краям, мелкий в центре, свободная середина. Помимо «хитовых» роз, есть и георгины.
ПЛЕТЕНЫЕ КОРЗИНЫ И ВЫШИТЫЕ ПОЛОТЕНЦА
Большая круглая корзинка: диаметр – 39 см, высота – 26 см
Малая круглая корзинка: диаметр верха – 34 см, высота – 26 см
Прямоугольная корзинка: 38х23 см, высота – 22 см
Яков Бондарев
«Мы купили старый домик в поселке Сахаровка Курского района и на чердаке однажды обнаружили корзинки. Выяснилось, что в 70-х годах бывший владелец дома вместе с семьей купил участок в поселке и увлекся плетением из лозы. Материал рос прямо около дома».
Салфетка: 24,5 х 73,5 см
Полотенце с вышивкой гладью: 28,5 х 205 см
Полотенце с геометричным и растительным орнаментом: 34 х 220 см
«Жена владельца дома тоже была мастерицей и занималась вышивкой. Полотенца с машинным кружевом смотрятся, по-моему, как осовремененные рушники».
Полотенца не несут в себе особой смысловой нагрузки, однако интересны по колориту. Цветы очень яркие, скорее всего, это полотенце было не для постоянного пользования, а как украшение дома. Другое хуже сохранилось, потому что использовалось по назначению.
КОВРИК ИЗ ТКАНИ И СОВЕТСКИЕ МАТРЕШКИ
Диаметр: 63 см.
Самая большая матрешка: высота – 14,5 см
Самая маленькая матрешка: высота – 4 см
Светлана Скобликова
«Мама моей двоюродной бабушки сшила этот коврик из полосок ткани крючком около 40 лет назад. Сочетание синих и нежно-розовых цветов олицетворяет с рассвет на речных просторах».
Матрешки были куплены в одном из курских магазинов в 70-х годах. Иногда такая матрешка из-за упрощенного стиля называется городской, в то время как семеновские и полховские матрешки с цветастыми передниками – явно красавицы из деревни. Русский вариант японской игрушки появился в конце 19 века, но при этом ее подобие существовало на Руси уже очень давно. Ведь матрешка – символ женщины, общий образ рода и его продолжения.