Как изменился рынок труда после кризиса в 10 тезисах с конференции от HeadHunter
Останется ли удаленка, будут ли специалисты из регионов уезжать в Москву и какие вакансии сейчас востребованы
Онлайн-рекрутинг платформа hh.ru организовала пресс-конференцию для СМИ «События 2020: итоги полугодия». Федеральные эксперты рынка труда рассказали о том, как кризис повлиял на трудоустройство, а региональные работодатели поделились своим опытом работы в период пандемии и рассказали, как им удалось избежать серьезных потерь.
Журналисты «Морса» законспектировали главные сообщения для тех, кто ищет работу или работников прямо сейчас.
Мария Игнатова, руководитель Службы Исследований HeadHunter — о том, какое влияние оказал финансовый кризис 2020 года на рынок труда и чем он отличается от кризисов предыдущих лет
Почему кризис 2020 уникален?
Мы решили сравнить три кризиса: 2008, 2014 и 2020 годов. По сравнению с кризисом 2020 года, хуже всего мы перенесли кризис 2008-2009 годов. Уровень вакансий был очень низким, в 14-15-е годы — средним. В этом году самая плохая ситуация на рынке наблюдалась в апреле. Активность работодателей была ниже, чем в предыдущие годы. Но в мае начали снимать карантинные меры, и рынок быстро отреагировал. Мы наблюдали постепенное улучшение ситуации, которое продолжается до сих пор. Что касается публикации вакансий, работодатели стали приглашать новых сотрудников более точечно и более внимательно.
Как кризис отразился на количестве вакансий?
Несмотря на уменьшение предложений о работе в Москве и Петербурге, в регионах ситуация сложилась немного иначе: уменьшение вакансий в апреле-мае было не таким сильным. Например, Южный федеральный округ превысил процент спроса по сравнению с февралем на целых 6%.
Какие сферы пострадали больше всего?
Спрос в профессиональных сферах удержался в государственном секторе, медицине, среди рабочего персонала и в строительной сфере. Наиболее пострадавшие сферы: туризм, спорт, массмедиа и маркетинг, рестораны, гостиницы, музеи, IT-сфера, телекоммуникации, автобизнес. В плюсе находятся магазины продуктов питания, государственные органы, металлургия и услуги для бизнеса.
Что было с конкуренцией при устройстве на работу?
Конкуренция подросла незначительно. В мае в Москве и Питере был всплеск, и конкуренция составила 17 человек на место. Самая большая конкуренция сейчас в массмедиа и в менеджменте. Не хватать стало и рабочего персонала.
Когда сотрудники вернутся в офис?
Процесс возвращения на очную работу займет 2-3 месяца. Если строители, продавцы и специалисты салонов красоты уже вернулись к привычной работе, то крупные компании пока не спешат выводить людей с офисы. Это для них большой риск: если на предприятии много сотрудников, сложно соблюдать строгие меры безопасности. Компании говорят, что точка выхода будет 1 сентября. 30% компаний вообще отказались от офиса и перевели своих сотрудников на «удаленку». Большая часть сотрудников заявляет, что им комфортно работать дома.
Виталий Терентьев, GR-директор HеadHunter — о государственной поддержке в период кризиса и о том, что безвозвратно изменилось на рынке труда после событий этой весны
Как найти работу?
Три года назад люди активно сменяли рабочие места. Сейчас многим придется пересмотреть свое отношение. Этот период стал наиболее тяжелым для соискателей: работодатели начали изменять условия приема на работу, сделали их более строгими. Сейчас многие просто замерли на месте, люди испытывают страх перед будущим. С этим придется учиться работать и соискателю, и работодателю. Как найти работу в кризис? Быть гибче, уметь договариваться, совершенствовать навыки и обязательно уметь работать в цифровом пространстве.
Сохранится ли тренд переезжать в крупные города?
В Москве, как и в других городах, стало меньше рабочих мест, конкуренция выросла. Но это временно. Все переживают, что персонал будет уезжать в Москву. Ведь в городах больше возможностей. Смысла находится в мегаполисах больше. Этот тренд сохранится.
И в то же время, в связи с трендом «удаленки», будет снижаться количество безработных. Не обязательно ездить в Москву или в Питер, чтобы найти работу в топовой компании. К тому же, в России низкий порог насыщения людей: они мало зарабатывают, но их это устраивает.
Каковы перспективы 4-дневной рабочей недели?
Это нонсенс. У нас в стране и так низкая производительность труда. Если мы перейдем на 4-дневную рабочую неделю, она вряд ли увеличится, поэтому смысла в этом переходе я не вижу.
Трудно ли устроиться на работу после 40?
Вместе с Правительством Москвы мы сейчас проводим исследование, чтобы выяснить, в чем проблема плохого трудоустройства людей после 40 лет. Чаще всего люди этого возраста не очень гибкие, что не устраивает работодателей. Им нужны сотрудники, которые быстро подстраиваются под изменения. Поэтому вы должны быть готовы переучиваться, трансформировать свой опыт. Но сейчас есть компании, которые поняли, что выгодно нанимать людей с опытом. Их не надо учить базовым навыкам, элементарным вещам. Если правильно с такими людьми поработать, то это будет очень выгодно.
Надежда Япрынцева, заместитель генерального директора по персоналу НПО «Энергетическая электроника» (г. Воронеж) — о том, как компания избежала серьезных потерь в период кризиса
1. Безопасные условия труда. Мы ввели все меры безопасности еще в начале марта (маски, антисептики, измерение температуры, трансфер сотрудников). Мы обеспечили людей всем необходимым, откорректировали график питания.
2. Переход в онлайн. По сравнению с кризисами прошлых лет, этот период стал для нас моментом, когда останавливаться не надо. Мы поняли, что самое время начать внедрять новые технологии, которые раньше все время игнорировали и откладывали на потом.
Мы быстро перешли на вебинарный режим обучения. У нас есть образовательная программа на базе Воронежского государственного университета. Студентам пришлось демонстрировать гибкость и быстро адаптироваться к дистанционному обучению.
Мы начали проводить онлайн-собеседования и принимали людей на работу дистанционно. Дистанционный режим подбора персонала позволил не останавливать процесс приема на работу новых кадров.
3. Создание атмосферы. Рабочую атмосферу было обеспечить довольно сложно, но мы приложили максимальное усилие: увеличили количество коммуникации, продолжили внедрение корпоративных ценностей, провели конкурс детских рисунков к 9 мая в онлайн-формате, также провели онлайн-квиз для сотрудников. Все это способствовало росту коллективного духа.
4. Выстраивание коммуникации. Мы использовали информационные рассылки, рассказывали сотрудникам о работе нашей компании. Информировали их о том, что все идет по плану и не о чем волноваться. Мы писали даже целые посты про «удаленку». Проводили онлайн-опросы среди наших сотрудников.