Новый отчет о Джазовой провинции. Послушали рождественские гимны с солью и перцем в исполнении норвежских мужчин

Имя Эспена Эриксена знакомо тем, кто не пропускает «Джазовую провинцию» или хотя бы не пропустил ее в 2015 году. Тогда он приезжал со своим трио и произвел фурор.

В этот раз компанию ему составил его друг – трубач Гуннар Халле. Вместе они выступают больше десяти лет и пользуются успехом, потому что их музыка крайне необычна, основана на рождественских гимнах и народных песнях, причем, не только норвежских. По залу прошелестел удивленный шепот, когда одна из импровизаций вдруг обернулась знакомой до боли мелодией «Полюшко-поле». Пожалуй, такое можно увидеть только на «Джазовой провинции»: норвежцы исполняют популярную советскую песню, написанную более 80-ти лет назад.  

В обстоятельной беседе Эспен и Гуннар рассказали, как они начали сотрудничать, почему сделали выбор в пользу церковной музыки и почему им нравится в России.

Как образовался ваш дуэт?


Эспен: О, это долгая история. Мы играли вместе еще в студенческие годы, это было лет 20 назад или даже больше. В 2000-х я играл со своим коллективом, а Гуннар жил в Копенгагене. В 2007 он вернулся в Норвегию, и мы начали сотрудничать. Я организовал выступление еще до того, как мы начали репетировать. За день до концерта встретились, чтобы решить, что будем исполнять. Так как дело было в декабре, в шутку подумали, а не исполнить ли рождественские гимны.

Гуннар: Эспен играл на органе, я тоже много выступал в церквях. Мы не то чтобы религиозные люди, но знаем эту музыку. Она очень мощная.

Эспен: Несколько нот могут сказать так много! И я всегда вижу множество других вариантов, как обыграть их. В Норвегии почти все делают рождественские мелодии слащавыми, потому что в Рождество все такое красивое. Но мы добавляем «соль и перец», у людей по-прежнему остается ощущение чуда, и при этом новое видение мелодии.

Гуннар: Мы показываем, что рождественская музыка может быть не только радостной.

Эспен: Через год после того первого концерта мы выступили еще несколько раз и у нас стали спрашивать, есть ли записи, и мы поняли, что надо их сделать. Первая называлась «Медитация в Рождество».

Гуннар: Когда ты создаёшь свою группу, тебе приходится суетиться, чтобы организовать концерт и пресс-релизы. В случае с Эспеном, всё шло своим чередом.

Вы выступаете уже много лет, как изменилась ваша музыка за это время?


Гуннар: Мы оба изменились как личности. Мы оба совершенствуемся намного больше, чем раньше. И это все влияет на наш проект.

Эспен: Я надеюсь, что наша манера игры стала лучше. Мы работаем вместе и в других проектах, поэтому узнаем друг друга все лучше. Гуннар уже может предсказать, что я собираюсь сыграть в тот или иной момент, и наши выступления выглядят так, будто мы ведем разговор с помощью музыкальных инструментов.

Можно ли считать вашу музыку норвежским джазом или у нее есть особое определение?


Гуннар: Конечно, она принадлежит к норвежскому стилю исполнения джаза, но особенность в том, что мы играем церковные песни. Не могу сказать, делает ли кто-нибудь что-то подобное.

Эспен: Да, у нас северный стиль игры. В Норвегии не принято играть джаз, как в Нью-Йорке. Можно использовать лишь элементы джаза, так как это просто подражание. Важный момент это как раз поиск своего уникального звучания.

Как в вашем репертуаре появилось русское «Полюшко-поле»?


Эспен: Шведский пианист тому виной. Мы услышали его запись «Джаз по-шведски», в которой он обыгрывал шведские народные песни, а в записи «Джаз по-русски» услышали мелодию, которая нам понравилась. Мы решили, что будет интересно исполнить ее в России. Вообще нам бы хотелось иметь в репертуаре больше русских композиций.

Эспен, вы уже были в России, приятно вернуться сюда?


Эспен: Да. Мне нравится возвращаться к вам из-за прекрасных концертных залов и отзывчивой аудитории. У вас замечательные традиции и большая история, это отражается в поведении людей. Они знают, что такое искусство и ценят его.


А ваше трио, с которым вы приезжали в прошлый раз, еще существует?


Эспен: Конечно! Мы много выступали в этом году, записали новый альбом.

Почему вы участвуете в “Джазовой провинции”?


Гуннар: Мы просто счастливы выступать перед теми, кто слушает. К тому же, мне становится не по себе, если я не выступаю больше недели.

Эспен: Конечно, приятно вернуться после тура домой, к семье. Но потом все же появляется желание выступать и путешествовать снова.


Фотограф и переводчик Татьяна Чернышева

Смотрите также

Что будет звучать на “Мариинских ассамблеях”?

Кто приедет выступать на Международный  фестиваль классической музыки в Курск

Студия иностранных языков INDIGO запускает бесплатный курс 

“Морс” узнал, что необходимо для участия в программе

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: