loader image

Почему Дейнека — камертон? В картинной галерее выставка на эту тему

Александр Дейнека — художник с мировым именем, центральная фигура в отечественном искусстве, камертон для многих художников в СССР и за рубежом. Именно последняя мысль стала основой новой выставки в галерее Дейнеки. «Дейнека. Камертон» исследует влияние художника не только на творчество современников, но и на искусство всего XX века. Контрасты и созвучие — вот в чем основная особенность новой экспозиции, где работы Дейнеки выступают связующей нитью между разными авторами.

На стенах – работы мастеров, чье творчество вступает в диалог с творчеством Дейнеки. Идеи солнца и светлого завтра прослеживаются в картинах Ефима Чепцова, Петра Лихина, Веры Прониной. Яркость красного цвета и свет — у Архипа Абрамова. Нестандартное освещение — у Виктора Попкова. Особый театральный ритм — у Николая Досекина, Николая Шильдера, Льва Квачевского. Обнаженная натура – у Игоря Грабаря.

Дейнека является камертоном для искусства 20 века, потому что много того, что делал Дейнека — это ново, свежо, необычно, современно.

Михаил Денисов, куратор выставки

— Наш зритель часто видит Дейнеку, поэтому мы стараемся его показывать по-разному. Непросто было увязать картины разных художников на стене, но мы скооперировали по темам, жонглировали композицией, цветом. Помогает и современное освещение подчеркнуть то, что мы хотели сказать.

Итак, какая была задача у вас как у куратора?

— Я подбирал работы для воплощения задуманной концепции. Перед выставкой много дел: что-то требует скорейшего осмотра перед выставкой, что-то требует реставрации или новые рамы. Я, как реставратор, соответственно и реставрирую, готовлю картины к экспонированию.  Кроме того, я аннотирую выставку, готовлю достаточно много информативного материала, чтобы зритель мог нашу идею понять. Это все обязанности куратора, но на самом деле, у нас все сотрудники друг другу помогают, никто не остается в сторонке.

Чем выставка отличается от предыдущих?

— Это некий микс творчества разных авторов и стилей. Какие-то работы мы не показывали, не было повода. Например, показана копия советского художника с картины Веласкеса. Она нам подходит, в дейнековской работе «Рим. Переулочек» похожая композиция – светлое лицо на темном фоне. Ну и вообще к Веласкесу Дейнека относился специфически, он называл свою натурщицу «Моя Веласкесочка», прослеживаются и творческие параллели. Или какие-то работы просто давно не выставлялись, и здесь они подошли тематически. Так курская художница Вера Пронина с ее подсолнухами прекрасно встретилась на одной стене с Мартиросом Сарьяном. Когда такое ещё случится? Ещё и с Дейнекой.

Как вы думаете, художникам было бы приятно сравнение с Дейнекой?

— Дейнека – очень мощная фигура, я думаю, всем было бы приятно. Здесь есть художники, которые были с ним дружны, ходили с ним на этюды, у них были сходные представления о том, как должна выглядеть картина, они понимали ритм, чувствовали время, каждый по-своему. Я думаю, современным художникам было бы почетно висеть рядом с Дейнекой.

Вы сказали, стиль Дейнеки определяется современными новаторскими тенденциями. Имеется ввиду творчество каких-то конкретных художников?

— Здесь имеется ввиду, что в 20 веке началась трансформация художественного языка из-за развития кино, фотографии, телевидения, то есть это динамика, новые картинки, ракурсы необычные. Сейчас наши смартфоны так искажают картинку, что уже никого не удивишь. Во времена Дейнеки в живописи многие приемы были просто под запретом. Дейнека занимался фотографией и видел много новых возможностей. Ну и потом кубизм и конструктивизм повлияли на Дейнеку, и символизм можно у него где-то найти. Он был очень насмотренным художником, несмотря на железный занавес, он был всё-таки выездной. Бывал за границей, смотрел на западно-европейских художников вживую, был в Америке и старался эту нить с мировым искусством не потерять, понимая, что только так может развиваться искусство, только с оглядкой, только с трансформацией того, что уже сказано. Наверняка, не нравилась ему идея «Мы старый мир разрушим до основания», он хотел преемственного подхода, продолжения того, что уже сделано в искусстве.

Как долго ещё его работы будут актуальными?

— Сейчас современного искусства стало так много, что оно начало людей пугать. Дейнека всё-таки остался в русле реалистической традиции, но с каким-то уже дизайнерским современным подходом. Это как раз мостик к возврату хорошего понимания картины. Возможно, Дейнека стоял на той самой развилке, когда искусство пошло по двум дорогам: одна дорога – это абсолютный дизайн, интерьерная картина, реклама, и та классическая дорога реалистической живописи, которая ещё не закрыта, но в нашей стране начинает забываться.