По одной из версий, причиной стремительного распространения коронавирусной инфекции стала высокая плотность населения городов. В марте 2020 года губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо даже поручил разработать план по снижению плотности. Но если обратиться к истории, мы увидим, что именно увеличением плотности города отвечали на кризисы: развивались районы с шаговой доступностью и удобным расположением объектов и безопасными локальными пространствами.

Московский Институт «Стрелка» откликнулся на повестку и провел онлайн-лекцию об особенностях густонаселенных городов. Руководитель проектов КБ «Стрелка» Андрей Елбаев рассказал, о последствиях разрастания городов и о том, что такое 15-минутный город.

Лекцию полностью вы можете посмотреть онлайн. Мы выписали из нее только основные тезисы.

По мнению многих людей, высокая плотность населения приводит к столпотворению, пробкам и, что сейчас особенно актуально, ускоряет темпы распространения вирусных заболеваний.

Но есть и обратная сторона. Считается, что плотно населённые города – постиндустриальные, более подходящие современному обществу. Если в индустриальном было чёткое разделение зон: работа, досуг, жильё, то в современном эти зоны связаны друг с другом. Такая связь и есть основа 15-минутного города, в котором все удобства находятся в радиусе пешей доступности человека.

  • Создаётся возможность широкого выбора типа жилья, работы, учебных заведений.
  • Выстраивается стабильная экономическая эффективность, ведь продавец и покупатель (спрос и предложение) находятся рядом.
  • Повышение экологичность за счёт шаговой доступности, нет необходимости пользоваться автомобилем.
  • Плотность создаёт условия для борьбы с вирусными заболеваниями: появляется возможность разделить город на районы. Это облегчает процесс выявления заболеваний и препятствует распространению ее в другие районы, за пределы города. Повышается мобильность медицины.

В современных европейских городах с высокой плотностью хорошо развита система общественного транспорта, удобно передвигаться на велосипеде или пешком, за счёт этого снижается количество пробок. В Австралийском городе Мельбрун за 20 минут можно дойти домой и вернуться до всех базовых функций. В Париже все базовые функции находятся в радиусе 15-минутной прогулки пешком от дома.


А как обстоят дела в Курске? Можно ли считать его 15-минутным городом и как влияет плотность застройки на нашу жизнь, спросили у руководителя Центра компетенций Курской области Ксению Дееву.

Насколько высока плотность населения Курска и как рост населения в последние годы сказался на инфраструктуре города и отдельных районов?


Плотность – довольно сложное и разностороннее понятие в архитектуре и урбанистике. Нельзя ответить наверняка, какой показатель плотности города хороший, а какой нет. При этом город с оптимальной для себя плотностью – это устойчивый город.

Факт в том, что соотношение количества жителей в городе к его площади может рассказать нам о многом, но не всегда дает правильную оценку города. Поэтому к показателю плотности я бы обязательно добавляла такие характеристики, как радиус пешеходной доступности города, его однородность, компактность, мобильность, типы застройки города, социальное разнообразие, уровень развития городской инфраструктуры.


Площадь Курска 208 км2, количество жителей по состоянию на 2020 г. – 452 976 человек. Таким образом, путем простых математических подсчетов получаем, что плотность нашего города – 2 177, 7 чел./км2. Для сравнения этот же показатель для Москвы составляет 4 950 чел./км2, для Санкт-Петербурга – 3847 чел./км2, свыше 2000 чел./км2 для Ижевска, 408 для Брянска и всего 15, 64 чел./км2 для города-миллионника Новосибирска.

С 1985 года население Курска перевалило за отметку в 400 тысяч человек. К 2020 году количество жителей в городе достигло своего максимума в 450 тысяч. А это значит, что в ближайшие 5-10 лет мы будем наблюдать прирост жителей и разрастание города. И вот здесь очень важно, чтобы при увеличении плотности населения город не начал разрастаться вширь. Необходимо увеличивать однородность плотности внутри города, проще говоря, уплотнять пустоты, заполнять «белые пятна».

Сегрегация субурбии (выделение пригородов) – это путь к деградации города. Субурбия это территория еще в границах города, где есть жилые дома, но нет магазинов, мест приложения труда и социальных объектов.

Согласно принципам ООН-Хабитат (Организации Объединенных Наций по содействию устойчивого развития населенных пунктов), чтобы избежать расползания городов, плотность городского населения должна составлять не менее 15 тысяч чел./км². Очевидно, что этот показатель недостижим не только для Курска, но и для Москвы. Компактность городов, их сбалансированная плотность, к сожалению, не является государственным приоритетом. Нам еще предстоит оценить важность гуманного подхода к развитию наших городов.

Насколько тенденция 15-20 минутных городов развита в России и, в частности, распространена в Курске?

Архитекторы и урбанисты на протяжении всей истории развития человечества пытаются вывести формулу счастливого и комфортного для жизни города.

Новыми индикаторами «счастливого города» последнего десятилетия становятся время, которое тратит человек на дорогу от дома до работы и обратно ежедневно, доступность инфраструктуры (социальной, коммерческой и досуговой), уровень обособленности частной жизни от «соседей».
Одна из моих любимых книг по урбанистике – «Счастливый город» Чарльза Монтгомери. В ней доступным и понятным для широкого круга читателей языком описано, как городская среда влияет на нашу жизнь. Так вот, очень простым и наглядным для меня оказался следующий пример.

Хорошее место для жизни – это тот город, в котором в случае чрезвычайной ситуации с вашим ребенком вы сможете добраться с работы до его детского сада в течение 15 минут. На тот момент я жила в Москве. Прочитав эти строки в метро по дороге на работу, я осознала, насколько более комфортен Курск для жизни по сравнению с Москвой. Расстояния – это то, что делает жителей мегаполисов несчастными.

Я уверена, что именно за такими компактными городами – будущее. Мировая пандемия еще раз доказала несостоятельность мегаполисов к ударам стихии и непредвиденных обстоятельств. Город 15-минутной доступности – это устойчивый город. Его развитие предсказуемо и легко контролируемо.

Как далеко можно уйти за 15 минут в нашем городе?

В целом, наш город имеет неоднородную структуру. И доступность инфраструктуры, наша мобильность сильно зависит от того микрорайона, который мы возьмем за пример.

Так, жители центральной части города в течение 15-20 минут смогут пройти расстояние в 1 км. Что равняется расстоянию от Красной площади до ул. Садовой. Жителям центра крупно повезет: здесь представлена плотная застройка, пониженная и средняя этажность, присутствуют все необходимые элементы инфраструктуры и мобильности. Эта часть города даже может похвастаться наличием смешанных функций внутри одного здания.

Смешанное использование внутри одного квартала или микрорайона избавляет жителей города от маятниковых миграций из одной части города в другую. Речь идет о сочетании нескольких функций в пределах группы кварталов, отдельного земельного участка или здания, а также о близком соседстве жилья и коммерческих предприятий.

Особенностью Курска также становится выраженный рельеф, что может затруднить нашу прогулку и уменьшить доступность.

При этом, наша мобильность в районе проспекта Дериглазова будет иметь совершенно иные характеристики. Это и есть пример той самой «сегрегации субурбии». Расстояние от начала 2-го микрорайона до начала 3-го составляет 1 км (15-20 минут пешеходной ходьбы). При этом наше перемещение будет затруднено отсутствием комфортных тротуаров и озеленения в жаркий солнечный день. Этажность жилых домов будет повышенной, гулять среди монотонных высоток будет психологически некомфортно. Здесь мы встретим объекты социальной и коммерческой инфраструктуры, но не увидим мест приложения труда и офисов. Этим будут обоснованы ежедневные маятниковые миграции и утренние пробки.

Доступная плотность – радиус, который может пройти человек в течение 5-10 минут. Что у нас входит в этот радиус?

Хочется сказать, что важнейший принцип развития города: «Пешеход – мера всех вещей». Те расстояния и то время, которое он на них затрачивает, должны измеряться пешей ходьбой. Не временем, затраченным перемещением на транспорте, и уж тем более не на личном автомобиле.

Зона пешеходной доступности — территория радиусом около 400 метров, которую можно обойти пешком примерно за пять минут. Этой идее в урбанистике уже по меньшей мере сто лет. В 1920-х годах ее аналог предложил городской планировщик Кларенс Перри, работавший в то время над генеральным планом Нью-Йорка. Его концепцию «квартальной единицы» (neighbourhood unit), в частности, планировалось применить для планировки городов-спутников, призванных разгрузить растущий город. В такой планировке создается максимальное количество тесных социальных связей, люди знают друг друга в лицо.

Очень важна при этом концепция «карманного парка» (pocket park) – сквера или иного общественного пространства в пешеходной доступности. Мало какой город в России в настоящий момент может таким похвастаться. Но это то, к чему всем нам стоит стремиться.

В нашу же доступную плотность входят всем известные сетевые магазины. Кроме того, согласно градостроительным нормам, зона обслуживания детского сада должна составлять до 300 метров, а у школы — 500 метров.

Интересный факт: чем меньше город по своим размерам, тем больше его жители используют личный автотранспорт в повседневной жизни. Куряне любят припарковать автомобиль под окнами магазина, привезти ребенка в школу на машине, живя в соседнем квартале. Москвичи давно перешли на микромобильность (передвижение на короткие расстояния на компактных транспортных средствах, от моноколеса до электросамоката) и не избалованы паркингом в центре города.

В настоящее время идеи 10- и 15-минутного города заложены в Стандарт комплексного развития территорий, разработанный Минстроем России, ДОМ.РФ и КБ Стрелка. Важное отличие принципов стандарта от принципов советской микрорайонной застройки состоит в более широком разнообразии доступных функций — в пешеходной доступности должно быть все необходимое человеку каждый день, включая работу.

Несколько лет назад мне со своей командой архитекторов довелось принять участие в разработке жилого квартала в соответствии с требованиями Стандарта в рамках всероссийского конкурса. Наш центральный тип застройки сочетал в себе визуально и функционально комфортную среднюю этажность при наличии доминанты в 20 этажей. При минимальном наборе требований к застройке был задан новый стандарт качества жилья и городской среды в пешеходной доступности.

На мой взгляд, главный принцип городской среды – это человеческий размер и жизненный баланс.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: