Морс посмотрел современные российские фильмы и пообщался с их авторами

С 25 февраля по 1 марта впервые за 4 года в нашем регионе проходили благотворительные показы фестиваля «Сталкер». Такому перерыву предшествовало 7 лет дружбы «Сталкера» с курянами, которая стала возможна благодаря заслуженному работнику культуры, почетному кинематографисту России Сергею Малютину, ушедшему из жизни в марте прошлого года. Почти год, как его нет с нами, но он будто снова обо всем договорился: утраченные профессиональные контакты Курского кинофонда с российскими кинематографистами успешно восстановлены. А общее число зрителей на всех площадках фестиваля – свыше 2 тысяч.

Дейнеки на джемпере продюсера фестиваля

Генеральный продюсер «Сталкера» Игорь Степанов предстал перед курянами в джемпере с принтом мозаики Александра Дейнеки «Планеры». Эта работа входит в серию картин курского художника, украшающую потолок станции метро «Маяковская», в 1935 году проект получил «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже. «В дань уважения к вашему региону приобрел эту вещь в магазине того бренда, что отшивает вещи для российских спортсменов», – поделился Игорь Степанов.

А на сцене центра досуга «Юность» в честь открытия долгожданного кинособытия 25 февраля перед зрителями выступил ансамбль Курской государственной филармонии «Русская мозаика» под руководством заслуженного артиста России Юрия Ткачева. Казалось бы, почему балалайки, домра и аккордеон в представлении фестиваля современного отечественного кинематографа? А это об одном – о нашей исконной культуре, которую следует беречь. Отечественный кинематограф при крахе Союза уцелел, но пробиться к зрителю из-за повсеместной коммерциализации проката он зачастую не в состоянии. И такого рода фестивали обеспечивают встречу кино со зрителем.

Специфика «Сталкера» в том, что он объединяет фильмы правозащитной тематики. Родившись в лихие 90-ые, фестиваль свою направленность сохранил, но лишь отчасти. На открытии присутствовал даже уполномоченный по правам человека в Курской области Владимир Фирсов. «Российские режиссеры социально ориентированы, они снимают свое кино про нашу действительность, комедии у нас редки, так что почти любая качественная кинокартина может попасть в программу «Сталкера», – подчеркивал Степанов. «Самое главное право человека – это право быть самим собой», – развивая мысль, заключил директор Курского кинофонда Андрей Немиров. Так что не удивляйтесь, что на экране не было войны, мест лишения свободы и судебных процессов, все фильмы о простом человеке и его боли. Именно так всегда говорит президент фестиваля кинорежиссер Марлен Хуциев. А на благотворительные показы в регионы попадают только лучшие фильмы-призеры «Сталкера», отмеченные его профессиональным жюри.

От дебютантов до маститых профи

В этом году география выездных показов охватила всего 5 регионов, среди которых посчастливилось оказаться и нашему. Курская программа состояла из художественных и документальных показов на двух основных площадках – «Юность» и «Ассоль», чего требовал формат фестиваля. Курский кинофонд же предложил увеличить число показов за счет дополнительных залов, добавив малую сцену драматического театра, галерею им. А.А. Дейнеки, Академию госслужбы, арт-пространство и даже один популярный бар, и эта идея камерности очень понравилась руководству «Сталкера». Выездные киносеансы проходили также в двух районных цифровых кинотеатрах, оборудованных по программе Фонда кино в конце 2018 года – «Неон» в городе Курчатов и «Юбилейный» в поселке Медвенка. В последнем свой фильм «Птица» представляла лично режиссер Ксения Баскакова, которая пришла в восторг от остроумных вопросов медвенских детей, заданных после просмотра.

Традиционными для фестиваля является организация киносеансов в исправительных учреждениях. Так, у нас просмотр был организован в колонии №2 в поселке Косиново, которой для организации киноцентра Курский кинофонд даже передал в дар экран.

Пять художественных картин курским зрителям представляли лично их авторы – четыре режиссера и один продюсер из столицы, от 30 до 78 лет – от дебютантов до маститых кинематографистов. Вот и отпечаталась на экране пестрая «русская мозаика» различных мировоззрений и эпох от наших соотечественников. Общение зала с людьми из мира кино в каждом случае длилось больше часа. Задавая все новые вопросы, зрители с трудом отпускали приезжих гостей.

Камера на страховку от перелома

Первым в Курск приехал 33-летний Александр Хант. Забавно, что свою первую камеру будущий режиссер купил на страховку от перелома ноги после того, как прыгнул со второго этажа школы. Сначала получил специальность оператора, затем и режиссера. Псевдоним «Хант» взял в честь представителя народности ханты – тот спас его от гибели в детстве, когда заблудился в зимнем в лесу в родном Ханты-Мансийске, появившись из ниоткуда посреди чащи с оленем и в расшитом национальном наряде.

В Курск Александр привез свою дебютную картину с названием из 9 слов: «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». На вопрос, почему такое длинное, он невозмутимо отвечал журналистам: «оно идеально». Фильм рассказывает о том, как молодой человек с украденным детством, встречая своего парализованного отца-уголовника, мечтает и у него украсть жизнь в награду за его квартиру.


«Мой герой – подонок, если не оба, но моей задачей как режиссера было показать, что стоит за этой маской сломанная судьба. По дороге в дом инвалидов оба меняются. И теперь вопросы, которые Витька сам себе давно не задавал – «кто я», «кто мой отец», «куда я иду и для чего», будут преследовать его всегда, куда бы он не передвигался».


«Я воспитатель детского дома, на экране – как будто история моих воспитанников, которым очень сложно дается прощение своих родителей, им полезно было бы посмотреть эту работу, чтобы что-то переоценить», – этот отклик зрительницы из зала оказался очень ценным для молодого режиссера.

У ленты высокий рейтинг на «КиноПоиске» – выше 7 баллов, и это, пожалуй, самая знаменитая картина фестиваля – многие куряне ее увидели задолго до «Сталкера». Однако на маленьком экране она смотрится совершенно иначе, и те моменты, которые кажутся драмой, парадоксально в зале оказываются комичными – зрители смеются.


«Я снимал трагикомедию, если сходятся печаль и радость, происходит катарсис».


Главную роль в картине сыграл народный артист Алексей Серебряков, который в силу своего авторитета пытался влиять на сценарий, в частности, настаивал на смерти своего героя. Из-за многочисленных противоречий у продюсера картины и режиссера осложнились отношения, стоял даже вопрос об отстранении последнего от своих обязанностей: «И совсем не до смеха было, когда я выбрал песню группы «Не твое дело» в качестве саундтрека к своему фильму, а продюсер спрашивает: «Как группа-то эта называется?».

Сейчас режиссер ищет девчонку и мальчишку 15-16 лет для своего нового фильма «Межсезонье». Кастинг идет до середины марта.

… и в Курске можно снимать кино

А вот у продюсера Бориса Токарева, знаменитого Сани Григорьева из фильма 76-ого года по Каверину «Два капитана», тоже было противостояние с режиссером фестивальной картины «Золотая рыбка», которое закончилось для Бориса Васильевича серьезными проблемами с сердцем. Сюжетная линия фильма разворачивается вокруг ленинградской семьи с двумя сыновьями, эвакуированной в Киргизию, чьи проблемы осложняются госпитализацией их отца. Уже на съемках выяснилось, что режиссер совершенно не умеет работать с детьми, и заботы о них целиком взяла на себя супруга Токарева – актриса Людмила Гладунко, браку которых в этом году 50 лет. А еще в процессе подготовки к съемкам фильма режиссер предложил одной из актрис побриться налысо, и только потом увидел, что она совершенно на роль не подходит. «Вот теперь ты пойдешь и сам ей будешь все объяснять!» – возмущению кинематографиста старой советской закалки не было предела.

В кулуарных беседах в Курске Борис Васильевич рассказывал, как приходилось выживать артистам в сложные 90-ые годы: когда даже знаменитой на весь мир Антонине (актрисе Раисе Рязановой) из оскаровской картины «Москва слезам не верит» приходилось «бомбить» в такси.


«Мы выжили благодаря продовольственным посылкам, которые отправляли нам наши заграничные друзья. И они же высылали нам импортные пуговицы, которые я пытался предлагать для продажи в московские магазины. Но стыдно было – ужас! Как только услышу: «Постойте, я же вас знаю», сразу бежать! – делился Борис Токарев. – А как-то на рынке покупал гвозди, строительные материалы, увязался за мной мужик – и идёт за мной, и идёт. А потом говорит: «Это же вы! Благодаря вашему Сане Григорьеву я стал морским летчиком!» Вот только из-за этой одной фразы я понимаю, что пошел в кино не зря».


В 90-ые «Мосфильм» превратился в большую складскую площадку, его павильоны оказались набитыми чаем, кофе, а по соседству с кабинетом Токарева, который еще и первый вице-президент гильдии актеров, руководитель студии «Дебют», торговали резиновыми грелками. Порядок на Мосфильме навел Карен Шахназаров, после назначения которого в 98-ом году выяснилось, что он не только кинорежиссер, но и «нормальный мужик», по меткому выражению Токарева.


«И в Курске можно снимать кино, – отвечая на вопрос курской радиостанции, заявил Борис Васильевич. – И зря смеетесь, не обязательно про бандитов 90-ых. Удивительно, но при многочисленных поездках по стране я тут впервые, стоит только осмотреться получше, и обязательно найдутся подходящие пейзажи и архитектурные объекты для фильмов любого жанра».

Ответ на вопрос: «Как стать режиссером?»


30-летняя Ксения Баскакова привезла в Курск свой дебютный фильм «Птица». До этого она была известна как актриса: после окончания ГИТИСа в 2008 году прославилась своей работой в сериале канала СТС «Я лечу». Теперь в ее фильмографии около 25 ролей.

«Птица» – от фамилии скандального рок-музыканта Олега Птицына. Герой, которого играет Иван Охлобыстин, лечится от туберкулёза. В больнице завязывается его дружба с девочкой-подростком Катей, на роль которой претендовала тысяча девчонок со всей страны. Гарику Сукачеву в своем фильме Ксения доверила роль рокового музыканта с чупа-чупсом вместо сигареты.

Баскакова со смехом рассказывала зрителям, как во время съемок в офисе одного ее приятеля осветительные приборы раскалили пожарную сигнализацию, и 6 тонн заболоченной воды затопили дорогую мебель и интерьеры с лепниной и позолотой. И все же, после этого хозяин доверил проводить съемки еще и в своем доме, где съемочная группа продолжила свое дело и затопила унитаз на втором этаже. В качестве компенсации ущерба Ксения сняла в картине близкого человека этого несчастного потерпевшего.

«Как стать режиссером?», – с таким естественным вопросом к молодому специалисту обратился курский зритель. И она посоветовала перед поступлением в вуз читать неустаревающие труды кинорежиссеров и теоретиков киноискусства Михаила Ромма и Сергея Эйзенштейна, а также просматривать каждый день по одной картине из классики мирового кинематографа.

Второй раз в Курске побывала режиссер Элина Суни. В первый свой приезд на «Сталкер» в 2010 году она привозила картину «Вероника больше не придет», сценарий которого писала сама, специально для актрисы Риммы Марковой в главной роли. Та после прочтения звонила в час ночи и кричала в трубку: «Я буду сниматься, больше никого на пробы не зови!». А выезжать на съемки была готова за час до назначенного времени.

О Курске у Элины Сергеевны остались очень теплые воспоминания, прежде всего, из-за того, что встречал ее здесь Сергей Малютин, личность такой величины она больше нигде не встречала. Приятные впечатления о приеме не испортило даже то, что на вокзал в Курске она вышла в сопровождении… линейной милиции. Дело в том, что в поезде из сумки режиссера вытащили всю наличность, но, к счастью, правоохранителям удалось установить вора и вернуть все деньги курской гостье.

На этот раз Элина привезла фильм 2017 года «Мой лучший друг». Сценарий снова написала сама (за плечами – журфак МГУ) по книге своего мужа Якова Арсёнова «76-Т3» про выпускников Брянского института транспортного машиностроения, где учился он сам. Аббревиатуру «БИТМ» режиссер смешно обыгрывает в фильме: девушка-казашка ищет институт под названием «битум». Съемки картины проходили в соседнем с нами Брянске и на полуострове Мангышлак в Казахстане, где всей съемочной группе приходилось учиться ладить с верблюдами.

В качестве музыкального оформления Суни выбрала питерскую группу Шайденбах, которая играет не только на экзотических укулеле и мандолеле, но использует пассатижи и коктейльные трубочки, а газету превращает во флейту. «У нас было 54 звуковые дорожки – шаги, дождь, ветер, и над звуком мы работали полгода, это весомый аргумент за походы в кинотеатры, ведь дома зритель получает всего 15% от всего того, что режиссер закладывал в фильм», – говорила Суни.

Кадры ее работы очень красивы, в лучших традициях старого советского кинематографа, ведь училась она у легендарного Александра Митты, режиссера фильма «Экипаж» 1979 года.

Спасибо, что приехали в наши курские кущи…

На закрытие фестиваля 1 марта с картиной «Райские кущи» приехал народный артист России, кинорежиссер Александр Прошкин. В в 1987 он снял свой самый знаменитый фильм «Холодное лето 53-его», где свою последнюю роль сыграл Анатолий Папанов. Как и Борис Токарев, несмотря на популярность и бесконечные турне, Прошкин в Курске оказался впервые.


«Какие красивые холмистые пейзажи, – с любопытством рассматривал режиссер город из окна автомобиля. – Только ехал на юг, а приехал в какой-то Магадан, начало весны, а такой снег!».


В разговоре выяснилось, что папа режиссера из купеческой семьи родом из Обояни Курской губернии…

Выступление Прошкина перед зрителями КТЦ «Звездный» стало монологом о политической и экономической ситуации в нашей стране. В преддверии своего 79-летия знаменитый кинематографист сетовал, что в России слишком много охранников, пиарщиков и компьютерщиков, а производственников совсем нет. У современного общества есть только один идол – деньги… Разве о таком светлом будущем пел бунтарь Владимир Высоцкий?!

Фильм Прошкина «Райские кущи» – как раз об этом, он – отражение реальности. Эта история с героем нашего времени Виктором Зиловым, роль которого сыграл Евгений Цыганов – еще более злободневная экранизация пьесы Вампилова «Утиная охота», чем устаревший для нашей действительности советский «Отпуск в сентябре» с Ириной Купченко и Олегом Далем.

«Спасибо, что приехали в наши курские кущи», – поблагодарила зрительница Александра Анатольевича, протянув ему цветы. А директор Курского кинофонда Андрей Немиров обнадеживающе заключил: «Мы не прощаемся, ставим фестиваль на паузу, чтобы включить его в следующем году». Генеральный продюсер «Сталкера» Игорь Степанов вручил Андрею Владиславовичу диплом с благодарностью за проведение кинофестиваля, подписанный самим Марленом Хуциевым.


Благодарим за предоставленные фотографии и помощь в подготовке статьи Курский областной киновидеофонд

Смотрите также

Концерт Александра Кореневского

Послушайте музыкальную философию

Кошка, собака, мультипликатор

Что можно купить художнику на 2000 рублей? Почему надоедает учиться на худграфе? Что говорит ...

Урбанист из Москвы проведет воркшоп в Курске

Тренинг будет полезен студентам старших курсов и практикующим архитекторам

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: