Жизнь дома: Филармония на Перекальского

Сейчас трудно себе даже представить, что во времена, когда в Европе бушевала Французская революция, а в Российской империи царил просвещённый абсолютизм, на окраине маленького Курска шумели фруктовые сады горожан, а кое-где стоял многовековой лес. Да и сам город едва выходил за пределы современной площади Перекальского, но всё так же, как и сейчас, напоминал детскую игрушку «Пирамидку» — на улицу Московскую нанизывались ряд за рядом боковые улицы поменьше, чтобы в конце увенчаться Красной площадью с монастырём.


Филармония

адрес: ул. Перекальского, 1
годы постройки: 1910-1925

С окончания галантного XVIII века пройдёт ещё столетие, а место, где потом построят Курскую филармонию, всё так же будет пустовать и находиться на краю города. К этому времени в Европе станут популярными так называемые Народные дома. Возводимые на частные или государственные деньги, они служили центрами культуры для рабочего люда.

Одной из самых важных функций таких общественных клубов была непримиримая борьба за трезвый образ жизни. Научные брошюры начала XX века пестрят фактами употребления алкогольных напитков, начиная с самого рождения. Чтобы нагнать ужаса, приводятся случаи кормления новорожденных высокоградусной жидкостью.

В России при императоре Николае II с подачи министра финансов Витте начинают массово возникать Комитеты попечительства о народной трезвости. Эти комитеты следили за нарушениями в сфере продажи некачественного алкоголя, незаконной торговли, за фактами распития водки на улице и даже за поведением любителей кабаков. Кроме этого вели активную пропаганду трезвого образа жизни, притом, что государство с 1895 года ввело строгую винную монополию и само же продавало горемычным пьяницам алкогольную продукцию. В результате получалась двусмысленная ситуация — казна имела немалый доход от продажи крепких напитков, и разумеется, отказываться от этого не хотела, с другой стороны народ всё больше спивался.

Так в общественных кругах разных городов возникла надобность специальных Народных домах, где можно открыть чайные, столовые, залы для лекций и концертов, выставок, место для собраний, кружков. Словом для всего, что способствовало бы усилению движения за отказ от алкоголя. По всей империи было построенное более 130 подобных Народных домов.
В 1900 году Курский уездный комитет попечительства о народной трезвости официально обратился за помощью к земству для возведения Народного дома в Курске. Работа была проделана большая, и даже Курская городская дума уже согласилась бесплатно передать комитету землю на месте Георгиевской площади, где сейчас находится Пролетарский сквер. На пыльной Георгиевской площади часто было людно: то цирк приедет, то ярмарка откроется или народные гуляния проведут. Видимо, такая популярность у простого народа и подвигла выбрать это место как центр борьбы с пьянством. Но на заседании Курского земского собрания в деньгах было отказано, а чтобы совсем не обижать трезвенников, дан совет взять деньги в кредит из страхового капитала земства. К этому препятствию прибавились запреты строить Народный дом в центре Курска от местного духовенства.

С тех пор прошло более десяти лет, и весной 1912 года Курская городская дума наконец-то выполнила обещание на безвозмездную передачу земли на окраине города. Но с условиями, что хозяйственное управление останется целиком за администрацией самого Народного Дома, а если общество трезвости закроется, то всё здание перейдёт в собственность города. То, что сегодня для нас часть исторического центра, даже в начале XX века было пустырём, вдобавок напротив городской тюрьмы. Это место и определили для строительных работ. В стране приближался трехсотлетний юбилей начала правления династии Романовых, и поэтому рядом с будущим народным Домом в память о круглой дате решили разбить общественный сад, который со временем превратился в Детский парк (парк Пионеров).

Строили здание из красного кирпича, который изготовляли непосредственно в Курске. И до сих пор два этажа смотрятся, как все пять для людей, привыкших к строгой этажности многоквартирных домов. Модный тогда стиль модерн был выбран тридцатилетним архитектором Богданом Перетятковичем и инженерами В. Кулябко и Я. Максимовичем. Перетяткович к тому времени уже спроектировал курский Летний театр, ставший одним из первых зданий в империи, построенных из монолитного железобетона.

Главный акцент в здании Народного дома находился в центре — это небольшие квадратные колонны, поддерживающие полукруглый балкон и огромные фасадные окна в несколько уровней. За новыми стенами разместился зрительный зал, фойе и другие необходимые для общественного клуба помещения.

Здание практически было готово, когда в планы общества трезвости вмешиваются внешние силы. В этот раз, увы, непреодолимые. Начинается Первая мировая война. В доме организуют лазарет и лечат раненных солдат. Пришедшие на смену царской администрации большевики расширили официальное название учреждения до Народного дома Совета рабочих и красноармейских депутатов. Туда зачастили люди в серых шинелях, в будёновках с красной звездой и комиссарских кожаных куртках.

В апреле 1918 года в Курске был поднят анархистский мятеж. При ликвидации мятежников завязались уличные перестрелки. По воспоминаниям очевидца также был открыт огонь из крупнокалиберных пушек. Снаряды одной из таких пушек повредили крышу Народного дома, где засели вооружённые анархисты. Но уже в конце года пролетарии города отмечали там годовщину Октябрьской революции. Гражданская война не утихала, вызвав кроме экономической, политической и социальной катастроф ещё и санитарную. Поэтому в следующем году здание как нельзя лучше подошло для размещения там сыпнотифозного госпиталя на четыре сотни человек. Тем временем в череде государственных катаклизмов и без того не полностью достроенное здание горело и очень скоро было заброшено на несколько лет. Попытки сдать его в аренду провалились из-за больших вложений в ремонт дома.

В январе 1924 года молодую страну Советов поразило страшное известие — умер Владимир Ленин. Повсеместно возникают музеи, библиотеки, клубы в честь руководителя большевиков. Осенью того же года было принято решение восстановить пустующее здание на Ямской улице и организовать там новый общественный клуб — «Дом Ильича». Такое название и обращение к человеку, построившему новую страну, не считалось чем-то фамильярным, а наоборот, виделось символом настоящей народной любви. Так смерть Ленина стала причиной второго рождения здания. Реставрация проходила на деньги различных организаций, предприятий и самое главное горожан. Более того, в «Курской правде» можно обнаружить заметки о сборе денег горожанами, где они вызывали друг друга на соревнования по взносам.

Работы были закончены в 1925 году, и к юбилею со дня рождения Ленина здание было открыто для всех жителей города. В новое учреждение вошли библиотека, клуб и музей им. В. И. Ленина. Из клуба трезвенников Народный дом пришёл к центру пропаганды нового коммунистического общества. В связи с чем на следующий год в помещении «Дома Ильича» разместили радиостанцию, а снаружи появились деревянные мачты для радиовещания на всю область.

По настоящему театральная эпоха в истории дома началась в самом конце 20-х годов, когда здесь обосновался городской театр, позже ставший Курским областным драматическим театром им. Пушкина. Сейчас о легендарном поэте напоминает большая гипсовая статуя в одном из фойе на втором этаже.

После начала войны наступила пауза в несколько лет. Каким-то чудом здание практически не пострадало в эти суровые времена. Вероятно, целостность здания и повлияла на то, чтобы организовать перед ним митинг после освобождения города от оккупантов. Измученные голодными месяцами и постоянным страхом выжившие куряне смотрели на командующего 60-й армией Ивана Черняховского, выступавшего с балкона театра, и надеялись на лучшее будущее.

Прошло совсем немного времени и в сентябре 1943 года работа театра возобновляется и жители наблюдают за удивительными историями в пьесах Шекспира, Островского, Горького, Симонова, Фадеева. В тот же год на гастроли приезжают московские артисты. И не смотря на отсутствие отопления, залы неизменно были заполнены зрителями.

В процессе послевоенного восстановления города в здании произвели крупный ремонт. Курский архитектор Алексей Шуклин предложил реконструировать не только внутренние помещения, но ещё и фасад. Кто знает, как бы сейчас выглядели краснокирпичные этажи с улицы, но идея так и осталась на бумаге. Зато был выполнен большой фронт работ — оборудован зрительный зал с ложами и амфитеатр, сцена заменена с полукруглой на прямоугольную.

В цокольном этаже устроили гардероб. До сих пор интересны лепные украшения, барельефы с советской символикой и классическими театральными атрибутами. В итоге в 50-е годы трудно было найти более парадное здание для торжественных церемоний.

В 1958 году в театре прошло награждение Курской области орденом Ленина. Вручал награду лично первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв. Тогда не обошли вниманием и курских сапёров, которые рискуя подорваться, разминировали склад боеприпасов рядом с железнодорожным вокзалом в 1957 году.

В 70-х худруком театра стал Владимир Владимирович Бортко, отец известного режиссёра В. Бортко. Несколько лет в театре трудился на должности главного художника скульптор Александр Кибальников, который руководил возведением мемориала «Брестская крепость-герой» и создал памятники Третьякову, Маяковскому, Радищеву.

Не смотря на реконструкцию и обновление здания, театру становилось тесно. Только к 40-летнему юбилею Курской битвы в 1983 году на улице Ленина возникло современное и большое здание драматического театра. Вновь опустел Народный дом, как случалось с ним не раз. Но уже вскоре у него появились новые хозяева — Курская областная филармония и театр юного зрителя «Ровесник», которые до сих пор размещаются в этом старинном здании.

Под занавес XX века у филармонии появилась пристройка. В результате расширились внутренние площади и возможности для развития. Рядом спроектировали и воплотили в жизнь сквер им. Пушкина. А в 2004 году на балконе установили кованые решётки, новые дубовые двери, обновили витражи второго этажа и изменили интерьер фойе и вестибюлей.

В фойе, названном в честь Щепкина, был использован паркет из шести пород дерева, а на потолке можно заметить большую хрустальную люстру, изготовленную в Чехии по спецзаказу. Акустика в филармонии была улучшена за счёт установки непоглощающих звук кресел и облицовки пола, ложи и потолка деревом. Кто-то ещё помнит, что относительно недавно в зал помещалось больше зрителей, но после переделки и расширения сцены пришлось пожертвовать 118-тью местами. Стало больше гримерок, появился новый занавес, концертная аппаратура, звуковая студия, костюмерная и класс хореографии.

Сезон за сезоном филармония открывает свои двери в мир музыки для тысяч горожан. И нет уже того фруктового сада и леса, и заброшенного пустыря напротив тюрьмы, и само здание плавно вошло в центр города, доказывая, что дело совсем не в месте, а в пользе для людей, которую так хотели привнести общественники, подавая предложение о постройке Народного дома в 1900 году.

Поглотитель текстов, конструктор фраз и абзацев. За плечами года раскопных лет в средневековой земле и старых архивах. Собиратель интересных фактов и рецептов бутербродов. Всегда готов находить на страницах городских хроник новые факты, делиться знаниями и учиться чему-то новому у других.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: