«Простой мотив» курского фотохудожника Геннадия Бодрова

Прошло уже почти четверть века со дня жестокого убийства удивительного человека, талантливого фотографа международного класса Геннадия Бодрова. Он запечатлел черно-белую Россию на стыке веков, как будто подставив зеркало. Мы смотрим на эти снимки и узнаем закоулки Курска. Вот дети плещутся в фонтане у цирка, мемориал, очередь у ЦУМа, неизвестный сидит на лестнице на Сумской.

Один из посетителей выставки Бодрова в Центре фотографии имени братьев Люмьер сказал: «Ожидал немного другого: демонстраций, бандитов, ментовский беспредел, первой чеченской войны, а получил фотографии молящейся глубинки и играющих детей». И это легко объяснимо. Диссонанс возникает из-за стереотипного представления о том, как было. А было по-разному. И великий фотохудожник запечатлел живую жизнь, которая и сейчас сочится, льется, хлещет со старых снимков. Он, подобно Диогену, искал человека. Только вместо фонаря был фотоаппарат.


Геннадий Борисович Бодров — курский фотограф, член Союза фотохудожников России, член союза журналистов. Родился в городе Сольцы Новгородской области в 1957 году в семье летчика гражданской авиации. С раннего детства жил и учился в Курске. В 1974 года после окончания средней школы стал сотрудничать с курскими газетами. Работал руководителем фотокружка, ассистентом кинооператора, ведомственным фотографом, фотокорреспондентом газет «Молодая гвардия», «Курский вестник», «Коммерсантъ». Фотографировал во Франции, Германии, США.

В 1979 году впервые принял участие в фотовыставке «Бифота» в Берлине, после были конкурсы в СССР и за границей. Бодров имел около 50 наград. Он провел шесть персональных выставок в России, Польше, Австралии, Германии. Три из них прошли посмертно: в Государственной Думе в 1999 году, на «Винзаводе» в 2009 году и в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Фотоработы Бодрова хранятся в Музее фотоколлекций в Москве, музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в международной галерее фотографии «Коркоран» в Вашингтоне и другие.

«Картинг»

Геннадий Бодров, наверное, как и любой фотограф, снимал много. И потом отдельные снимки составляли серии с очень яркими названиями: «Старые русские», «Святой источник», «Очередь за дефицитными сапогами» и другие. Сейчас уже и забылось, что были новые русские, очереди, дефицит… Но за сиюминутным прячется вечное. Вот мальчишки моют часы, а время течет. Или утекает. Бежит наутек? Метафора? Загадка.

Девочка тянется за мячом. Мужчина с газетой в руках уходит в противоположном направлении от Ленина. Бабуля в платке рассматривает тощие ребра. У зрителей этих работ — мурашки по спине. Движение даже в статичном фото, кадр поделен на части как на картине Мондриана. И каждый видит свое, художественный образ дает простор для толкований. В каждой работе не только ракурс и композиция, но и мысль.

Вероятно, единственное интервью в уже несуществующей газете “Хорошие новости”.

Как внештатный сотрудник газет Бодров готовил фотоиллюстрации значимых событий, городских праздников, сцены из спектаклей в драмтеатре. С 1977 по 1998 год ТЮЗ «Ровесник» сотрудничал с Геннадием Борисовичем. В коллекции театра хранятся фотографии, сделанные им в тот период. Сейчас там можно увидеть фотовыставку работ мастера. Многолетний худрук театра Игорь Селиванов тепло отзывался о Геннадии Бодрове.


«Бодров был талантливым фотохудожником. Умел уловить такие замечательные кадры, что люди не могли оторвать от них своих глаз. Геннадий был замечательным товарищем, добрым, внимательным и очень трудолюбивым. Потрясающе разбирался в фотоаппаратуре. Его трагический уход из жизни поверг в шок всех, кто его знал. Весь город провожал Геннадия Бодрова, как своего близкого человека. И много жестких слов было сказано в адрес тех нелюдей, которые смогли посягнуть на жизнь этого, не побоюсь сказать, святого человека. Земля ему пухом. Он еще надолго останется в памяти людей.ТЮЗ благодарен Геннадию Бодрову за щедрую, удивительно тонкую и профессиональную работу большого художника».

Заслуженный деятель искусств России И. В. Селиванов


1999 год. Убит с целью ограбления. Похоронен в Курске.

Если посмотреть на даты посмертных выставок, последняя цифра даты — всегда девятка. Годовщина смерти. Выставки в год памяти.

«Бодров был курской знаменитостью, но одновременно и этаким безобидным городским дурачком („все ходит, снимает, чего снимает, зачем снимает!“). Его любили, ему завидовали, его ненавидели. Поэтому, когда два выродка задумались, кого бы им ограбить, ответ был очевиден: Генку-фотографа. По всей вероятности, убивать и не хотели, но вошли в раж, а остановить их было некому. О чем он думал в последние минуты? Мне кажется, я знаю о чем… Есть в России фотографии, более совершенные по пластике или извечной фотографической игре света и тени, есть прекрасные журналистские находки, есть у нас хорошие фотографии, но таких умных, поэтически тонких и подлинно философских очень мало»

Александр Лапин, российский фотограф,  педагог

Десять лет назад благодаря энтузиазму Олега Радина вышел печатный сборник фотографий «Черно-белая Россия Геннадия Бодрова». В этом году четвертый и последний. В интервью местным СМИ Радин когда-то говорил: «Когда хоронили Гену, сколько было пролито слез, сколько дано обещаний! Предлагали назвать в его честь улицу, установить мемориальную доску…». Союз журналистов области вместе с галереей «АЯ» проводят конкурс социальной фотографии имени Геннадия Бодрова, в галерее будет выставка новых прежде неиздававшихся фотографий. А вот улицы Бодрова нет, мемориальной таблички тоже. Кстати, жил он на Школьной.


«На выставке представлен фотографический архив Геннадия Бодрова, который сохранился благодаря усилиям друзей и близких и который, будем надеяться, еще ожидает пристального внимания специалистов. Работы Бодрова отличает естественная игривость с долей гротеска, интерес к абсурдности повседневной жизни в городах (работал он по преимуществу в родном Курске) и деревенской глубинке, а также внимание к эффектам света и засветки на черно-белой пленке. Помимо фотографий, снятых в 1980-е, на выставке представлены и более поздние отпечатки. Среди них — работы из серий, посвященных 1000-летию крещения Руси, цикл „Старые русские“, а также „Простой мотив“ — именно так Бодров чаще всего характеризовал содержание снимков, которые делал».

«АртГид», рецензия на выставку Бодрова, 2019


Фото: Виктор Раков, NoComment Курск, Официальный сайт театра юного зрителя «Ровесник» , Геннадий Бодров. Простой мотив, https://www.afisha.ru/exhibition/gennadiy-bodrov-prostoy-motiv-235282/ 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: