Город

Было-стало. Город, которого больше нет

Благодаря старым фотографиям можно вернуться в прошлое, испытать ностальгию по времени в котором никогда не жил, увидеть, как изменился город. Рассматривая дореволюционные и советские фотографии Курска, можно заметить сходства и различия: некоторые дома, как будто, не изменились, а другие исчезли или перестроены. Ходишь по знакомым улицам и не подозреваешь, что здесь было раньше и только путеводители и старые фотографии помогают увидеть город, которого нет. Двигайте ползунок, чтобы ощутить «Было-стало».


Херсонские ворота

Курск не единожды посещали царственные особы. В честь въезда в Курск Императрицы Екатерины II 13 июня 1787 года, возвращавшейся из инспекционной поездки в Крым, возведена триумфальная арка. Возле ворот царицу встречали городской голова, магистрат с почётными горожанами. Нарядные девушки украшали путь царицы цветами. Приняв приветственное приглашение, экипаж Екатерины II под колокольный звон направился в центр города.

Анатолий Танков и Николай Златоверховников «Путеводитель по городу Курск от 1904 года»:
«Херсонская улица замыкается воротами, выстроенными Курским дворянством для въезда ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II во время ее шествия, они были с различными украшениями и изваянием ангела с трубой. Любопытно отметить, что когда ИМПЕРАТРИЦА подъехала к этим триумфальным воротам, то велела остановиться и обратила внимание на украшения ворот и, по выражению очевидца, “с обрадованным народом разделяла возвещавшеяся на воротах ангелом славу и торжество свое»

В 1836 году обветшавшая триумфальная арка была перестроена. Новые ворота возведены в память проезда Государя Императора Николая I через Курск 22 октября 1835 года. Первый всесословный Курский голова Прокопий Устимович после ремонта ворот в 1872 году поместил на их фризе дату принятия «Городового положения» – 16 июня 1870 года. Оно устанавливало систему «всесословного городского самоуправления», впервые давало право голоса «всякому городскому обывателю» при избранных гласных (депутатов) городской Думы. Городская Дума избирала городскую Управу в составе городского Головы и нескольких членов Управы. 1 сентября 1902 года городские депутаты встречали императора Николаю II. Через ворота в обоих направлениях проезжал трамвай.

Георгий Лукомский «Памятники старинной архитектуры России», 1916 г.:
«Стиль классический. Формы их довольно просты. Четыре колонны (без капителей, вместо них какие-то странные валики) приставлены к самому сооружению и образуют пилоны. Между воротами лепные украшения из разных доспехов. Гладкий аттик венчает сооружение… Херсонские вороты окрашены в очень приятный густой розово-коричневый тон, на котором прекрасно выделяются бледно-серые колонны и прочие детали»

На пересечении улиц 50-летия Октября и Дзержинского стоял въездной знак в виде двух шпилей по разные стороны от дороги. Стоящие на массивных тумбах колонны, увенчанные металлическими царскими гербами, означали западную окраину города. При советской власти ворота получили новое название в честь Льва Троцкого, но в 1934 году были снесены. По официальной версии – мешали уличному движению. Шпили, построенные в честь приезда Екатерины II, уничтожены тогда же.


Здание электрического трамвая

Курск – третий город Российской Империи, после Киева и Нижнего Новгорода, где открылось трамвайное движение. С началом строительства путей, депо, управления, особо остро стоял вопрос с электростанцией. Возведённое в 1897-1898 годах акционерным обществом «Курский трамвай» на бельгийский капитал здание дизельной станции, располагалось напротив Пролетарского сквера на улице Дзержинского 50. Постройка выделялась двухскатной крышей с большими арочными окнами и трубой, из которой постоянно шёл дым. От улицы станцию отделял сад с изящными цветниками, окружённый железной решёткой. Вырабатываемой электроэнергии хватало не только для трамвайного движения, но и фонарей на центральных улицах, учреждений и квартир.

Учитывая холмистую застройку, после множества работ по проверкам движения, испытания прошли успешно. 30 апреля 1898 года после крестного хода с чудотворной иконой, торжественного молебна, освящён и пущен первый трамвай. Маршрут короткий: от Херсонских до Московских ворот. Проезд стоил 8 копеек, что было в 10 раз дешевле, чем такса у извозчиков. В период гражданской войны трамвай и станция приостановило свою работу, из-за нехватки электрической энергии. В 1924 году Курский горисполком выделил 150000 рублей на восстановление проржавевших трамваев и всей станции. Горожане были настолько рады, что выстраивалась очередь для того чтобы покататься на красных трамваях.
После строительства в 1934 году центральной электрической станции, бывшая бельгийская, как и построенная в начале века на берегу Тускари станция утратила своё значение. Её переделали в городскую баню, где во время оккупации много времени проводили немцы. В 70-е годы на этом месте расположилось здание ЦНТИ.


Железнодорожный вокзал «Курск-ветка»

Железная дорога Москва-Курск построена в 1868 году, а уже через год её продлили до Белгорода и далее до Харькова. Узловая железнодорожная станция в Ямской слободе («Ямской вокзал») расположена довольно далеко от центра, что неудобно ни пассажирам, ни купцам, да и извозчики просили дорого за проезд. Поэтому власти приняли решение строить однопутную железнодорожную ветку, пассажирскую и товарную станции, а также здание вокзала на улице Генеральной. Инициатором строительства выступило местное купечество. Начатое в 1874 году строительство закончили через четыре года. Новый вокзал назвали «Курск». Он имел единственный перпендикулярный Херсонской улице перрон с навесом от дождя и снега.

Отсюда поезда отправлялись на Ямской вокзал, где можно пересесть на поезда Московского, Харьковского и Киевского направлений, а кто-то ехал домой в Ямскую слободу или просто катался, любуясь окрестностями. Позже была проложена железная дорога к Московским воротам. Курск один из немногих российских городов, где существовало внутригородское железнодорожное сообщение. Вокзал служил и товарной станцией.

Владимир Степанов «Улицы старинного Курска»:
«К приходу очередного пригородного поезда со станции Курск-1 Московско-Курской железной дороги, на углу нынешних улиц А. Невского и Красной Армии, у самого вокзала собиралась гуляющая публика: здесь знакомились, назначали свидания, весело лузгали семечки или от безделья просто слонялись в толпе. За зданием кинематографа на восточной стороне улицы находился обширный двор железнодорожной городской станции с вокзалом Курск-2. В XX веке он был несколько перестроен. Как сейчас я помню зимнюю улицу Колхозную в 1949 году. Был холодный февральский вечер. Яркая луна лила свет на притихшие послевоенные курские улицы, оставляя на их белоснежье густые синие тени от невысоких обшарпанных домов. Уличных фонарей тогда на улице Колхозной и в помине не было, но, благодаря полному диску луны, хорошо просматривался длинный ряд дореволюционных лабазов и магазинов, занятых складами, торгами, базами. Крохотный вокзальчик железнодорожной станции выделялся яркими желтыми окнами…»

На протяжении ветки, общая длина которой 6,4 километра, встречается три моста. В начале XX века рядом со стальным железнодорожным мостом через Тускарь построен ещё мост для второго железнодорожного пути для разведения пассажирских и грузовых поездов. В год образования Курской области вокзал получил новое название название «Вокзал Курск-ветка» при городской товарной станции. Изменился и статус. Теперь вокзал не принимал пассажиров, а в здании размещалось управление железной дороги и городские кассы предварительной продажи билетов. Линия работала до 1968 года, пока не была ликвидирована. Сейчас на этом месте здание цирка.


Часовня на Красной площади

19 марта 1881 года убит Император Александр II. В честь Царя Курская городская дума решила поставить часовню-памятник на Красной площади. Местное население собрало две с половиной тысячи рублей, а один курянин пожертвовал 2000 штук красного кирпича. Всего было потрачено шесть тысяч рублей на возведение часовни.

Начало строительства датируется 30 августа 1886 года. Построенная в псевдорусском стиле, кирпичная часовня отличалась обилием декора. Полуциркульные прое­мы выделены порталами в обработке кубышками и колонками с кубическими капителями; интервалы между колоннами вто­рого яруса заполнены филенками с латинскими крестами; верхний ярус и шатер завершены килевидными кокошниками. В основе композиции – трехъярусный восьмерик, увенчанный шатром с главкой.

Цоколь памятника выложен белым камнем, оставшимся после строительства моста через реку Кур по улице Дзержинского. Украшенный двумя поясами килевидных кокошников, восьмерик завершал шатёр с крестом и гербом Российской империи. Иконостасный мастер из Москвы Иван Тереза пожертвовал часовне несколько икон, в том числе образ Александра Невского. 2 сентября 1889 архиепископ Иустин совершил торжественную литургию в честь открытия. Часовня стала градостроительным акцентом центральной площади города.

После Октябрьской революции Совет Народных комиссаров постановил снести все памятники русским императорам. Жителям города не хотелось расставаться с часовней. Кто-то пытался наивно обмануть власть тем, что памятник стоит давно и посвящен воинам, павшим в Турецкой войне. Существует городская легенда, согласно которой в 1919 году, когда городом овладела армия Деникина, погибших солдат отпевали в Александровской часовне. В конце 1920-х годов часовню разрушили. Сегодня на этом месте перед зданием Главпочтамта пешеходный переход.


Сретенско-Флоровская и Николаевская церковь на торгу

На углу улиц Радищева и Марата возвышался каменный трёхпрестольный храм в честь святых Флора и Лавра, построенный на деньги купечества. Центральный престол Сретенский, боковые приделы Флоро-Лаврский и Скорбященский. Незаурядный памятник в стиле барокко с элементами псевдоготики. Пятиярусная колокольня считалась самой высокой в городе. 25 сентября 1838 года в церкви крещён основоположник историко-бытового жанра в русской живописи Вячеслав Шварц. В апреле 1860 года во Флоровском храме проходило отпевание усопшего астронома Фёдора Семёнова.

На месте спуска с улицы Радищева располагался храм святителя Николая. Первые упоминания о нём встречаются в рукописях XVII века. Поскольку в Стрелецкой и Ямской слободах были Николаевские церкви, из-за близости рынков эту называли Николаевская на торгу. Каменная церковь построена в 1763-1775 в стиле позднего барокко. До середины XIX в. обустроены Иоанно-Предтеченский, Митрофаниевский, Пантелеимоновский и Рождество-Богородицкий приделы. К завершённому световым купольным восьмериком с луковичной главой основному объёму вплотную примыкали корпуса торговых лавок.

Анатолий Танков и Николай Златоверховников «Путеводитель по городу Курск от 1902 года»:
«Налево от Кондыревской улицы идет Флоровская, где находятся Флоровская, а далее Николаевская церковь, выходящая на Херсонскую улицу. Флоровская церковь построена в 1779 году на месте бывшей каменной церкви, развалины которой были видны еще в конце XVIII века. Рядом с нею в церковной ограде находится небольшая церковь, построенная гораздо позднее. Николаевская церковь выстроена в 1763 году вместо бывшей здесь деревянной. Находящиеся около нее лавки были устроены впоследствии. Против Николаевской церкви недавно разведен сквер»

В 1935 году Николаевский храм разрушен. Началось строительство второй очереди дома №6 по Красной площади, но война помешала строительству. На месте засыпанного котлована возник сквер. В шестидесятых годах здесь установлена скульптурная композиция «Спутник», символизирующая начало космической эры.


Цирк на Красной площади

Первые цирковые представления проходили на Георгиевской площади в шатрах-шапито, где располагался рынок. Чаще это были гастролирующие труппы. В начале века в Курске выступали дрессировщик Владимир Дуров и иллюзионист Эмиль Кио, борец Клеменс Буль и Иван Поддубный, музыкальные эксцентрики-сатирики Бим и Бом, наездницы и балерины сёстры Кох.

Проект стационарного цирка, строительство которого началось в 1936 году, разработали курские архитекторы Павел Лазоренко и Аким Зубов. Ранее на этом месте располагались торговые ряды, соляные склады. Открытие запланировали на двадцатилетие революции, поэтому стройка шла быстро. Из-за нехватки стройматериалов использовали кирпич ранее разрушенных церквей – Флоровской и святителя Николая на торгу. Цирк считался одним из самых лучших в стране. В нем были зал на 1217 мест, три выхода, один из которых на Красную площадь, кольцеобразные фойе и гардероб. Дневные представления начинались в час дня, вечерние – в половине седьмого. В трёх отделениях были представлены воздушные полеты, велосипедисты и акробаты, слоны и верблюды. Некоторое время в Курске прожил Борис Эдер, знаменитый дрессировщик животных, который привез белых медведей для спектакля «Во льдах Арктики». Приезжал цирковой артист Виталий Лазаренко клоун-сатирик и акробат-прыгун, знаменитый дрессировщик Юрий Дуров, казахский борец Абдурахманов, певица Тамара Церетели, проходили поединки французской борьбы.

Во время войны здание цирка разрушено оккупантами. Из-за попавшей бомбы обрушился купол. После освобождения Курска цирк подготовили для боёв на случай повторного захвата города немцами. В начале пятидесятых годов руины разобрали и на этом месте построили дом связи.


Евангелическо-Лютеранская церковь

По адресу улица Ленина дом 21 находится здание областной прокуратуры. Со стороны строение кажется новым и явно отличается архитектурой от соседних домов. На самом деле, это здание Евангелическо-Лютеранской церкви апостолов Петра и Павла возведённое в 1895 году. История берёт начало ещё в 1825 году: проживающие в Курске иностранцы, основали евангельски-лютеранскую общину, а через год сделали в глубине квартала молельный дом.

Анатолий Танков и Николай Златоверховников «Путеводитель по городу Курск от 1902 года»:
«Существующая теперь церковь построена в готическом стиле, с высокою остроконечною колокольней. В нишах фасада здания находятся изваяния апостолов Петра и Павла, сделанные в Риге академиком Фольцем. На колокольне два колокола, вылитых из стали: больший – дар Штруппа и меньший – дамского кружка при евангелической церкви. На первом колоколе надпись: “Herr, Alles, vas ich habe, ist einzig Deine Gabe” (Господи, Все, что у меня есть, – это только Твой дар) и на втором: “Kommt der neue Morgen, virst Duauch veiter sorgen” (Новое Утро приносит новые заботы). На колокольне устроены часы, которые освещаются ночью»

Кирха являлась популярным местом. При ней имелась библиотека с книгами на немецком и французском языках, но главным украшением был большой орган, изготовленный мастерами из австро-венгерского города Егерндорфа. Периодически устраивались благотворительные музыкальные вечера.

Разрушать кирху начали после революции. В двадцатые годы начали говорить о закрытии церкви и создании просветительского лютеранского клуба. В 1930 году здесь открылся радиоклуб, где проходили массовые прослушивания радиопередач. Создана радиолаборатория и активная радиостанция. В 1935 году здесь находится склад, и потом Дом физкультурника. В 1940-м году здание перестроили: шпиль разобрали, выросла одноэтажная входная пристройка. После войны здание обрело нынешний вид.


Стадион «Динамо»

В 1932 году на месте городского сада «Эрмитаж» начинается строительство стадиона «Динамо», который был открыт в 1935. До войны построены западная трибуна (20 рядов деревянных скамеек), здание правления и зимний спортзал. Вход украшала арка с восемью колоннами, цветочные клумбы, скульптуры спортсменов, фонтан. После войны строится шестиметровая стена вдоль улицы Радищева и восточная трибуна. На футбольном поле, ориентированном с юга на север, встречались в первенстве Курской области первые футбольные команды «Динамо» и «Локомотив». На стадионе базировались боксерская, стрелковая, велосипедная, лыжная секции. Построены открытые площадки для игры в баскетбол, волейбол, большой теннис, городки, открыта пожарная вышка для проведения учений.

Зимой заливали лёд. Горожане занимались конькобежным спортом, хоккеем с мячом, спидвеем, проводились мотогонки и соревнования по картингу на льду. В начале 1960-х годов в Курск приезжал и участвовал в открытом турнире шестикратный чемпион мира по спидвею Габдрахман Кадыров. На базе городской сборной по бенди создана команда «Труд», выигравшая чемпионат РСФСР в 1959 году. Благодаря качеству льда и популярности бенди Курск был выбран в качестве площадки проведения Чемпионата мира по хоккею с мячом в 1965 году. Впервые соревнования прошли в Советском союзе. Также матчи проводились в Москве, Архангельске, Иваново и Свердловске. В Курске состоялся матч «Финляндия – Норвегия», в котором с минимальным счетом победила Норвегия. По итогам соревнований сборная Норвегии заняла второе место уступив титул сборной СССР, ставшей чемпионом мира четвертый раз подряд.


Московские ворота

Московская улица заканчивалась деревянными воротами, которые сломали в 1783 году. Иждивением дворянства в память проезда через Курск императора Александра I, в 1823 году построены каменные Московские ворота. В советские годы ворота назывались Ленинские. В 1937 году ворота снесли. За ними располагалось четырёхэтажное здание тюрьмы, впоследствии перестроенное в медицинский институт.

«Памятники старинной архитектуры России» 1916 г, Георгий Лукомский:
«Московские ворота построены на средства дворянства, в конце Московской улицы, на месте, где Государыня прощалась с горожанами. Находящиеся здесь ныне ворота построены позднее, также на счёт Курского дворянства в память проезда Императора Александра I в 1823 году. На фризе их хорошая надпись «Иждивением Дворянства». Ворота также отличаются курьёзными деталями: так капители колонн лишены убора и их место занимает просто гладкая плоскость. Венчающий карниз сделан прекрасно, а аттик подымается необычно высоко».

Городскую заставу на въезде в город с северной стороны украшали шпили за Московскими воротами. Высокие колонны венчали царские гербы, которые при советской власти заменили звёзды. Когда было запущено трамвайное движение, здесь находилась конечная остановка. На площади построили кольцо разворота. В 1968 году перенесено на улицу Димитрова.


Текст: Евгений Алексеев, Мария Ткачева
Фото: Макс Белогрудов

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: