loader image

Вечные ценности: что делать с лавочкой у подъезда

Лавочка у подъезда — это одно из первых и самых важных общественных пространств, хорошо знакомое каждому с детства. С другой стороны — это постоянные проблемы для жителей первых этажей, которые хотят тишины и спокойствия. Студентка онлайн-школы Vector Алена Алькова посвятила этой теме финальный лонгрид, сделанный в рамках курса «Как исследовать город креативными способами». «Городской конструктор» публикует отрывки из ее лонгрида вместе с комментарием эксперта.

Ситуация

Соцгород в Новокузнецке начал застраиваться еще в 30-х прошлого века по проекту немецкого архитектора Эрнста Мая. Дома были рассчитаны на то, что жители будут проводить в квартирах меньшую часть своего времени, отдавая предпочтение общественному быту. Сегодня общественный быт, простые посиделки во дворе, местным жителям приходится создавать и поддерживать самим.

Более внимательный взгляд на историческую застройку Соцгорода в центре Новокузнецка показал, что для этого района проблема благоустройства территории актуальна не меньше. В этом плане жители района перехватили инициативу управляющих компаний и подошли к ее решению изобретательно. Обилие мусора и отсутствие мусорок и лавочек горожане развернули в свою сторону: мусорки и лавочки они создают сами, вторично используя тот же самый мусор как материал. Вместо урн у подъездов устанавливаются контейнеры из-под фруктов, которые оставляют у мусорок фруктовые киоски или супермаркеты, а под лавочки приспособить могут все, что угодно.

В чем проблема?

Пожилым людям нужны скамейки, потому что они собираются не только по двое-трое, но и целыми компаниями с разных подъездов. Однако те же дворы, созданные для местных жителей, привлекают сомнительный контингент, который шумит после одиннадцати вечера и мешает горожанам спать. Отсюда жалобы тех же пожилых людей в управляющие компании и исчезающие лавочки. При этом проблема до конца так и не решается: шумные компании продолжают чувствовать себя во дворе как в баре или клубе, самодельные лавочки раз за разом подвергаются насильственной смерти и воскрешению силами местных жителей.

Поставить лавочки вряд ли будет проблемой для управляющей компании или даже дворового сообщества, вопрос только в том, как решить проблему шумного двора и примирить два абсолютно разных сообщества. С принятием законопроекта о запрете пивных точек в первых этажах жилых домов ситуация может повернуться неожиданным образом и ухудшиться.

 

Какой может быть выход?

Помочь найти выход в этой ситуации может только абстрактный утопический проект. Почему бы не поставить во дворах скамейки, которые исчезали бы после наступления комендантского часа в 23:00? Исследование города показало, что люди очень плотно общаются внутри своих дворов и скооперироваться для того, чтобы решить проблему для них не представляет большой проблемы. Также Соцгород сейчас находится в благоприятном положении, поскольку попал под реставрацию в рамках проекта по восстановлению исторического вида района «Соцгород-город мечты».

  • Для пенсионеров

Мобильные лавочки могли бы представлять собой каркас с индивидуальными сидениями, которые были бы рассчитаны по количеству местных жителей и складировались в подъезде.

  • Для любителей дворовых вечеринок

Питейные заведения вне жилых домов с доступными ценами — для пьющих людей, которых тоже нельзя вычеркивать при решении проблемы.

Соцгород как место общественного быта в сочетании с предрасположенностью к этому местных жителей дает бесконечный горизонт для развития. Кажется, что у маленького райончика в центре есть для этого все. Но сковырнув небольшую проблему, можно ненароком обнаружить более глубокую, социальную проблему наркомании, которую не решишь парой городских проектов, какими бы утопическими они ни были.

Мнение эксперта

lavochka (1)

ГЕОРГИЙ АЙГУНЯН

архитектор

«Проблема эксплуатации лавочек и других малых архитектурных форм гораздо глубже, чем просто дизайн и материалы, из которого они сделаны. В первую очередь — это проблема того, как работает городское пространство в каждом конкретном случае. Что касается того, как должна быть выполнена лавочка, здесь все просто. Так как это уличная мебель, естественно, конструкция должна быть выполнена из прочных материалов (металлическая конструкция, железобетон или гранит), у сиденья должно быть деревянное покрытие, чтобы не мерзнуть. Как дорогой вариант можно рассматривать подогревающиеся поверхности. Соответственно при проектировании необходимо предусмотреть возможность замены деревянных частей, так как они изнашиваются быстрее, чем сама конструкция. Идея снимающихся сидений, как мне кажется, действительно утопична. Во-первых, мало вероятно, что везде найдутся такие энтузиасты, которые каждый день будут прикручивать и откручивать эти сиденья. А, во-вторых, в случае если есть эти идеальные люди, которые убирают сидушки в подъезд, что мешает положить на эту конструкцию какую-нибудь деревяшку или притащить такие же сиденья из своего подъезда и точно также там сидеть ночью?

Данная проблема — частный случай одной большой проблемы безопасности в жилых кварталах. А проблема безопасности решается активностью в четко заданных границах (создание комьюнити, развитие добрососедских отношений). Такие связи между жителями создаются за счет пространственных решений (а существующая жилая застройка в микрорайонах советского периода не предусматривала этого) и за счет общих активностей во дворе или внутри дома (огороды, сады, ярмарка выходного дня, конкурсы для детей — все это объединяет людей по интересам). Решения так просто не найти. Нужно посмотреть на все существующие проблемы и решать их комплексно. Например: помимо проблемы шпаны под окнами — есть проблема шпаны на лестничных площадках. Создав крытое теплое звукоограждающее качественное пространство внутри двора с какой-то дополнительной активностью, решаем обе проблемы, а возможно и образ досуга в таких условиях немного окультурится. Этот пример может и не работать в реальности, но отражает подход к решению такого рода проблем».

Прочитать лонгрид полностью.

.

 

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».

Фотографии: Shutterstock, Алена Алькова.