loader image

Concrete Jungle: «В регионах ты не продашь проект стула — ты продашь готовый стул»

Первый материал обновленного «Городского конструктора» о том, как основать архитектурное бюро вдали от столицы и где взять деньги на воплощение идей


Городской конструктор снова онлайн. В рамках совместного проекта интернет-журнала «Морс» и Института «Стрелка» вновь еженедельно будут выходить материалы о городском развитии, проектах по всей стране и том, как сделать свой дом, двор или улицу лучше.

Новый год открывается историей про талантливых архитекторов из Владивостока — двух друзей, чье студенческое увлечение стрит-артом переросло в профессиональное бюро, которое проектирует общественные пространства и создает арт-объекты на Дальнем Востоке.



Артем Штанов

продюсер «Городского конструктора»

«Мы начинаем 2017 год с вдохновения — историей людей, которые сумели основать свое дело, и при этом — принести пользу Владивостоку. Это закономерный этап: за два года существования “Городского конструктора” было много текстов о прошлом и будущем городов. Пора говорить о настоящем: что происходит с городами сегодня, как можно жить и работать с этими изменениями и кто они — агенты этих изменений.

Мы хотим создать “инструкцию по применению”: рассказывать о полезных городских проектах, объяснять, как работают городские институты и сообщества, искать новых экспертов и предлагать варианты взаимодействия, мотивировать горожан на обмен опытом и поиск новых решений.

Сейчас в “Городском конструкторе” участвуют интернет-издания из 27 городов, и мы продолжаем искать новых партнеров. У хороших проектов и людей по всей стране похожие проблемы: ограниченность ресурсов, дефицит специалистов, неразвитость рынка. Поэтому опыт тех, кто смог, еще более ценен и, надеюсь, способен вдохновить горожан по всей стране на собственные проекты. В конце концов хочется сформировать среду, в которой позвонить из Новосибирска в Саратов, чтобы уточнить, как согласовать арт-объект в центре города, будет вполне рядовой историей».


CONCRETE JUNGLE: «В РЕГИОНАХ ТЫ НЕ ПРОДАШЬ ПРОЕКТ СТУЛА — ТЫ ПРОДАШЬ ГОТОВЫЙ СТУЛ»

Интервью с сооснователем архитектурного бюро во Владивостоке — Concrete Jungle.

Владивосток особенный город: дальний форпост и оживлённый порт развивался немного в отрыве от остальной страны. На его внешний облик повлиял рельеф: город расположен на покрытом сопками полуострове, выступающем в Японское море. Из-за этого Владивосток выглядит хаотично: разбросанные на разной высоте здания, жилые кварталы на склонах, произвольно петляющие дороги. И это всё — на фоне построенных к саммиту АТЭС в 2012 году мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский, огромного кампуса Дальневосточного государственного университета, реконструированных улиц и городских набережных.

Проблем с архитектурой во Владивостоке хватает: точечная застройка, некачественные реставрации и бюрократические проблемы — почти как в любом российском городе. Но есть и особенности. Например — традиции активизма. По  словам директора главного Приморского музея имени Арсеньева Виктора Шалая, это специфика владивостокцев: «Им всегда нужно быть моложе, энергичнее, ходить быстро, говорить громко. Больше интересоваться будущим, а не прошлым».

Примерно так и поступает команда владивостокского архитектурного бюро Concrete Jungle. Они называют себя «вертикально интегрированной компанией», потому что могут не только спроектировать объект, но и построить его. В команде из 25 человек есть не только архитекторы и дизайнеры, но и инженеры, деревообработчики, специалисты по станкам с ЧПУ и люди других более узких профессий. Феликс Машков, сооснователь Concrete Jungle, называет своё производство главным преимуществом бюро — оно даёт ресурс, который можно тратить на искусство. Strelka Magazine поговорил с Феликсом о стрит-арте, символичности сопок и конверсии идей в реальность.

Феликс Машков / фото: Concrete Jungle

ЛИБО СДЕЛАЛ, ЛИБО НЕ ПОКАЗЫВАЙ

Мы с Вадимом Герасименко (сооснователь Concrete Jungle. — Прим. ред.) работаем вместе со второго курса института. Сначала просто рисовали граффити — в рисунках были идеи, но не хватало масштаба. Так мы перешли к оформительству: работали вдвоём принципиально, без помощников, даже большие фасады по 600–800 квадратных метров делали сами. Так было проще соблюсти концепцию. В стрит-арте главное не идея, а результат. Эскизы — ничто, их можно даже никому показывать. Либо сделал, либо нет. С тех пор живём в той же парадигме — либо сделал, либо не показывай.

Владивосток, граффити «Киты». Работа находится на въезде во Владивосток. Морские млекопитающие сопровождают въезжающих в город, а все животные изображены в масштабе 1:1. Когда пешеход идёт вдоль стены, зритель может увидеть соотношение размеров человека и любого из морских гигантов / фото: cjungle.com

 

Владивосток, граффити «Окно в Европу», созданное Concrete Jungle. Идея заключается в использовании элементов фасада и силуэта здания и во включении этих элементов в композицию. Визуальная структура работы базируется на воспроизведении единства градостроительных решений таких городов, как Прага, Брюгге, Старый Дубровник / фото: cjungle.com

ОТ ГРАФФИТИ-КОМАНДЫ К БЮРО

Мы всегда хотели большего, чем просто краска на стенах, и начали осваивать дерево как не самый податливый, но эффектный материал. Тогда же мы решили, что хотим делать что-то связанное с архитектурой и общественными пространствами. Во Владивостоке архитектор редко создаёт концепции, ему не очень знакома эта история, а нам опыт работы в искусстве не давал создавать что-то бессмысленное. В искусстве, в отличие от архитектуры, функции нет. Поэтому если нет идеи, то ничего объяснить людям не удастся. Когда мы рисовали, всегда был вопрос: вот у тебя есть стена, но что с ней делать? Что на ней рассказывать?

Я и Вадим — команда, поэтому у нас не получилось обычное бюро, где чертят проекты и разрабатывают концепции. Я — профессиональный архитектор, он — дизайнер, художник. Мы всегда ищем баланс интересов, чтобы оба могли реализоваться полностью. В этом плане своё производство подходило идеально — мы оба в нём ничего не понимали. Нашей мастерской уже три с половиной года.

В небольших городах со специалистами и просто, и сложно: их мало, но если есть классная идея, всегда можно забрать к себе лучших из них. Большие архитектурные бюро во Владивостоке ленивые. Они не любят свой продукт — просто делают свою работу, там нет идеи. Мы следим за всеми интересными дизайнерами, архитекторами, проектировщиками и инженерами во Владивостоке и приглашаем к нам. Платим в среднем выше рынка, у нас крутое портфолио, поэтому есть возможность нанимать лучших. На образование не смотрим. У меня, к примеру, диплом есть, но магистратуру я бросил. Важно только портфолио и реальные навыки.

КОНВЕРСИЯ В РЕАЛЬНОСТЬ

В регионах нужно создавать что-то материальное. Ты не продашь проект стула — ты продашь стул. Проектирование нам почти не приносит денег — мы всех архитекторов содержим на доходы с производства. В этом много плюсов: у нас есть цех, и мы разбираемся в дизайне, поэтому сразу становимся полезными и удобными для других дизайнеров. Они всегда в поиске производителя, огромная проблема — им негде воплощать свои идеи. Это довольно сложный процесс: дизайнер — это идея и концепция, а производство — воплощение. Часто автор проекта не знает, какая ему нужна толщина дерева, какие использовать крепления: ему всё это неинтересно. А нам очень интересно сделать так, чтобы с точки зрения конструкции всё было правильно.

Владивосток, проект «Нейронная сеть» — внешнее оформление веранды / фото: cjungle.com

Владивосток, проект «Букварь». В каждой букве изображены животные и растения Дальнего Востока, которые с этой буквы начинаются / фото: cjungle.com

В нашей работе главное не быть бизнесменом. Предпринимателям не сюда: тут работаешь много, а денег получаешь мало по сравнению со многими другими видами бизнеса. Нам проще: мы всегда болели искусством и поэтому легко воспринимали все сложности. Если ты чувствуешь себя изобретателем, первопроходцем, то заниматься проектированием и одновременно производством — это очень радостно, потому что конверсия в реальность быстрая — сразу видишь, как воплощается то, что ты придумал, не нужно ждать условные десять лет.

СЕМЬ СОПОК ВЛАДИВОСТОКА

Необычный рельеф — это настолько доминирующая черта в местном градостроительстве, что если смотреть на город ночью сверху, то сопки кажутся чёрными пятнами: весь город освещён, он будто петляет между ними. Из этого родилась идея скульптуры «Семь сопок»: мы взяли эти самые пятна и сделали из них масштабную инфографику. Скульптура представляет собой семь столбов с соответствующей каждой сопке высотой. Расположены они так, как стоят в городе.

Карта сопок Владивостока / иллюстрация: cjungle.com

Масштаб скульптуры / иллюстрация: cjungle.com

Это изначально некоммерческий проект — 390 тысяч рублей мы уже собрали на Boomstarter. Итоговая смета больше, поэтому мы вкладываем ещё и свои деньги. Основная проблема сейчас не в бюджете, а в месте установки — мы бы начали стройку уже в сентябре 2016-го, но есть сложности с документами.

У нас заранее была договорённость с администрацией города о площадке для скульптуры. Это самый центр Владивостока, там просто так ничего не построишь. Это как в двадцати метрах от Красной площади строить. По градостроительному плану оно как раз отведено под малую архитектурную форму. Градостроительный совет проект одобрил, мы им показывали полноразмерные фанерные макеты прямо на месте, потом мэр поддержал проект. А затем выяснилось, что сложностей там масса: этот участок находится в муниципальной собственности, но при этом сдан в аренду какой-то некоммерческой организации. Последние четыре-пять месяцев процесс получения разрешения на строительство выглядит так: мы пишем письмо, месяц ждём ответ, потом пишем ещё одно.

Скульптуру мы точно построим, но эта заминка с реализацией имеет два эффекта. Негативный — от тех, кто поддержал проект на этапе краудфандинга. Мы ведь обещали, но пока не сделали — люди теряют доверие. И позитивный — пока переносили срок строительства, мы сами профессионально выросли, команда пополнилась специалистами — теперь мы сделаем намного лучше, чем собирались. Думаю, что сможем начать стройку уже весной. Постройка «Семь сопок» будет совершеннолетием Concrete Jungle. Это уже по взрослому: бетон, центр города, большой общественный проект. Это будет следующая ступень.


Морс в соцсетях