В Курск привезли первый электробус. Стоит ли радоваться?

На портале nash-ostrov.ru в начале января вышла публикация об обновленном городском транспорте. Авторы Андрей Старцев и Александр Чертов изучили московский опыт использования на дорогах электробусов и поделились: подойдёт ли такой транспорт для курских дорог. Статья показалась нам весьма интересной, поэтому с разрешения авторов делимся публикацией с вами.

В прошлом году наш мэр проинформировал, что город будет покупать электробусы и вот-вот придёт первая партия 10 штук и начнут они ездить в микрорайон Северный. Смелое заявление, то ли с горяча, то ли в порыве страсти вскоре подкорректировали, в результате чего количество техники уменьшилось с десяти до пяти, причём, первая машина должна была поступить в ноябре 2018 года. Пока тихо, но может это и к лучшему. Однако речь пойдёт не о революционных преобразованиях в общественном транспорте Курска, а о них самих, об электробусах, что это за штука такая. Возникла необходимость проинформировать наших читателей и граждан Курска, многие из которых приветствуют нововведения, но не совсем понимают на какие грабли опять толкают нас горе-чиновники от транспорта.

Итак электробус – это тот же автобус, но с электродвигателем и аккумуляторами. Электробусы бывают трёх видов: с ночной зарядкой – это те, которые весь день ездят на аккумуляторах и заряжают их всю ночь. Недостатки их огромный вес и объём этих аккумуляторов, соответственно и стоимость. Расположенные в районе задней подвески они весят никак не меньше 2-х тонн, практически электробус везёт в первую очередь сам себя, ведь две тонны это 25-30 человек.

Второй тип – электробусы с ультрабыстрой зарядкой, аккумуляторов там меньше, но они дороже и менять их придётся чаще. Такой электробус заряжается на конечных остановках за 15-25 минут и снова на круг. Но придётся строить под него зарядные станции.

Третий тип это электробусы с динамической зарядкой, именно такой наиболее выгоден для Курска, так как у нас существует довольно хорошо развитая троллейбусная сеть. Часть своего пути электробус проезжает, как троллейбус, а часть на аккумуляторах, при этом они заряжаются в режиме троллейбуса. Собственно этот тип электробуса-троллейбуса самый эффективный и дешёвый, ведь для него не нужно строить дополнительную инфраструктуру.

Прекрасно придумано, не правда ли, особенно хорошо это будет выглядеть, если их пустить по ул. Ленина.

Красивый и вместительный, современный, в любое время способен объехать внезапно образовавшееся препятствие, экологичный транспорт… ой, ошибочка вышла… «экологичный», давайте разбираться.

Экологичен ли электробус? Некоторые удивятся, но в электробусе установлен ещё и двигатель внутреннего сгорания или дизель, правда, не такой, как в автобусе, а поменьше, но зачем? Ну во первых, а как зимой будем греться и замёрзшие стёкла отогревать? К тому же аккумуляторы тоже должны работать в тепле, иначе и одну остановку не провезут. Многочисленные наши автолюбители, скажите, что самое ненадёжное и непредсказуемое в автомобиле, особенно зимой – конечно АКБ! Кстати сказать, первый опыт эксплуатации электробусов в Москве такой: в 15-градусный мороз ни один электробус не смог выехать на линию. Далее, зимой в ночующих в парке электробусах непрерывно работала печка на солярке поддерживая плюсовую температуру аккумуляторных батарей. Выяснился и ещё один очень неприятный факт в результате практической эксплуатации: оказалось электробус расходует солярки ни как не меньше, чем обыкновенный автобус, парадоксально, но факт! Конечно, реклама, а скорее пиар производителей электробусов не подразумевает этих выводов, но даже в Москве, с её безграничными финансовыми возможностями эксплуатация электробусов вызывает большой вопрос.

Приведём самые свежие новости темы московских электробусов.

Ежедневно происходит недовыпуск на линию расчётного количества электробусов, которые всё чаще приходиться заменять обычными троллейбусами. При температуре на улице минус 6 градусов, в салоне почти тот же минус, всё тепло дизельного отопителя приходиться направлять на обогрев аккумуляторов и на комфортные условия в кабине водителя. Из более, чем ста выездов на линию электробусов, 68 отправлены в парк в связи с поломками.

Заявленная заводами производителями надёжность АКБ и их характеристики не соответствуют действительности. Так, со временем на зарядку уходит всё больше и больше времени, а отдача энергии всё меньше – аккумулятор просто стареет. Ни о каких 10 лет эксплуатации до замены очень дорогой батареи и речи быть не может.  Наконец, пока нет опыта эксплуатации этой техники нигде, кроме как в Китае, там электробусы эксплуатируются достаточно широко, но эта программа государственная, она финансируется и  её цена не подлежит обсуждению в связи с катастрофической экологией сложившейся в последнее время в этой стране.

А теперь сравните все эти сложности с нашими условиями, как климатическими, так и финансовыми. Если наши власти заявляют, что специалисты курского электротранса не могут разобраться в устройстве старых московских трамваев, поскольку привыкли к старым чешским и только такие им подавай. Это просто стыдно говорить, что простейшая конструкция, как механика, электрика и электроника трамвая вызывает трудности. Это кто же там работает тогда? — любой радиолюбитель способен разобраться в устройстве управления электродвигателем при наличие схем и соответствующего не хитрого оборудования. Конечно, бестолковых неучей хватает везде, но их не должно быть в такой важной сфере, как общественный городской транспорт.

И вот ещё, что важно. Курск имеет инфраструктуру трамвая и троллейбуса, созданную ещё в советское время. Это богатейший ресурс, который достался нам в наследство, который надо беречь и правильно обслуживать. Ни один самый разэффективный электробус по своей эффективности не идёт ни в какое сравнение с обыкновенным троллейбусом или трамваем. На данном этапе это новая игрушка для мэра стоимостью 35 миллионов. Конечно, всё не пропадёт, всё это можно сдать в металлолом и получить деньги, как сделали с Южным депо в полном составе. Сейчас это преподносят, как стратегическая ошибка руководства города а, как известно, не ошибается тот, кто не работает.

Какой же напрашивается вывод? Электробус хорошая вещь в подходящем климате и при надлежащем финансировании, что вызывает опять многие вопросы в возможности его эффективной эксплуатации в нашем регионе.

Электробус обходится дороже, чем троллейбус или трамвай. Электробус не может претендовать на вид экологичного транспорта в условиях холодного времени года, да и жаркой погоды тоже, если конечно включать кондиционер.

Электробус пока «сырой» вид транспорта. Ведь даже при запуске движения в Москве новый, подготовленный заводскими специалистами электробус сломался на линии с пассажирами и мэром на борту.

И самое главное: нужен ли он в нашем городе, какие проблемы он решит? Если отсутствие троллейбусной линии в микрорайон Северный и всё на этом, то тогда это очередная стратегическая ошибка. Стоимость прокладки туда троллейбусных проводов и сооружение тяговой подстанции это ведь и есть стоимость пяти электробусов…

Авторы: Андрей Старцев, Александр Чертов
Статья была впервые опубликована на портале: nash-ostrov.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: