Что происходит в железногорском центре современного искусства «Цикорий»?
Четыре месяца назад в Железногорске заново открылся «Цикорий» — обновлённый при поддержке Музея современного искусства «Гараж» и Фонда «Искусство, наука и спорт». В Центре современного искусства заработали три выставочных зала, библиотека и кофейня. Директор и куратор Центра Александра Дорофеева рассказывает, что происходит в «Цикории» и зачем ехать в Железногорск прямо сейчас.
Александра Дорофеева
директор и куратор Центра «Цикорий»
— В Железногорске сейчас ощущается подъем инициатив: как низовых культурных, так и в поле глобальных проектов по преобразованию городской среды. Уже во время подготовки к открытию мы поняли, что теперь мы ответственны за коллективный организм, который постоянно должен меняться и расти не только в рамках города, но и в контексте страны. Теперь он постоянно открыт, за ним нужно ухаживать и одновременно искать источники финансирования — так что за лето мы пережили огромное количество изменений и протестировали много форматов мероприятий: от аукциона до вечеринок. Самые приятные и перспективные остались жить.
Изначально мы делили свою деятельность по функциям пространств: наша библиотека с профессиональной литературой по культуре и искусству, конечно же, определила первую инициативу — был сделан акцент на образование и просвещение. Мы запустили еженедельные мастерклассы, лекции и кружки — по художественной лепке, дизайну интерьера, акварели и прочему. Проводились также авторские мероприятия с городскими инфлюенсерами: арт-медиации с психологом Ольгой Алпеевой, например, и арт-вечеринки. Несмотря на лето, это часто был аншлаг. Однако внутреннего удовлетворения команда от этого направления не получала. Казалось, что те навыки, которыми нам было бы действительно интересно делиться, — нишевые по сравнению с потребностями горожан на данный момент. То есть с точки зрения образования Цикорий — идеальное место для стажировки, трамплина в поле кураторства и культурного лидерства, и поэтому кружки по живописи могут выглядеть игрой на понижение.
— Конечно, мы не забрасываем просветительские начинания, но берем время на то, чтобы спроектировать их системно: курсами или интенсивами. Кстати, от самих горожан также часто исходят инициативы: внешние посетители и специалисты проводят у нас читательские клубы или детские мастер классы. Но, конечно, самые популярные события — это открытия выставок и вечеринки, к ним приуроченные. Мы всегда делаем их особенными. В августе мы даже провели вечеринку-аукцион с нашим любимым Димой Шворневым. Десять работ было куплено, что позволило лишь окупить вечеринку, но мы не жалуемся: коллекционеров нужно растить.
Исторически приоритетной для нас была выставочная деятельность. Уже к официальному открытию в апреле мы подошли с большим подготовленным сообществом, способным курировать, критиковать, работать с пространством. Я считаю, что это главное достижение Цикория и уникальная сложившаяся ситуация в городе.
Для тех, кто не в теме, мы объясняем: выставка — это как музыкальный альбом, книга из глав или квест. То есть это композиция смыслов, по которой возможно путешествовать. Здесь можно и читать, и смотреть, и ходить. Так что фраза «Я не понимаю выставки» зачастую звучит как «Я не понимаю, как ходить, смотреть и читать». Немного странно для XXI века.
Семнадцатого сентября мы открыли свою любимую выставку. Она называется «Где найти касатиков?» и посвящена карьеру и в целом промышленности — как экономически мощной и очаровывающей силе. Три года назад, делая наши первые инсталляции в помещении бывшей пекарни, без отопления, просверливая холодный кафель, мы воображали себя именно карьером, где добывают коллективное бессознательное. Где рождаются сказочные повести, городские легенды и тайные смыслы. Так что теперь иметь для Центра потрясающий дом и делать выставку про символ нашего существования с Михайловским ГОКом им. А.В. Варичева, предприятием группы «Металлоинвест» — это мечта, которая сбылась.
Эта выставка любимая еще по одной причине. Она очень проработанная: от текстов экспликаций до выбора приглашенных художников и цвета стен. Впервые работа всей команды «Цикория» была оплачена: и это для нас как для независимой институции большое достижение. Над выставкой работали молодые профессионалы: если у меня академическое образование в поле истории искусства, то со-кураторы проекта также далеко не случайные люди: Маша Копылова курировала выставки в Москве и защитила диплом про «Цикорий» (представляете?), а Коля Сальков после окончания ЖХК им. Дейнеки (дизайнер) прошел за год «курс культурного бойца». Так что я считаю, что это также большое событие для Курской области: по сути, благодаря нашему партнеру мы создали прецедент, когда в поле современного искусства в некоммерческом секторе труд всех участников не был волонтерским. Не каждый столичный проект может этим похвастаться.
Идея выставки «Где найти касатиков?» родилась год назад, когда мы участвовали на международной ярмарке Cosmoscow. Тогда наш стенд был посвящен Железногорску и частицам счастья, любви и свободы, которые зарождаются в недрах города при добыче железных руд. Тогда мы еще не понимали, как они могут выглядеть, но знали, что их зовут «касатиками» — раньше так называли любимых людей.
После открытия реконструированного «Цикория» у нас с «Металлоинвестом» появилось желание сделать проект вместе, и, конечно, выставка про касатиков оказалась очень кстати. Решили разработать их внешность, и получились разноцветные пушистые шарики: они напомнили нам окатыши. Интересно, что на выставке даже есть работа «Эволюция касатиков» — через неё Юлия Матвеенко показывает историю их рождения визуально. Для нас это также знаковая работа про перерождение промышленного наследия в культурное.
Кстати, Юлия — участница «Лаборатории мечты», которая проводилась в рамках подготовки к выставочному проекту. «Лаборатория» была открыта для всех горожан, которые хотели попробовать подготовить свой художественный проект к выставке. На ней участники рисовали ментальные карты города, проводили и обсуждали интервью, формировали концепции. На выставке можно увидеть несколько проектов «Лаборатории», так сказать, это секция «Железногорск о Железногорске».
Мы бы хотели, чтобы касатик стал сказочным существом, ради которого приезжают люди и о дружбе с которым мечтают дети. Пусть не волчок приходит кусать за бочок перед сном, а касатик — щекотать. Он сам тоже хочет быть популярным — для этого, например, стал депутатом.
Одновременно в «Цикорий» приезжали художники из Москвы и Воронежа — Миша Добровольский, Александра Тен и коллектив flowgardenz. В формате резиденции они посещали карьер, узнавали о производстве Михайловского ГОКа и готовили проекты о нём. Стритарт, который оставил Миша Добровольский — посвящен железногорцам, ловящим касатиков и имеет длинное название: «Виктор разбрасывает касатиков. А важный Алексей отдыхает и смотрит на них. Роман выронил и пытается подобрать своего касатика с пола. Тем временем Игорь собрал для себя целую авоську касатиков, а …». Мы надеемся, что это первый шаг к реконструкции заднего дворика.
Вся эта история также переплетается с запуском промышленного туризма в регионе. Так что до 22 декабря в «Цикории» можно будет погрузиться в сказочную историю, которая сопровождает этот масштабный проект. А мы уже планируем следующие выставки, которые мы обязаны сохранить прогрессивными, интеллектуальными и посвященными тому, что происходит здесь и сейчас.