5 зрителей обсуждают Манхэттенский фестиваль кино
Два журналиста, драматург, художник и завлит театра спорят о фестивальных короткометражках
«The Manhattan Short Film Festival» в этом году проходит девятнадцатый раз. Согласно пресс-релизу, фестиваль объединяет 100 000 кинозрителей в 250 городах мира.
Россия присоединилась к просмотру в 2005 году, а первый российский фильм был представлен на фестивале в 2011. Создатель фестиваля Николас Мэсон во время телемоста признался, что в России сложно найти фильм, который бы во всём мире имел то же воздействие, которое он имеет на территории своей страны. Он старается отбирать такие фильмы, которые будут понятны в любой точке земного шара. Это фильмы о людях. В программе фестиваля есть фильм «Тоннель», который два года снимали на фоне «зелёного экрана» и потом дорисовывали на компьютере. «Но ведь снимали его люди!», — комментирует картину Мэсон.
«Когда я только собирался открывать фестиваль, мне говорили: «Тебе нужен известный актёр, который будет пиарить твоё начинание!». Но я австралиец, мне пофиг на звёзд», —
Николас Мэсон
«Морс» посмотрел фестивальные фильмы вместе с городской творческой интеллигенцией и обсудил увиденное с четырьмя ее представителями.
Что смотрели?
1.
«Тоннель»
Норвегия. Режиссёр: Андре Овредал.
Футуристический фильм, посыл которого: «Толерантность напоказ способна привести к тому, что решение проблемы перенаселения может быть доверено случаю».
2.
«Карусель»
Великобритания. Режиссёр: Кэл Вебер.
Философский фильм о природе человеческого общения, облачённый в форму видеомотиватора.
3.
«Сломленные»
Германия. Режиссёры и аниматоры: Фолькер Шлехт и Александр Лаль.
Анимационный фильм о женской тюрьме Хохенек, по сравнению с которой антиутопии Оруэлла и Замятина кажутся долинами для лёгких прогулок.
4.
«Элла получит повышение?»
США. Режиссёры: Ричард Диаз и Майк Пузатери.
Комедийный фильм о том, что долгожданное повышение может обернуться кошмаром.
5.
«Держись!»
Голландия. Режиссёр: Шарлотта Скотт-Уилсон.
Психологический фильм о человеке, который пытается справиться с грузом ответственности.
6.
«Сверхурочная работа»
Австралия. Режиссёр: Крейг Д. Фостер.
Комедийно-фантастический фильм, демонстрирующий то, что сверхурочная работа может оказаться не только личной трагедией человека.
7.
«Бравист»
Россия. Режиссёр, сценарист, продюсер: Эвелина Барсегян.
Философский фильм о дефиците искренности и поиске надежды.
8.
«Горилла»
Франция. Режиссёр: Тибо Пинсар.
Комедийный фильм о звериной природе мужского начала.
9.
«Я – карандаш»
Австралия. Режиссёр: Джо Д’Aрси
Философский фильм, сравнивающий человека с предметом, который одновременно является и инструментом, и средством к созданию прекрасного.
10.
«Последнее путешествие загадочного Пола В.Р.»
Франция. Режиссёр: Ромэн Киро.
Философский фильм о месте человека в мире и об его отношении к своему предназначению.
С кем смотрели?
Александр Демченко
журналист газеты «Друг для друга», драматург
Сергей Баженов
художник
Юлия Комкина
журналист телеканала «Сейм»
Ольга Люстик
заведующая литературно-драматургической частью Драмтеатра
Записал беседу Борис Кутафин.
ВНИМАНИЕ! Могут встречаться спойлеры!
КОМКИНА. Мне очень понравился фильм про карандаш [«Я – карандаш» – прим. ред.]. На мой взгляд, аллегория отличная.
ЛЮСТИК. Самое главное, что есть тема, идея.
МОРС. А вам не показалось, что подана идея совсем уж «в лоб?»
КОМКИНА. Возможно. Но на фоне остального… Искренности не хватало вообще. Фильмы прошлого года я даже могу расставить в голове по порядку показа. Там были эмоции. И в игровых картинах, и в анимационных. Прошёл год, а я до сих пор помню лица стариков из десятиминутной короткометражки. Сейчас мне этого не хватило. Если говорить о том, что показалось забавным – мне понравилась история про оборотня («Сверхурочная работа»).
ЛЮСТИК. Если рассматривать фильм как гротескную комедию, то это неплохо, да.
ДЕМЧЕНКО. Это как раз тот момент, когда ты не сопереживаешь герою, а тебе просто интересно смотреть.
ЛЮСТИК. Ну а никто не говорит, что эти фильмы должны быть какими-то супер-искренними. «Фильмы-аттракционы» тоже могут быть.
КОМКИНА. Подождите, но организаторы заявляют, что у фестиваля есть тема: он создан для того, чтобы открыть человечеству миролюбие.
ДЕМЧЕНКО. Вот только получилась в итоге сборная солянка ни о чём. Два-три фильма стоят того, чтобы на них обратить внимание.
ЛЮСТИК. Про оборотня ещё ладно, а вот американский фильм «Элла получит повышение?» выпадает из контекста, даже если отбросить «тему». Режиссура никакая, сценарий никакой, актриса – ещё хуже. Три главные составляющие разрушены. Если говорить о качестве подачи материала и режиссуры, то стоит отметить фильм «Держись!». В нём сразу видно, что исполнительница главной роли – профессиональная актриса, которая способна полностью воплотить режиссёрский замысел.
ДЕМЧЕНКО. Да там дело даже не в актрисе, а в том, что в фильме две стоящие сюжетные линии: первая – человек борется со своим страхом, а вторая – скрытые проблемы взаимоотношений с отцом.
ЛЮСТИК. А эти линии кто раскрывает, Саша?!
ДЕМЧЕНКО. Хорошие актёры – это замечательно, но если нет хорошей истории, не будет хорошего фильма.
ЛЮСТИК. Три составляющие всегда, три! Я об этом уже говорила.
ДЕМЧЕНКО. Сценарий! Главное сценарий!
КОМКИНА. Да вы оба правы, просто с разных позиций смотрите: Юля с позиции сценического искусства, а Саша с позиции литературной драмы.
ДЕМЧЕНКО. Нет, ну здесь действительно классный сценарный ход: героине удаётся себя перебороть, она меняется. Если в герое происходят какие-то перемены, то фильм воздействует на зрителя. В других картинах я ничего подобного не увидел. Разве что в фильме «Последнее путешествие загадочного Пола В.Р.» было нечто подобное: герой должен полететь на Марс, откуда ему не суждено вернуться, и он перед принятием важного решения бродит по пустыне, которая и является некоторой моделью этого самого Марса. В этой истории герой тоже меняется, но это очень наигранно. И закадровый текст. Когда он есть, история сразу же перестает быть самодостаточной. Нужно изображать всё с помощью диалогов и поступков героя, а просто проговаривать мысли – это «ни о чём».
МОРС. В этом фильме всё обозначено весьма условно. Он должен спасти человечество, просто отправившись в полёт, из которого ему не суждено вернуться. И как он таким образом всех спасёт?
ДЕМЧЕНКО. Важно то, что герой меняет своё решение. Он сомневается, боится, а после того, как несколько человек говорит ему, что он должен это сделать…
МОРС. Нет, ну последний человек, которого он встречает, говорит ему, что не должен. [Вообще, главный герой умел читать мысли. Встретившийся ему человек говорил одно, а думал другое. – прим. ред.]
ДЕМЧЕНКО. Мне показалось, что последний встретившийся герою человек должен был его убить. Или нет?
ЛЮСТИК. Нет, последний герой же на фоне ракеты рыл себе могилу, т.е. он был готов к смерти, а потому сказал не спасать всех.
БАЖЕНОВ. Да герою просто не было места на Земле, вот его и отправили в космос, чтобы он не портил людям жизнь.
ЛЮСТИК. Точно, там же нет мыслей.
МОРС. Получается, что герой в конце, освободившись от бесконечного шквала мыслей, обрёл покой, и в этом его счастье?
БАЖЕНОВ. Смысл даже не в том, что герой обрёл покой, а в том, что все остальные его обрели – смогли жить так же, как жили, в мире, где все могут слышать только речь друг друга, а не мысли.
ДЕМЧЕНКО. Давайте лучше обсудим наш, российский фильм «Бравист».
ЛЮСТИК. Профессия главного героя действительно существует – таких людей называют «квакеры» [Речь о людях, на заказ разыгрывающих эмоции в зрительном зале – прим. ред.].
МОРС. Смысл в том, что герой устал от фальши. Понял он это только тогда, когда увидел нечто искреннее –плачущую в зале девушку, свою школьную любовь. Она стала его последней надеждой, и эта надежда рухнула, когда оказалось, что слёзы девушка тоже проливала на заказ.
КОМКИНА. А мне кажется идея такова, что мы все часто притворяемся, не важно – за деньги или нет.
БАЖЕНОВ. Здесь суть в том, что игра идёт не на сцене, а в зале. И даже за его пределами.
ЛЮСТИК. «Весь мир театр, а люди в нём актёры»…
БАЖЕНОВ. Герой в конце вообще, как мне кажется, приходит смотреть только на то, как эта девушка играет.
ДЕМЧЕНКО. Такой «восторженный раб». Эта девушка должна его исправить, но не исправляет, а усугубляет…
ЛЮСТИК. Да банальная история, всё считывается на раз. Герой просто устал: на сцене театр, в зале театр, у него в жизни театр.
ДЕМЧЕНКО. А то, что в конце герои переспали – это не символ? Мне кажется, символ того, что должна родиться новая жизнь…
МОРС. Там был и другой смысл: нам в этой сцене показывают апатичное лицо героя – он разочаровался в последней надежде на нечто светлое.
КОМКИНА. А как вам фильм про тюрьму [«Сломленные» – прим. ред.]?
ЛЮСТИК. По крайней мере, социально. Хотя с другой стороны, это мог быть рассказ и про концлагерь, и про что-то ещё…
МОРС. Ну да, в эту модель могло вписаться что угодно.
ЛЮСТИК. Может быть, я не права, но я почему-то уверена, что все вспомнят фильмы «Горилла» и «Держись!». Первый понравится неискушённому зрителю, потому что сделан эксцентрично и стилистика хорошо подобрана, а во втором много тем: тема взаимоотношений отца и дочери, тема страха сцены…
ДЕМЧЕНКО. Там, скорее, страх себя.
ЛЮСТИК. А ещё там затрагивается тема взаимоотношений с коллегами. Героиня – главная виолончель оркестра, она много лет этого добивалась…
КОМКИНА. Тема зависти раскрывается.
ЛЮСТИК. Да и вообще можно много тем найти, много деталей. Как она, например, от тяжёлого инструмента синяк на груди постоянно замазывает.
БАЖЕНОВ. А что вы думаете про «Тоннель»?
МОРС. Фильм построен по принципу басни, но совершенно не понятно, в чем мораль. Неужели фильм нам говорит: «Толерантность приведёт к тому, что нас будет слишком много»?
ДЕМЧЕНКО. Мне вообще это по атмосфере напомнило сатирический фильм «Железное небо», где фашисты поселились на обратной стороне Луны.
БАЖЕНОВ. А ведь похожие тоннели, действительно, существуют. Конечно, не точно такие же, но иногда в тоннель запускают только часть людей, чтобы в случае обвала, погибли не все.
ДЕМЧЕНКО. А кто-то вообще понял фильм «Карусель»?
ЛЮСТИК. Ну, смысл в том, что мы часто адресуем одному человеку фразы, которые легко можно было бы адресовать и другому.
МОРС. Смысл в протокольности, универсальности фраз? Как вариант.
БАЖЕНОВ. А мне вот вообще это напомнило ситуацию: Тот, кто приехал в Москву, через 15 минут начинает ненавидеть того, кто приехал позже.
ЛЮСТИК. Да, всё по кругу – «карусель». И мужчина, который в ответ услышал то, что сначала сказал сам – в финале плачет. Мораль: Когда кому-то что-то говоришь, кого-то чему-то учишь, подумай, а тебя бы это не «прибило»? Герой высказывает нравоучения простой беспризорнице или проститутке, но в итоге и его эти слова задевают, а значит у него тоже в жизни не всё в порядке.
Лучшим фильмом единогласно признали ленту «Держись!», а вообще дискуссия была крайне напряжённой. Критики сходились во мнениях и спорили, но однозначно понять фильмы не удалось. Это ли не повод посмотреть их самому?
Наряду с жителями Москвы, Нью-Йорка, Санкт-Петербурга, Мадрида, Ярославля, Праги, Лос-Анджелеса, Екатеринбурга и многих других городах жители Курска могут ознакомиться с фильмами Манхэттенского фестиваля до 2 октября. Показы идут в кинотеатре «Люксор».