Чем запомнился фестиваль «Сталкер» в 2019 году

Морс посмотрел современные российские фильмы и пообщался с их авторами

С 25 февраля по 1 марта впервые за 4 года в нашем регионе проходили благотворительные показы фестиваля «Сталкер». Такому перерыву предшествовало 7 лет дружбы «Сталкера» с курянами, которая стала возможна благодаря заслуженному работнику культуры, почетному кинематографисту России Сергею Малютину, ушедшему из жизни в марте прошлого года. Почти год, как его нет с нами, но он будто снова обо всем договорился: утраченные профессиональные контакты Курского кинофонда с российскими кинематографистами успешно восстановлены. А общее число зрителей на всех площадках фестиваля – свыше 2 тысяч.

Дейнеки на джемпере продюсера фестиваля

Генеральный продюсер «Сталкера» Игорь Степанов предстал перед курянами в джемпере с принтом мозаики Александра Дейнеки «Планеры». Эта работа входит в серию картин курского художника, украшающую потолок станции метро «Маяковская», в 1935 году проект получил «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже. «В дань уважения к вашему региону приобрел эту вещь в магазине того бренда, что отшивает вещи для российских спортсменов», — поделился Игорь Степанов.

А на сцене центра досуга «Юность» в честь открытия долгожданного кинособытия 25 февраля перед зрителями выступил ансамбль Курской государственной филармонии «Русская мозаика» под руководством заслуженного артиста России Юрия Ткачева. Казалось бы, почему балалайки, домра и аккордеон в представлении фестиваля современного отечественного кинематографа? А это об одном — о нашей исконной культуре, которую следует беречь. Отечественный кинематограф при крахе Союза уцелел, но пробиться к зрителю из-за повсеместной коммерциализации проката он зачастую не в состоянии. И такого рода фестивали обеспечивают встречу кино со зрителем.

Специфика «Сталкера» в том, что он объединяет фильмы правозащитной тематики. Родившись в лихие 90-ые, фестиваль свою направленность сохранил, но лишь отчасти. На открытии присутствовал даже уполномоченный по правам человека в Курской области Владимир Фирсов. «Российские режиссеры социально ориентированы, они снимают свое кино про нашу действительность, комедии у нас редки, так что почти любая качественная кинокартина может попасть в программу «Сталкера», — подчеркивал Степанов. «Самое главное право человека – это право быть самим собой», — развивая мысль, заключил директор Курского кинофонда Андрей Немиров. Так что не удивляйтесь, что на экране не было войны, мест лишения свободы и судебных процессов, все фильмы о простом человеке и его боли. Именно так всегда говорит президент фестиваля кинорежиссер Марлен Хуциев. А на благотворительные показы в регионы попадают только лучшие фильмы-призеры «Сталкера», отмеченные его профессиональным жюри.

От дебютантов до маститых профи

В этом году география выездных показов охватила всего 5 регионов, среди которых посчастливилось оказаться и нашему. Курская программа состояла из художественных и документальных показов на двух основных площадках – «Юность» и «Ассоль», чего требовал формат фестиваля. Курский кинофонд же предложил увеличить число показов за счет дополнительных залов, добавив малую сцену драматического театра, галерею им. А.А. Дейнеки, Академию госслужбы, арт-пространство и даже один популярный бар, и эта идея камерности очень понравилась руководству «Сталкера». Выездные киносеансы проходили также в двух районных цифровых кинотеатрах, оборудованных по программе Фонда кино в конце 2018 года – «Неон» в городе Курчатов и «Юбилейный» в поселке Медвенка. В последнем свой фильм «Птица» представляла лично режиссер Ксения Баскакова, которая пришла в восторг от остроумных вопросов медвенских детей, заданных после просмотра.

Традиционными для фестиваля является организация киносеансов в исправительных учреждениях. Так, у нас просмотр был организован в колонии №2 в поселке Косиново, которой для организации киноцентра Курский кинофонд даже передал в дар экран.

Пять художественных картин курским зрителям представляли лично их авторы – четыре режиссера и один продюсер из столицы, от 30 до 78 лет — от дебютантов до маститых кинематографистов. Вот и отпечаталась на экране пестрая «русская мозаика» различных мировоззрений и эпох от наших соотечественников. Общение зала с людьми из мира кино в каждом случае длилось больше часа. Задавая все новые вопросы, зрители с трудом отпускали приезжих гостей.

Камера на страховку от перелома

Первым в Курск приехал 33-летний Александр Хант. Забавно, что свою первую камеру будущий режиссер купил на страховку от перелома ноги после того, как прыгнул со второго этажа школы. Сначала получил специальность оператора, затем и режиссера. Псевдоним «Хант» взял в честь представителя народности ханты — тот спас его от гибели в детстве, когда заблудился в зимнем в лесу в родном Ханты-Мансийске, появившись из ниоткуда посреди чащи с оленем и в расшитом национальном наряде.

В Курск Александр привез свою дебютную картину с названием из 9 слов: «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». На вопрос, почему такое длинное, он невозмутимо отвечал журналистам: «оно идеально». Фильм рассказывает о том, как молодой человек с украденным детством, встречая своего парализованного отца-уголовника, мечтает и у него украсть жизнь в награду за его квартиру.


«Мой герой – подонок, если не оба, но моей задачей как режиссера было показать, что стоит за этой маской сломанная судьба. По дороге в дом инвалидов оба меняются. И теперь вопросы, которые Витька сам себе давно не задавал — «кто я», «кто мой отец», «куда я иду и для чего», будут преследовать его всегда, куда бы он не передвигался».


«Я воспитатель детского дома, на экране – как будто история моих воспитанников, которым очень сложно дается прощение своих родителей, им полезно было бы посмотреть эту работу, чтобы что-то переоценить», — этот отклик зрительницы из зала оказался очень ценным для молодого режиссера.

У ленты высокий рейтинг на «КиноПоиске» – выше 7 баллов, и это, пожалуй, самая знаменитая картина фестиваля – многие куряне ее увидели задолго до «Сталкера». Однако на маленьком экране она смотрится совершенно иначе, и те моменты, которые кажутся драмой, парадоксально в зале оказываются комичными – зрители смеются.


«Я снимал трагикомедию, если сходятся печаль и радость, происходит катарсис».


Главную роль в картине сыграл народный артист Алексей Серебряков, который в силу своего авторитета пытался влиять на сценарий, в частности, настаивал на смерти своего героя. Из-за многочисленных противоречий у продюсера картины и режиссера осложнились отношения, стоял даже вопрос об отстранении последнего от своих обязанностей: «И совсем не до смеха было, когда я выбрал песню группы «Не твое дело» в качестве саундтрека к своему фильму, а продюсер спрашивает: «Как группа-то эта называется?».

Сейчас режиссер ищет девчонку и мальчишку 15-16 лет для своего нового фильма «Межсезонье». Кастинг идет до середины марта.

… и в Курске можно снимать кино

А вот у продюсера Бориса Токарева, знаменитого Сани Григорьева из фильма 76-ого года по Каверину «Два капитана», тоже было противостояние с режиссером фестивальной картины «Золотая рыбка», которое закончилось для Бориса Васильевича серьезными проблемами с сердцем. Сюжетная линия фильма разворачивается вокруг ленинградской семьи с двумя сыновьями, эвакуированной в Киргизию, чьи проблемы осложняются госпитализацией их отца. Уже на съемках выяснилось, что режиссер совершенно не умеет работать с детьми, и заботы о них целиком взяла на себя супруга Токарева – актриса Людмила Гладунко, браку которых в этом году 50 лет. А еще в процессе подготовки к съемкам фильма режиссер предложил одной из актрис побриться налысо, и только потом увидел, что она совершенно на роль не подходит. «Вот теперь ты пойдешь и сам ей будешь все объяснять!» — возмущению кинематографиста старой советской закалки не было предела.

В кулуарных беседах в Курске Борис Васильевич рассказывал, как приходилось выживать артистам в сложные 90-ые годы: когда даже знаменитой на весь мир Антонине (актрисе Раисе Рязановой) из оскаровской картины «Москва слезам не верит» приходилось «бомбить» в такси.


«Мы выжили благодаря продовольственным посылкам, которые отправляли нам наши заграничные друзья. И они же высылали нам импортные пуговицы, которые я пытался предлагать для продажи в московские магазины. Но стыдно было – ужас! Как только услышу: «Постойте, я же вас знаю», сразу бежать! – делился Борис Токарев. – А как-то на рынке покупал гвозди, строительные материалы, увязался за мной мужик – и идёт за мной, и идёт. А потом говорит: «Это же вы! Благодаря вашему Сане Григорьеву я стал морским летчиком!» Вот только из-за этой одной фразы я понимаю, что пошел в кино не зря».


В 90-ые «Мосфильм» превратился в большую складскую площадку, его павильоны оказались набитыми чаем, кофе, а по соседству с кабинетом Токарева, который еще и первый вице-президент гильдии актеров, руководитель студии «Дебют», торговали резиновыми грелками. Порядок на Мосфильме навел Карен Шахназаров, после назначения которого в 98-ом году выяснилось, что он не только кинорежиссер, но и «нормальный мужик», по меткому выражению Токарева.


«И в Курске можно снимать кино, — отвечая на вопрос курской радиостанции, заявил Борис Васильевич. – И зря смеетесь, не обязательно про бандитов 90-ых. Удивительно, но при многочисленных поездках по стране я тут впервые, стоит только осмотреться получше, и обязательно найдутся подходящие пейзажи и архитектурные объекты для фильмов любого жанра».

Ответ на вопрос: «Как стать режиссером?»


30-летняя Ксения Баскакова привезла в Курск свой дебютный фильм «Птица». До этого она была известна как актриса: после окончания ГИТИСа в 2008 году прославилась своей работой в сериале канала СТС «Я лечу». Теперь в ее фильмографии около 25 ролей.

«Птица» — от фамилии скандального рок-музыканта Олега Птицына. Герой, которого играет Иван Охлобыстин, лечится от туберкулёза. В больнице завязывается его дружба с девочкой-подростком Катей, на роль которой претендовала тысяча девчонок со всей страны. Гарику Сукачеву в своем фильме Ксения доверила роль рокового музыканта с чупа-чупсом вместо сигареты.

Баскакова со смехом рассказывала зрителям, как во время съемок в офисе одного ее приятеля осветительные приборы раскалили пожарную сигнализацию, и 6 тонн заболоченной воды затопили дорогую мебель и интерьеры с лепниной и позолотой. И все же, после этого хозяин доверил проводить съемки еще и в своем доме, где съемочная группа продолжила свое дело и затопила унитаз на втором этаже. В качестве компенсации ущерба Ксения сняла в картине близкого человека этого несчастного потерпевшего.

«Как стать режиссером?», — с таким естественным вопросом к молодому специалисту обратился курский зритель. И она посоветовала перед поступлением в вуз читать неустаревающие труды кинорежиссеров и теоретиков киноискусства Михаила Ромма и Сергея Эйзенштейна, а также просматривать каждый день по одной картине из классики мирового кинематографа.

Второй раз в Курске побывала режиссер Элина Суни. В первый свой приезд на «Сталкер» в 2010 году она привозила картину «Вероника больше не придет», сценарий которого писала сама, специально для актрисы Риммы Марковой в главной роли. Та после прочтения звонила в час ночи и кричала в трубку: «Я буду сниматься, больше никого на пробы не зови!». А выезжать на съемки была готова за час до назначенного времени.

О Курске у Элины Сергеевны остались очень теплые воспоминания, прежде всего, из-за того, что встречал ее здесь Сергей Малютин, личность такой величины она больше нигде не встречала. Приятные впечатления о приеме не испортило даже то, что на вокзал в Курске она вышла в сопровождении… линейной милиции. Дело в том, что в поезде из сумки режиссера вытащили всю наличность, но, к счастью, правоохранителям удалось установить вора и вернуть все деньги курской гостье.

На этот раз Элина привезла фильм 2017 года «Мой лучший друг». Сценарий снова написала сама (за плечами – журфак МГУ) по книге своего мужа Якова Арсёнова «76-Т3» про выпускников Брянского института транспортного машиностроения, где учился он сам. Аббревиатуру «БИТМ» режиссер смешно обыгрывает в фильме: девушка-казашка ищет институт под названием «битум». Съемки картины проходили в соседнем с нами Брянске и на полуострове Мангышлак в Казахстане, где всей съемочной группе приходилось учиться ладить с верблюдами.

В качестве музыкального оформления Суни выбрала питерскую группу Шайденбах, которая играет не только на экзотических укулеле и мандолеле, но использует пассатижи и коктейльные трубочки, а газету превращает во флейту. «У нас было 54 звуковые дорожки – шаги, дождь, ветер, и над звуком мы работали полгода, это весомый аргумент за походы в кинотеатры, ведь дома зритель получает всего 15% от всего того, что режиссер закладывал в фильм», — говорила Суни.

Кадры ее работы очень красивы, в лучших традициях старого советского кинематографа, ведь училась она у легендарного Александра Митты, режиссера фильма «Экипаж» 1979 года.

Спасибо, что приехали в наши курские кущи…

На закрытие фестиваля 1 марта с картиной «Райские кущи» приехал народный артист России, кинорежиссер Александр Прошкин. В в 1987 он снял свой самый знаменитый фильм «Холодное лето 53-его», где свою последнюю роль сыграл Анатолий Папанов. Как и Борис Токарев, несмотря на популярность и бесконечные турне, Прошкин в Курске оказался впервые.


«Какие красивые холмистые пейзажи, — с любопытством рассматривал режиссер город из окна автомобиля. – Только ехал на юг, а приехал в какой-то Магадан, начало весны, а такой снег!».


В разговоре выяснилось, что папа режиссера из купеческой семьи родом из Обояни Курской губернии…

Выступление Прошкина перед зрителями КТЦ «Звездный» стало монологом о политической и экономической ситуации в нашей стране. В преддверии своего 79-летия знаменитый кинематографист сетовал, что в России слишком много охранников, пиарщиков и компьютерщиков, а производственников совсем нет. У современного общества есть только один идол – деньги… Разве о таком светлом будущем пел бунтарь Владимир Высоцкий?!

https://www.youtube.com/watch?v=FcMvkq_VFaU

Фильм Прошкина «Райские кущи» — как раз об этом, он — отражение реальности. Эта история с героем нашего времени Виктором Зиловым, роль которого сыграл Евгений Цыганов — еще более злободневная экранизация пьесы Вампилова «Утиная охота», чем устаревший для нашей действительности советский «Отпуск в сентябре» с Ириной Купченко и Олегом Далем.

«Спасибо, что приехали в наши курские кущи», — поблагодарила зрительница Александра Анатольевича, протянув ему цветы. А директор Курского кинофонда Андрей Немиров обнадеживающе заключил: «Мы не прощаемся, ставим фестиваль на паузу, чтобы включить его в следующем году». Генеральный продюсер «Сталкера» Игорь Степанов вручил Андрею Владиславовичу диплом с благодарностью за проведение кинофестиваля, подписанный самим Марленом Хуциевым.


Благодарим за предоставленные фотографии и помощь в подготовке статьи Курский областной киновидеофонд

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: