Конструктивизм, сталинский ампир и модернизм — ищем советскую архитектуру в Курске
Советская архитектура стала событием в мировом зодчестве. В СССР получили развитие мировые архитектурные стили: рационализм, ар-деко, эклектика, брутализм. Возникли и три самостоятельных направления: конструктивизм, сталинский неоклассицизм и советский модернизм.
На смену одним стилям приходили другие, сохраняя элементы предшественников, новые наслоения стирали историю и даже меняли предназначение. И все же эпоха определяет стиль, и каждый стиль отражает эпоху. Предлагаем отправиться на прогулку и рассмотреть артефакты советской архитектуры в Курске.
01. Конструктивизм и рационализм
Начало XX века в России время расцвета авангарда, который бросает вызов старому миру, традициям и шаблонам, разрывает связь с прошлым. Происходит поиск новых форм, а революция и «механизация жизни» служат импульсом развития творчества. В спорах двух направлений — рационализма и конструктивизма — рождается архитектура молодого советского государства. В 1923 году зарегистрирована «Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА)». Главным в своей работе они считали учет психофизиологических особенностей восприятия человека, благосклонно относилось к классическому наследию и не ограничивались утилитарной функцией здания. Через год создана организация конструктивистов «Объединение современных архитекторов» (ОСА). Конструктивисты считали, что композиция здания определяется его функцией. Призывали использовать типизацию, а также новые материалы (железобетон) в строительстве. Новое государство, ставящее целью создание нового гармоничного человека, было открыто для смелых идей и проектов.
Главную идею конструктивисткой архитектуры французский архитектор Ле Корбюзье сформулировал так: «Дом — это машина для жилья, стул — аппарат для сидения, ваза — ёмкость». Здесь уместно говорить о функционализме — стиле, который возник в тридцатые годы и предполагал стандартизацию, а также решение утилитарных задач и как следствие удешевление. Известна формула функционализма «функция — конструкция — форма — качество». Концепция архитектуры нового времени, по мнению Ле корбюзье, должна основываться на пяти принципах: использование опор-столбов вместо массивов стен, плоская крыша-терраса, ленточное остекление, свободное оформление фасада и свободная планировка.
Характерные черты зданий стиля конструктивизм:
- функциональность зданий и простота каркасной конструкции;
- геометризм, чёткие крупные линии, упрощение фасада, отказ от декора в оформлении и аскетизм в обстановке быта;
- масштабность, многоэтажные, растянутые по горизонтали и ввысь здания;
- массивные опоры, плоские крыши, ленточные или удлиненные оконные проемы, простые и широкие двери;
- основные материалы: бетон, стекло, металл;
- большинство строений выдержано в серых, светло-бежевых, белых тонах.
Дом-коммуна на улице Дзержинского, 43
Яркой приметой стиля и эпохи выделяются дома-коммуны, организованные по принципу универсального механизма. Возникшие как результат социального эксперимента по воспитанию «нового человека», такие дома кроме жилых помещений включали прачечные, столовые и даже детсады. Быт жителей максимально обобщён, так как единица общества — не семья, а группа людей общих взглядов, интересов и профессий.
Г-образный дом с 24-мя квартирами на углу улиц Дзержинского и Советской построен в 1930 году для передовых рабочих. Проект архитектора Михаила Георгиевского выполнен с учётом формообразующих возможностей техники и новых для того времени материалов: металла, бетона, стекла. Признан объектом культурного наследия регионального значения: «Жилой дом», 1931–1932 гг.
» … Дом является одним из редких образцов зданий такого стиля в Курске, правда, он сильно обезображен. Его простые лаконичные формы первоначально были подчеркнуты архитектором тяжелыми горизонталями железобетонных балконов, как бы показывающих новизну применения этого материала в строительстве. Перед проведением Олимпийских игр в Москве в 1980 году, когда через Курск должен был быть пронесен олимпийский огонь, по решению тогдашнего градоправителя Тюренкова были сбиты массивные бетонные балконы, отчего уличные фасады обезобразились. Дом стал похож на тюрьму. Думается, что это здание надо в числе самых первых восстановить в своем первоначальном облике, сделав балконы хотя бы декоративными. При фашистской оккупации одно время в здании действительно устроили настоящую тюрьму, куда свозили коммунистов, комсомольцев или просто явно сочувствующих советской власти. В годы войны здание уцелело, но окончательно «подправили» его в 1993 году, уменьшив размеры оконных проемов.
Владимир Степанов историк, краевед
Красная площадь, 6
(несостоявшийся дом-коммуна)
Ровно семьдесят лет назад 25 июля в день открытия райпартконференции, началось строительство дома-коммуны № 6. По проекту архитектора Павла Лазаренко в четырёхэтажном доме должны располагаться 55 квартир и универсам на первом этаже. Стройка была объявлена ударной. Новаторскими были и способы возведения — дом строился на «теплом растворе» с утонченными стенами.
Строительство затянулось, конструктивизм объявлен «формалистическим» стилем. Идея дома-коммуны была отвергнута. В 1934 году достройку объекта заканчивала Высшая колхозная сельскохозяйственная школа, а в здании предполагалось разместить студенческое общежитие, квартиры педагогов и столовую.
Газета «Курская правда» писала в 1936 году: «»Шестерка» уже строится 7 лет. Сейчас разработаны три варианта архитектурного фасада этого «уродца». Фасады здания более двух лет ожидали своей переделки. Наконец, на плоских стенах здания появились пилястры, декоративные балконы, карнизы здания украсились лепными украшениями».
В 1938 году здание достроили, но общежитие здесь находилось недолго. С началом войны в нём разместили военное училище, а в декабре 1946 года открылось кафе «Москва», которое затем стало рестораном «Ленинград». Постепенно в здании размещались городские и областные учреждения. Много лет здесь работал Ленинский ЗАГС. За время своего существование здание неоднократно меняло цвет фасада и архитектурные детали.
В 1930 годы отношение к конструктивизму изменилось. Стиль теперь считался «несостоятельным», зодчие оказались в опале, но в провинции продолжали достраивать соцгорода и отдельные здания, заложенные как конструктивистские. Некоторые из них позже приобрели фасады в стиле сталинского ампира. Тем не менее Россия осталась родиной конструктивизма, сохранив образцы ставшего интернациональным стиля, которые стремятся увидеть западные туристы.
Что ещё посмотреть в Курске:
Постконструктивистский жилой дом на углу Дзержинского и Белинского
(архитектор П.Ф. Платонов)
Жилой дом №18 на улице Советская
Электромеханический техникум на улице Садовая (архитектор А.П. Зубов)
02. Сталинский ампир (Советский монументальный классицизм)
Вместе с революционными поисками авангард уходит в прошлое. СССР приобретает имперские черты и возвращается к русской традиции. Объединения архитекторов были ликвидированы, а вместо них создан Союз советских архитекторов и Академия архитектуры СССР, провозгласившие целью поддержку инициативы и новаторства в борьбе за коммунистическую идейность. Взаимодействие государства с архитекторами стало приметой времени.
I съезд архитекторов СССР в 1937 году объявил: «Советская архитектура должна стремиться к созданию сооружений технически совершенных, удобных и красивых, отражающих радость социалистической жизни и устремлений нашей эпохи». Несмотря на успехи первой пятилетки, сохранялась проблема массового жилищного и культурно-бытового строительства. Рост городов приводит к индустриальному типовому строительству. Большинство проектов не авторские, а коллективные. Переход к новой архитектуре обозначился после принятия проекта Дворца Советов, когда все архитектурные объекты начали строить в новом стиле.
До начала войны в стране строительный бум. Формируется новый, имперский стиль СССР — сталинский ампир. Стиль, утвердившийся с середины 30-х и до середины 50-х годов, сочетал элементы позднего классицизма, эклектики и ар-деко. Новые здания должны демонстрировать победу и масштабность советских достижений. Символом стиля стали знаменитые «Сталинские высотки», закладка которых состоялась в день 800-летия Москвы. Процессы, происходящие в Москве, берутся за образец для реконструкции городов СССР.
Характерные черты сталинского ампира:
- крупные монументальные формы, сочетание разномастных объемов, массивные резные карнизы;
- монументальность общественных зданий, крупные статуи, шпили и колонны;
- помпезность, триумфальный характер для увековечивания памяти героев войны, использование советской символики;
- применение мрамора для отделки фасадов и светлого отделочного камня;
- полуциркульные или прямоугольные окна, массивные и тяжелые двери;
- плоские, купольные, стрельчатые крыши, нередко украшены шпилем;
- богатое убранство интерьера: массивные детали из дерева, лепнина, хрусталь, мрамор, мозаика, витражи, светильники;
- преобладающие цвета зданий: белый, бежевый, коричневый.
В годы войны, большая часть жилого фонда была разрушена, поэтому архитектурные организации использовали серийный метод проектирования унифицированных малоэтажных домов. Такая застройка использовалась как правило на городских окраинах. Типовые двух- и трёхэтажки того времени сохранились в районе КЗТЗ. Но ампир — это величественный стиль, призванный воспевать вождя и государство. Поэтому вернёмся в центр.
Дом №86 на улице Дзержинского
В путеводителе «Пешком по городу» Владимир Степанов пишет, что в международный женский день 1930 года произведена закладка дома-коммуны имени 8 Марта на 120 жилых помещений для работников кожзавода, обувной фабрики, жилищно-строительных кооперативов. В многофункциональном доме, протянувшемся от улицы Овечкина до парка Дзержинского, планировали разместить столовую, прачечную и детский сад. Но впоследствии здание уменьшилось в размерах, идея дома-коммуны не была воплощена, да и война внесла коррективы.
«Дому № 86 архитектор А.И. Лезин уже в послевоенный период придал удивительную красочность в соответствии с бытовавшими в то время в советской архитектуре тенденциями: отделка фасада здания выполнена с лепными карнизами, здесь много элементов классического ордера… Недаром газета „Курская правда“ тогда писала об этом доме, что „его по архитектуре можно считать наиболее удачным жилым зданием, построенным за последние годы в Курске“»
Из книги историка, краеведа Владимира Степанова «Пешком по городу»
Историк Илья Шпаков пишет, что строительство 4-5 этажного жилого дома на 39 квартир с магазином и котельной начато в 1937 году. В годы войны строительство остановлено, а в 1948 архитектор Александр Лезин разработал проект восстановления и реконструкции здания. Из-за особенностей рельефа здание имеет переменную высоту. Фасад дома украшен в соответствии с новыми требованиями. Здесь и карниз с лепными деталями, и парапетная решётка, и балконы с колоннами. Перед главным фасадом разбиты газоны, сделан тротуар, асфальтовые подъездные дороги. На первом этаже размещались два богато декорированных промтоварных магазина «Ростекстильторга».
С 1953 по 1959 год в этом доме проживал писатель Валентин Овечкин. Здесь же им были написаны пьесы «Навстречу ветру», «Летние дожди». В память об этом у подъезда №3 установлена бронзовая мемориальная доска. Сегодня это здание — памятник истории, градостроительства и архитектуры регионального значения.
Дом культуры Железнодорожников
В 1927 году открыт народный Дом им. Я. Э. Рудзутака. Здесь показывали кино, работал духовой оркестр и даже хор домохозяек. В годы войны, после вражеских бомбардировок, здание сильно пострадало. Сохранился фундамент и частично стены, поэтому было решено восстановить дом культуры, хотя уместно говорить о строительстве нового здания на прежнем месте. Проект восстановления разработан архитектором Николаем Вишняковым. По его замыслу здание разделено на вестибюль с гардеробными, сценическую часть с подсобными помещениями, зрительный зал и фойе, малый зал, фойе второго этажа и клубные помещения. Начиная с лета 1946 года здесь трудились строительные бригады работников депо. В ноябре 1950 года в восстановленном клубе прошло торжественное собрание железнодорожников. Новое здание обеспечено всем необходимым: просторный зрительный зал с балконом, комнаты для кинопроекторов и радиоузла, библиотека, буфет.
Шестиколонный портик, фронтон с символами государства, пилястры, открытая колоннада с восточной стороны здания, богато украшенный лепниной интерьер с тяжёлыми люстрами — всё это приметы монументального стиля. В духе времени благоустроили территорию парка: построили летнюю сцену, музыкальную раковину, фонтан, летнюю читальню.
Что ещё смотреть в Курске:
Красная площадь
Дом советов
Дом книги
Железнодорожный вокзал
Дом №20 на улице Горького
Дом профсоюзов на улице Дзержинского
Советский модернизм (совмод)
В послевоенный период остро обозначилась проблема массового жилья. Роскошные неоклассические дома — жильё элитарное, а строить нужно проще, дешевле и много. После смерти Сталина в марте 1953 года этот вопрос используется как козырь во внутрипартийной борьбе. Никита Хрущёв заявляет, что каждая советская семья будет обеспечена отдельным жильем. Архитектура СССР в период оттепели подчинялась строительной сфере. Начинается массовое поточное строительство типового жилья, а название подмосковной деревни — Черёмушки с пятиэтажными районами становится нарицательным. Туда везёт лирического героя песни Любэ трамвай пятёрочка, а персонажи комедии Рязанова теряют и находят друг друга в одинаковых домах.
Главная идея — функциональность. Индивидуальные проекты разрабатывались для особо важных построек. Возникает новое архитектурное направление — советский модернизм. Примером стиля является Государственный Дворец съездов, построенный на территории Кремля, где на открывшемся в 1961 году XXII съезде КПСС усиливают меры борьбы с культом личности Сталина, а Хрущёв объявляет, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.
Но начиналось всё ещё раньше. 4 ноября 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в котором перечислялись требования к новым сооружениям. Этот день является неофициальным днём рождения совмода. «Излишества», такие как арки, колонны, шпили и узоры исключались. Вместо них приветствовалась открытая композиция, простые геометрические формы, легкие конструкции, новые материалы и облицовки. Декоративность заменили на практичность, а новое партийное руководство стремилось отделить свой образ от событий предшествующей эпохи. Модернизм — это интернациональный архитектурный стиль. В СССР он пришел, когда был приподнят «железный занавес» и стал возможен обмен опытом с архитекторами соцстран, а также появились специализированные профессиональные журналы. «Советский опыт проектирования в рамках модернистской парадигмы во многом уникален для мировой архитектурной практики, так как он формировался в совершенно особых геополитических и социальных условиях», — считает Мария Серова (основатель проекта «Совмод»)
Тенденции, возобладавшие в советской архитектуре — стандартизация и унификация, внешняя простота — сохранялись и в последующие десятилетия. При этом архитекторы часто обращались к космической теме, предпринимали попытки отойти от рационализма, использовали национальные мотивы. Совмод нашёл отражение не только в масштабных зданиях и жилых типовых постройках, но и в архитектуре малых форм: транспортных остановках, рынках, кафе, танцплощадках.
Характерные черты зданий стиля советский модернизм:
- массивные формы и конструкции;
- большие плоскости, сделанные из одного материала (железобетон);
- урбанистический внешний вид построек;
- функциональный подход к организации пространства и выбору внешней формы;
- использование керамики, ракушечника и песчаника в качестве облицовочного материала (реже используется мрамор);
- светлый цвет фасада и стен;
- использовались панно из мозаики и остекление фасада.
В начале восьмидесятых годов архитекторы института «Гипрогор» планировали строительство городского культурно-просветительского центра между улицей Ленина и Радищева. Задумывался комплекс зданий в числе которых гостиница «Курск», Дом знаний, спортивный корпус общества «Динамо», стадион «Трудовые резервы», а первым сооружением этого ансамбля стал драмтеатр. Сейчас эти объекты — яркий пример советского модернизма.
Драматический театр имени А.С. Пушкина
Проект драмтеатра составлен в 1979 г. в ЦНИИЭП им Б.С. Мезенцева. Театр имеет классический вид. Как сказал один из авторов проекта Евгений Розанов: «Я попробовал сделать приближение к моему понятию русской архитектуры».
Общее архитектурное построение здания весьма просто: компоновка двух пересекающихся объемов: глухой сценический блок и объем зрительного зала. … Архитекторами была выбрана компактная строгая устремленная ввысь композиция, акцентирующая очень важный в системе городской застройки комплекс зданий. Драматический театр до совсем недавнего времени (строительства ТРЦ «Пушкинский») занимал главенствующее положение в ансамбле культурного центра, что акцентировалось его крупными объемами, подхватывающими направления основных осей участка. Театр имеет подчеркнутую наружную и внутреннюю симметрию, боковые фасады объема зрительских помещений имеют витражное остекление на 3/4 высоты, а вместо классического портика главного фасада применены столбы-пилоны, завершающиеся плоскими арочными в нижней части пластинами с декоративными вставками.
Илья Шпаков, кандидат исторических наук
Зрительный зал на 1000 мест выполнен как просторный амфитеатр с балконом. В качестве украшения использованы изготовленные по спецзаказу люстры. Стены фойе вестибюля и кулуаров театра облицованы плиткой из армянского камня фильзита, который составляет рисунок, напоминающий растительный орнамент. Справа от здания театра находилась доска почёта.
Строительство здания драмтеатра закончено в 1983 — год сорокалетия победы в Курской битве. Сценическая часть, здания театра высотой с десятиэтажный дом украшает бронзовая восьмиметровая фигура Ники, которая держит в вытянутой правой руке пальмовую ветвь — символ мира, а у её ног расположены две маски из белого камня: комедии и трагедии.
Дом Знаний
В 1986 г. закончено строительство «Дома знаний» крупнейшего в Центральном Черноземье комплекса областного правления общества «Знание» РСФСР. Авторы проекта 1978 года архитекторы Дмитрий Гаркуша и Виктор Семенихин.
Архитектурно-планировочное построение «Дома Знаний» аналогично строившимся в данное время культурно-просветительским зданиям: сочетание четырех объемов: 4-этажный лекторий (колонная конструктивная схема позволила реализовать свободную планировку, фасад декорирован прямоугольными ребрами высотою в три этажа), глухой лестничный марш (с боковым витражным остекление во всю высоту, декорированный алюминиевыми профилями, подчеркивающими устремленность объема ввысь) и два глухих прямоугольных объема маленького конференц- и большого актового залов. Стены последнего оживлены парными усеченными ребрами-лопатками.
Илья Шпаков, кандидат исторических наук