Если мы работаем, то это серьезно: «Цикорий» о грядущей Биеннале
Железногорский Центр Современного Искусства «Цикорий» за последние полгода перепробовал многое: от коммерческих коллабораций до образовательных интенсивов. Проект «Там, где июнь» стал последним выставочным — команда отказалась от традиционных экспозиций и намерена искать новые форматы. Доказательством послужит 3-я Железногорская Биеннале, которая пройдет этой осенью, 23–25 сентября. Артем Елюбаев поговорил с Александрой Дорофеевой о том, чего хочется, и что ждет Центр.
Саша, привет. Я тут недавно и хочу узнать, что было весной. Расскажи, какие были события и с какими трудностями столкнулись?
Март и апрель были очень нагруженными. Мероприятия шли друг за другом и постоянно пересекались. Приходили люди разных возрастных, социальных и профессиональных категорий.
Началось всё с того, что в марте мне позвонила Татьяна Шуклина, специалист отдела рекламы и связей с общественностью группы предприятий «Готэк» и сказала: «Давайте сделаем выставку». Впоследствие мы назвали её «Пробуждение». Я думаю, это очень классное достижение в культурной среде Железногорска, что в ЦСИ звонит представитель компании и предлагает сделать что-то вместе. Это хороший пример партнерства. У нас получилась нейтральная выставка, и, кстати, первая фотовыставка в «Цикории». Работники предприятия были очень заинтересованы не только в итогах, но и в самом процессе подготовки. Это круто.
Работали с другими городскими сообществами?
Да, в какой-то момент это стало нашей миссией. Во время подготовки «Пробуждения» мы начали сотрудничать с сообществом активных женщин города. Да, оно реально существует в Железногорске. Девчонки каждые два месяца ездят на разные мероприятия, например, тематические вечеринки на турбазах или пикники. Собирается женщин так 50, все в красивых платьях, у всех есть бизнес. Так что с Women’s club мы сделали серию мероприятий «Весенний refresh». Это были всякие гибридные штуки, которые связаны с мейкапом, психологическим здоровьем, с искусством, повышение самооценки и созданием розовой мечты. Мы сделали винегрет из приятной попсы, и людей было неожиданно много.
Расскажи про образовательную программу, которая проводилась у вас в это же время
Да, одновременно с Весенним refresh’ем и выставкой «Пробуждение» началась образовательная программа «Весенние мастерские», реализованной в рамках грантового конкурса «АРТ-ОКНО» при поддержке Фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Мы привозили прикольных людей из Москвы, таких как Миша Гудвин, дизайн-бюро Holystik, иллюстратора Катю Баринову, вместе с участниками лабораторий пытались научиться кураторству, графическому дизайну, фотографии.
Были трудности?
У нас не сформирован слой людей, которые занимаются самообразованием и верят в то, что в Железногорске можно будет в дальнейшем качественно развивать какие-то креативные индустрии. Нет креативного класса, агенты которого бы вдохновляли друг друга на свежие проекты и высоты.
А сколько людей было на образовательной программе?
На лекции ходило стабильно человек 25. Интересовались, задавали вопросы. Но когда нужно было готовить проекты, их осуществили единицы. Сейчас модно получать гранты на образовательные программы, но я не думаю, что аудитория Железногорска к этому готова. В Железногорске невозможно учиться — только кайфовать. Если мы хотим стать эпицентром событий и тянуть к себе людей, нам нужно пропагандировать счастье. Но я не уверена, что мы этого хотим.
Вы пробовали монетизировать мероприятия?
Монетизировать можно лишь мероприятия класса масс-маркет. Нишевые истории требуют каких-то других подходов. С Womans club’ом мы пытались делать подписку, но люди очень занятые. Эта аудитория была с детьми и работой. Никто не рискует заранее планировать свой месяц.
А какие были итоги Весенних мастерских?
У меня есть подруга-психолог, которая рассказала мне, что когда люди грустят, они запускают функцию «автосохранения». Выставка «Там, где июнь» была ориентирована на консервацию лучших дней лета. Я поняла, что для меня любая выставка — это «автосохранение», и я делю жизнь на проекты, которые я готовила. Чтобы идти вперед, нужно архивировать.
Будут ли еще образовательные программы?
В рамках 3-ей Железногорской биеннале у нас запланирована бизнес-программа, где мы будем встречаться с менеджерами, пить кофе, обсуждать изменения в налогообложении. (Смеется).
Что нас ждет? Третья Биеннале планирует стать легендарной?
Мы выиграли грант конкурса «Индустриальный эксперимент» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Такой шанс нельзя пропустить. У нас никогда не было Биеннале с бюджетом. Мы постараемся не ударить в грязь лицом и не сделать скучный фестиваль.
Какая тема будет у третьей Железногорской биеннале?
В последнее время когда я хожу по городу, я замечаю людей в зеленых кепках со странными приборами. Они ходят вокруг деревьев и ведут какой-то учет. Я испытываю странные чувства каждый раз, когда их вижу. Мне бы хотелось отобразить чувство странного присутствия в грядущей биеннале по отношению к индустриям и бизнесу в целом. Хочу, чтобы посетители чувствовали себя так, как я чувствую себя, видя людей со странными приборами. Индустрия — люди в кепках, а мы должны срежиссировать это присутствие, то есть сделать театрально-перформативный фестиваль.
Почему вы отказываетесь от арт-объектов?
Потому что это скучно. Нельзя заниматься пять лет одним и тем же и не устать.
Но как вы касаетесь индустрии и бизнеса?
Мы даем участникам Биеннале шанс почувствовать себя шефом и вдохновиться возглавить, например, «Металлоинвест» в будущем. Конечно, мы не знаем, как живут наши местные топ-менеджеры, но программу мы составили согласно нашему воображению: перформативная поездка по промзонам, бизнес-завтрак, модный показ в типографии, идеальный корпоратив и ретрит в бассейне.
Кто в команде Биеннале?
Помимо меня, Филипп Крикунов — художник и хороший друг и Новосибирска. Он сокурирует всю Биеннале от начала до конца. Модным показом занимается Дима Мазуров, студент-принц ЖХК им. Дейнеки.
На события Биеннале нужно регистрироваться?
Да, все события доступны только по регистрации на сайте. На некоторые мероприятия регистрация закончилась за пару дней, но, возможно, за 10 дней будет еще дроп дополнительных мест. В этот раз мы тщательно проектируем опыт участников, так что ответственно подходим к организационным моментам.
О чем мечтаешь в будущем?
Я бы хотела, чтобы вся сущность «Цикория» была красивой ланью, которая мчит по современности. Кто увидел ее — тому повезло, а кто пропустил, тот потерял многое. Чтобы мы просто делали что-то в свое удовольствие и к нам тянулись люди. Внутреннее счастье — лучший магнит.