Пандемия больно ударила по локальному бизнесу. Карантин вынудил закрыться большое количество авторских баров, пабов, ресторанов, пивоварен. Такая тенденция наблюдается не только в России, но и в США и Европе. Встретились с владелицей курской пивоварни Buffalo Brewery Викторией Корзуновой и узнали, какие уроки преподнес им коронакризис.

Buffalo Brewery существует с 2015 года. В здании, которое занимает пивоварня, есть фирменный магазин, в котором можно приобрести ассортимент на розлив. А еще есть ресторан-бар Buffalo, в котором также можно попробовать пиво собственного производства.


Виктория Корзунова
владелица пивоварни Buffalo Brewery


Когда началась пандемия, что стало с пивоварней?

— В конце марта, когда начался пропускной режим, люди боялись выходить на улицу. Наши основные потребители продукции это — небольшие бары, магазинчики, рестораны — начали резко закрываться, потому что в них перестали ходить. На этом фоне у нас катастрофически упали продажи и, соответственно, мы остановились. Морально было тяжело, был ступор. Ты выходишь на улицу — там нет людей, ты не знаешь, каким образом забежать в магазин и купить кусок хлеба. О каком пиве может идти речь! Понятно, что все пребывали в шоке. Мы законсервировали оборудование на полтора месяца, я сюда даже не приезжала.

Владельцы здания пошли вам навстречу?

— Владельцы здания не стали брать плату за апрель, а в мае сделали хорошую скидку. Коммунальные платежи не отменяли, это понятно. За зиму у таких производств зачастую накапливаются долги, потому что пиво — сезонный продукт. Мы надеялись весной начать полноценно работать, погасить долги, но все пошло не по плану.

От ресторана нам пришлось отказаться, там теперь новые арендаторы, мы с ними сотрудничаем. У нас остались пивоварня и фирменный магазин, мы развиваем их, приложили максимум усилий для этого.

Что стало с вашими сотрудниками? Пришлось расстаться с кем-то?

— У нас небольшой коллектив: на самой пивоварне двое человек, еще разнорабочие и бухгалтер. Сначала все сидели дома, испытывали жуткую депрессию, не знали, как жить дальше и чем платить ипотеку.

Где-то в мае начало приходить осознание, что мир вокруг нас поменялся и надо приспосабливаться, успеть выжить в этой ситуации. Мы собрали всех и сказали: «Все! Хватит сидеть дома. Начинаем работать!».

Посчитали трудозатраты во время пандемии и поняли, что легко можем обойтись без уборщицы, разделили ее обязанности между собой. Мы приходили работать по очереди, общались в основном по телефону. Если днем не встретились — значит, вечером созвонились по скайпу.

Изменили ли продажи, чтобы выйти из ситуации?

— Многие общепиты пытались уйти в сегмент доставки, но это довольно тяжело. Нужно вывести на работу повара, администратора, который примет заказ, официанта, который его доставит, либо нанять курьера. И всем надо платить. А ведь еще надо включить плиты, разогреть фритюрное масло… Ради одной порции шашлыка на вынос — это не серьезно.
Многие заведения от доставки отказались.

А доставка пива из нашего магазина невозможна, ведь дистанционная продажа алкоголя в России запрещена. Если человек захочет пива, он должен своими ножками дойти до магазина.

Что делали мы? В период пандемии народ стал объединяться, произошло сплочение в коммерческой среде. Мы звонили новым клиентам, предлагая свое пиво, отдавали его на реализацию по себестоимости. За счет этого выживали, платили за свет, газ. И эти небольшие ниточки позволили нам обрести новых клиентов.

А ваш магазин работал?

— Наш магазин с начала пандемии не работал всего неделю. Как только сняли ограничения с продуктовых магазинов, мы его открыли. Тут дело было не в том, чтобы заработать. Людей было настолько мало, что над выручкой продавца можно было плакать. Задача была — не растерять постоянных покупателей, остаться на плаву.

Еще важнее было оставить коллектив, он небольшой — мы как семья. Я могла бы выйти и сама продавать пиво, но я знала, что у сотрудницы ребенок и ипотека и, я не имела морального права оставить ее без дохода.

Вы выпустили что-то новое?

— За время простоя мозг не переставал работать и думал, как сделать так, чтобы всем было хорошо: и старым покупателям, и новым покупателям, чтобы пиво всем нравилось и было приемлемо по цене.

Мы сделали два новых сорта. Одно классическое — «Баварское», и сорт с патриотическим названием «Вождь пролетариата». А еще доработали другие сорта. Весь май мы работали над новыми сортами, а в июне уже с ними вышли на рынок, и они уже популярны среди покупателей.

Вы работаете с районами и в соседних областях?

— Мы освоили Курчатов и потихонечку осваиваем Орел. Может из-за того, что Орел ближе к Москве, там люди более активно употребляют крафтовое пиво, а в Курске более консервативная публика. Здесь любят старый курский «Пикур». Оно славилось на всю страну, об этом пиве говорит каждый, все сорта сравнивают именно с ним. Даже австралийское пиво все равно сравнивают с тем «Пикуром», который варили 20 лет назад. Скажу так, мы нашли некий баланс между крафтовым пивом и тем, что покупатели готовы пробовать.

Сейчас вы вышли на те объемы, что были раньше?

— Сравнивать тяжело. Да, мы вышли на объемы, но денег это принесло ровно в два раза меньше. В прошлом году при стабильной экономике общепит и авторские бары были платежеспособны, они знали, что к ним придут люди за пивом. Сейчас же, для того, чтобы нам выжить и помочь барам, с которыми мы сотрудничаем, производство работает на износ. И это касается не только нас, это коснулось многих пивоварен, и в Воронежской, и в Московской областях. Многие пытались податься в сферу ритейла, но у кого-то объемы позволяют это сделать, а у нас — нет, поэтому зайти в сети я не смогу. Кто-то начал добавлять какие-то новинки, делать не только пиво, но и квас, лимонад, чтобы расширить ассортимент.

Какие идеи у вас на перспективу? Прогнозы по поводу второй волны коронавируса неоднозначные.

— Недавно участвовала в конференции по этому поводу, ее итог: вторая волна однозначно будет. И, по моему мнению, это неизбежно. Сейчас откроются школы, институты, снизится иммунитет из-за похолодания, начнутся сезонные заболевания. Как в этой ситуации двигаться дальше? Мыслей пока нет. Я думаю, что время покажет, но то, что бизнес еще раз тряханет — это факт.

А что вы бы посоветовали небольшим компаниям? На что сделать акцент? Как развиваться?

— Самое главное — качество продукта. Как у нас любит народ: чтобы это было дешево, сердито, качественно. Нужно подкреплять интерес покупателя новыми продуктами. И сотрудники — это тоже важно, особенно, когда команда сплоченная, которая всегда тебя поддерживает.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: