10 фильмов, которые должен посмотреть каждый фотограф
Версия самих фотографов
В начале марта этого года в зале «Творческого завода 7.40» фотографы Виталий Самофалов и Алексей Ненарочкин провели первый кинопоказ «для своих». Свои — это все, интересующиеся искусством фотографии и искусством в принципе. Первый фильм, который посмотрели, был посвящен фотографу Себастьяну Сальдаго. Вскоре появилась определенная форма встреч. Постоянно находятся желающие рассказать обо всем, что имеет отношение к фотоискусству. Встречаются примерно раз в месяц, смотрят кино, раздают значки почетных спикером, спорят и восхищаются, пьют чай и делают фото в стиле известных мастеров. 19 августа — во Всемирный день фотографии — узнали у активных членов клуба, какие фильмы надо посмотреть, чтобы начать снимать чуть лучше.
[heading title=’ «Соль земли»‘ sub_title=’ 2015′]
Документальный фильм Вима Вендерса и Жулиану Сальгадо о бразильском фотографе Себастьяне Сальгадо. Он окончил экономический факультет Университета Сан-Паулу и по командировке Всемирного банка оказался в Африке, где начал фотографировать. Здесь Сальдаго в корне меняет свою жизнь и становится фотографом. Он готов отправиться на край света и рисковать своей жизнью ради необычных снимков.
Виталий Самофалов, фотограф
«Именно этот фильм и одноименная книга натолкнули меня на мысль, что я хочу посмотреть этот фильм на большом экране с людьми моей профессии и поговорить об этом. Я предложил Алексею Ненарочкину устраивать встречи в его арт-пространстве, он с радостью согласился, и с тех пор мы регулярно встречаемся».
[heading title=’ «Фотоувеличение»’ sub_title=’1966′]
Главный герой — известный, талантливый молодой фотограф, прототипом которого был то ли Берт Штерн, то ли Дэвид Бейли, что скорее. Однажды, работая в городском парке, он случайно снимает заинтересовавшую его странную пару. Заметив фотографа, женщина начинает преследовать его, пытаясь отобрать фотоаппарат и требуя отдать ей плёнку… Фильм-притча Микеланджело Антониони по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1967 года, а также номинировался на премию «Оскар» за режиссёрскую и сценарную работы.
[heading title='»Съемки в Палермо» ‘ sub_title=’2008 ‘]
Финн — знаменитый фотограф. Его работы украшают лучшие галереи и обложки журналов по всему миру. Жизнь бьет ключом, он — настоящая звезда арт-сцены. Но в сердце живет пустота. Однажды он приезжает в Палермо, где знакомится с прекрасной и загадочной художницей Флавией. Внезапно с ним начинает происходить нечто необъяснимое, оживают древние фрески, искусство сливается с реальностью. Интеллектуальная драма с мистическими элементами. Немного странное кино, с безумно красивой картинкой и причудливым сюжетом, который то ли намекает зрителю о существовании мистики, то ли просто предлагает заглянуть внутрь себя.
Евгения Громова, фотограф
«Фильм, который будет интересен искушенному зрителю, не только фотографу, но вряд ли получит в вашем сознании 10 из 10. С первых кадров цепляет атмосфера, музыкальное сопровождение и режиссерская работа. Вендерс знает свое дело по части красивой картинки. А вот глубинный смысл подкачал, его не спасает ни смерть по Бергману в роли Хоппера, ни однозначные ответы Вендерса о жизни и смерти. Если вы не равнодушны к хорошей музыке и прогулкам по старой Европе — это кино для вас. И искать глубинный подтекст в этой картине не стоит, он предельно ясен».
Алексей Ненарочкин, фотограф
«Фильм «Съемка в Палермо» я посмотрел, еще задолго до того, как полностью ушел в сферу фотографии. Кинолента очень сильно на меня повлияла одним очень необычным моментом: фотограф вывез модель в другую страну, чтобы сделать один кадр возле окна. Это говорит о том, что не имеет значения место, где ты фотографируешь, более важно твое отношение к нему».
[heading title=’«Дэвид Бэйли. В ритме свинга» ‘ sub_title=’2010 ‘]
Фильм об известном британском фотографе моды, который стал прототипом героя в картине (Фотоувеличение/«Blow Up»). В роли фэшн-фотографа Дэвид Бэйли дебютировал в 1960 году, сделав снимки для журнала Vogue. С тех пор он сотрудничал практически со всеми знаменитыми периодическими изданиями планеты, а с 1966 года занялся режиссурой рекламных роликов и телевизионных документальных фильмов. В фильме интервью с искусствоведом Мартином Харрисоном, бывшей женой Катрин Денев, с нынешней женой Кетрин Дайер и близским другом Джерри Холлом.
[heading title='»То, что останется» ‘ sub_title=’2005 ‘]
Будучи одним из выдающихся мировых фотографов, Салли Манн создает произведения искусства, бросающие вызов зрительским ценностям и мироощущениям. Охарактеризованная как «Величайший фотограф Америки», она впервые получила международную известность в 1992 с серией фоторабот Immediate Family, изображающей троих ее детей. What Remains — это серия фотографий, посвященная смерти и разложению, послужившая основой и давшая имя этому документальному фильму.
Виктор Домашев, фотограф
«Ранее в одном из киноальманахов о фотографии мне уже довелось узнать о творчестве женщины, ставшей знаменитой фотографируя собственных детей на старинную камеру. Откровенно говоря, за несколько минут сумбурного повествования я не успел проникнуться ее работами, и не удивительно… Поэтому от просмотра фильма про Салли Манн не ожидал особых откровений, но все-таки решил посетить встречу группы «Кино про фотографии», так как это не только просмотр фильма на большом экране, но и возможность поучаствовать в интересной беседе о фотографии. Для полноты картины организаторы включили в сеанс сразу два фильма: «Кровные узы» и «То, что останется». Первый фильм рассказывает о самом знаменитом этапе творчества фотографа, когда она снимала серию портретов своих детей. Надо сказать, что это был не просто отрывочный набор снимков из семейного фотоальбома, а сложное визионерское исследование темы юности и взросления. Второй, более продолжительный кинорассказ посвящен одноименному циклу работ на тему смерти и разложения. Этот фильм, содержащий шокирующие своей честностью сцены фанатичной работы фотографа в попытке заполучить портрет смерти, ее квинтэссенцию, поразил меня настолько, что осознание начало приходить только после финальных титров. Очень здорово, что такую сложную и многогранную тему можно было обсудить с единомышленниками! Именно благодаря интересной и продуктивной дискуссии с остальными посетителями, я смог по-новому, не без восхищения взглянуть на творчество и личность Салли Манн».
[heading title=’«Клуб безбашенных» ‘ sub_title=’2010 ‘]
Реальная история четырех молодых фотографов в ЮАР времен апартеида. «Клубом снайперов» называют четырех молодых фотографов, чьи снимки запечатлели финальные кровавые дни белого правления. Это удивительная и иногда ужасающая история людей и их невероятного подвига, на который они пошли, чтобы заполучить заветные фотографии.
Анна Зданович, фотограф
«До того, как мы затронули тему военной репортажной фотографии, я даже не задумывалась об этом направлении. Фото воспринимала со стороны эстетической, да и за всю жизнь не заинтересовалась ни одним репортажем. Однако же при просмотре художественного фильма «Клуб безбашенных» мир военной фотографии несколько приоткрылся и заинтересовал. Снято красиво, с вниманием к реальным фактам, сочетанием трагического сюжета и легкой подачи. Так, как и могут жить военные фотографы — сейчас, потому что уже в следующую минуту можно оказаться лежащим на земле с пустыми глазами, которые ранее видели все. Здесь нет серьезной философской составляющей, профессия несколько романтизирована, но смотрится на одном дыхании».
[heading title='»War Photographer» ‘ sub_title=’ 2001′]
Фильм рассказывает историю американского фотографа Джеймса Начтвея, о его мотивациях, его страхах и его ежедневной рутине в качестве военного фотографа. Нахтвей является не только главным героем, но и оператором миникамеры, которая прикреплена к его фотоаппарату, и создаёт эффект присутствия на съёмке. Документальный фильм швейцарского режиссёра Кристиана Фрая был номинирован на «Оскар» и выиграл 6 других наград.
Анна Зданович, фотограф
«Документальный фильм «Военный фотограф» показал (в отличие от предыдущего) больше реальности без прикрас. Начтвей рассказывает о своей настоящей жизни, об отношении к военным конфликтам, сомнениях и терзаниях. Здесь есть кадры и история их создания, чувства фотографа и их отчуждение, желание донести страдания мира до людей в благополучных местах, внести сомнение в сытое общество потребления. Такая фотография, чисто смысловая, чувственно тяжелая, говорящая, часто отвергается зрителем, вытесняется за границы сознания для комфортного существования. По сути, со стороны фотографа военные съемки не просто работа, но и жертва, поскольку, начав, вернуться к обычной жизни становится практически невозможно, несмотря на то, что мотивы у каждого фотографа свои. Для меня этот аспект фотографии стал живым напоминанием о том, насколько откровенно и больно можно показать трагические события, что фотография не просто картинка, а усиленное отражение чьей-то жесткой реальности».
[heading title='»The Man Who Shot Beautiful Women: Erwin Blumenfeld» ‘ sub_title=’ 2013′]
Документальная и шокирующую история фотографа Эрвина Блюменфельда, который пережил две мировые войны, чтобы стать одним из мировых самых высокооплачиваемых фотографов моды и оказать ключевое влияние на развитие фотографии как вида искусства.
[heading title='»Helmut Newton: Frames from the Edge» ‘ sub_title=’1987 ‘]
Фильм рассказывает о немецко-австралийском фотографе и фотохудожнике Хельмуте Ньютоне, чьи провокационные эротические черно-белые фотографии не сходили со страниц и украшали обложки «VOGUE» и других изданий. Он стремился воплотить в своем творчестве красоту человеческого тела и совершенство линий. Эротизм его работ балансирует порой на грани шокирующих откровений.
Max Kolbas, фотограф
«Мне всегда очень нравился Ньютон. Я смотрел его фото. Это прекрасные, восхитительные работы, отстраненно-прекрасные, холодные, абсолютно чужие, из другой жизни. Посмотрев фильм о Ньютоне, я как будто ощутил его фотографии. Я увидел, что можно снимать ТАК, и понял, что ТАК снимать я никогда не смогу. Я больше не хочу брать в руки фотоаппарат… Хороший фильм, да».
[heading title=’ «Annie Leibovitz: Life Through A Lens»‘ sub_title=’ 2006′]
Остроумные, полные экспрессии фото Энни Лейбовиц породили новый стиль в жанре фотопортрета. Именно она отбросила осторожность и привнесла в свои работы неожиданность и яркие будоражащие эффекты. Ее фотографии не сходят с обложек журналов уже более 30 лет, Энни Лейбовиц стала одним из самых знаменитых фотографов нашего времени. О ней рассказывают Михаил Барышников, Тина Браун, Грейдон Картер, Розана Кэш, Хиллари Клинтон, Вупи Голдберг, Мик Джаггер, Йоко Оно, Кейт Ричардс, Арнольд Шварценеггер, Патти Смит, Глория Стайнем и Анна Винтур.
Ближайшая встреча клуба состоится в это воскресенье. Организаторы обещают несколько увлекательных лекций от постоянных спикеров и просмотр фильма «Безумный мир Дэвида ЛаШапеля» о том, как получить ироничный гламур наивысшего качества.