loader image

Инсталляции, интерактив и трансформация реальности. Юрий Сумин о работе медиахудожника

Юрий Сумин работает художником по свету. Занимается постановкой сценического освещения на концертах, спектаклях, шоу-программах. В какой-то момент этого стало мало. Сейчас он — медиахудожник. Вместе разбирались, кто это такой и какие обязанности выполняет.


Вообще, по образованию я педагог — психолог, машинист башенного крана, режиссер-постановщик театрализованных представлений и праздников, а в искусство пришел из музыки. Долго думал, искал себя и только недавно понял, чем хочу заниматься. Сейчас уже получаю образование, как медиахудожник — дизайнер интерактивных инсталляций.

Как пришли к профессии художника по свету?

У нас для этого не нужно много знать. Вход в профессию очень низкий. Театры не могу позволить себе взять высокооплачиваемого специалиста. Берут всех, а дальше происходит «‎естественный отбор». У некоторых загораются глаза, они начинают развиваться, выходить за рамки работы, участвовать в творческих конкурсах. А некоторые просто уходят, не разобравшись. Для меня странным кажется, что такое может произойти, что может быть неинтересно.

Где мы могли видеть ваши работы? 

Я работаю преимущественно в Курчатове. В прошлом году на День города Курска на Театральной площади и на Красной площади проходил финал акции «Подари жизнь», там работал в качестве художника. 

Когда появилась необходимость заняться чем-то еще, кроме работы?

Как стал больше разбираться в профессии. Мне это очень интересно. Если нужна дата, то с наступлением карантина в прошлом году. Было много времени, которое хотелось потратить на что-то полезное. Нашел обучающий курс и приступил к самообразованию. 

Кто такой медиахудожник? 

Я бы сказал, что артист. О художниках у нас есть какое-никакое представление. В мире мою профессию называют медиа артист — человек, который трансформирует объекты под свое воображение.

Как художник по свету я исполняю задумку режиссера, а как медиахудожник последнее время больше работаю не со светом. Сейчас эта сфера разрослась, и орудий для выражения творчества стало намного больше. 

Насколько направление востребовано?

С каждым днем все больше. Это актуально для образования, искусства, развлечения. 

Есть польский коллектив Quantum of Peace, они создали интерактивное обрамление для выставки о Великой Отечественной войне: на наклонной плоскости выведена текстовая информация, а сверху сыпаются гильзы и при помощи магнитов с другой стороны складываются в даты к этим событиям. И на самом деле, в этом нет ничего сложного, но зрителей приводит в восторг. Это не новый прием, он использовался многократно, но впечатляет как! Одно дело просто — посмотреть на текст на стенде, а другое — такой интерактив.

У нас в городе есть инсталляция в Централ парке — левитирующие шарики. Приобрели, один раз включили и все. А можно сделать лучше. Такие шарики реагируют на прохожих, только бы настроить. Если куплена такая конструкция, то почему бы из нее не сделать что-то стоящее? Гораздо интереснее, чем просто шарики по одному алгоритму двигаются.  

Если все так просто, то почему в городе этого нет?

Не знаю, но я готов к сотрудничеству. Моя деятельность, как медиахудожника, началась с железногорского центра «‎Цикорий» в прошлом году. Это совершенно некоммерческий проект, построенный на одном желании энтузиастов. Там я реализовал три своих проекта.

Не думаю, что проблема в дороговизне затеи даже. Мы каждый праздник смотрим салют, который стоит немалые суммы. А можно было бы как-то иначе реализовать средства и сделать намного круче с помощью света. Как это было в прошлом году в День города — проекция на фонтан. Уже что-то.

В Курске это не особо востребовано, но своего зрителя можно воспитать. Я хочу создать летом маппинг на каком-нибудь фасаде. Что-то похоже на фестиваль «‎Вокруг света»‎.

А как попали в Цикорий?

Прочитал о ребятах где-то, посмотрел, чем занимаются. Я понял, что они со мной на одной волне. Написал, что у меня есть желание что-то сделать и свое оборудование для этого. Изначально думал о каком-нибудь концерте, но получилось более серьезное.

Мне выделили три комнаты с идеальными условиями для творчества. В полной темноте были реализованы три моих проекта — аттрактор, цифровое бессознательное и поверхностная флуктуация.

У вас свое оборудование?

Да, есть свои проекторы, световое оборудование. Учитывая, что я работаю в сфере этих технологий, мне удалось напрямую через поставщика приобрести все по низкой цене. А так достаточно иметь компьютер, чтобы начать делать. Не так затратно, как может показаться. 

Насколько это занятие про деньги? 

Мне повезло, что я работаю художником по свету. У меня есть зарплата, и я могу найти время на свое творчество. Есть много конкурсов, где оказывается поддержка для реализации проектов. Например, в прошлом году был заявлен участником фестиваля светового искусства «‎Не темно»‎‎. Жаль, поехать не удалось. 

Если нужно зарабатывать деньги в медиаискусстве, то можно найти хорошую студию, которая занимается поддержкой  фестивалей, концертов и прочего. Но так не будет свободы. Если мой вариант, когда никакого коммерческого подтекста нет, то только хобби.

Для чего вам это?

Будет неправдой сказать, что это только для саморазвития. Мы все стремимся быть увиденными, услышанными, боремся за внимание. Изначально было просто интересно изучить, а сейчас хочется показать, найти отклик у зрителя. Или же получить положительный отзыв от тех, на кого смотрел, как на учителей. 

А работать в студии не хотели бы?

Можно было бы. Человек, попадающий в среду, где на более высоком уровне владеют всей этой технологией, быстрее добивается результата. Команда единомышленников, хорошая материальная основа для самовыражения. Но даже работая в крупных студиях, можно создавать и свои проекты, некоммерческие. 

На чьи работы советуете посмотреть?

У меня большой список. Художница Елена Никоноле и ее работа «deus X mchn», коллектив Тундра, 404.zer, Дмитрий Мoрозов, студии «‎white, void‎»‎‎, «‎‎СЕТАП«‎‎. Многие — российские художники, но у нас они менее известны, чем за границей. Достигли здесь хорошего уровня и стали востребованы за рубежом. 

Что вы можете сказать о медиаискусстве в Курске?

Его мало, почти нет. Реализовать можно что угодно, но не стоит забывать о последствиях. Повторюсь, что зрителя нужно воспитывать. Люди могут сильно заинтересоваться, если их вдохновлять и впечатлять чем-то. Тогда будет запрос.

Есть достаточно арт-пространств, площадок для работы художника. Можно попробовать что-то сделать в «‎Доме культур‎»‎. Технически площадка подходит для кинетических инсталляций.