loader image

«Я смотрел вокруг и в голове был один вопрос: «А че дальше?»» — фотограф Влад Малышко о поездке на Байкал

Байкал, живописные виды, место шаманских обрядов и яки на снимках курского фотографа


Байкал – это самое чистое, большое и глубокое озеро в мире. В нем находится одна пятая запасов пресных вод или половина доступной питьевой воды. Озеро уникально, удивительно и загадочно, поэтому привлекает туристов со всего мира: ежегодно сюда приезжают почти два миллиона человек. Но многие туристы не только наслаждаются природными видами, но и оставляют мусор. Загрязняют озеро и промышленные предприятия, которые находятся вдоль берега Байкала. В сибирское озеро каждый год поступает несколько сотен тонн мусора и сточных вод.

Экологи и защитники природы бьют тревогу и пытаются всеми силами защитить озеро от загрязнений. В 2019 году три студента из Иркутска получили грант на форуме «Территория смыслов» за проект «Байкал для каждого».

Фотографов из разных городов России, по задумке авторов проекта, отправили в самое сердце Байкала – на остров Ольхон. В апреле этого года во всех городах-участниках организуют выставку лучших работ, сделанных на Байкале, чтобы показать, какое необыкновенное место мы можем уничтожить.

Курский фотограф Влад Малышко вошел в состав экспедиции на озеро Байкал, а по приезду поделился с «Морсом» впечатлениями.


Влад Малышко

фотограф

Ссылку на эту экспедицию мне прислала знакомая. Там как раз шел прием заявок. К заявке нужно было прикрепить фотографии пейзажей, сделанных на профессиональную технику. А у меня и пейзажей почти нет, и  техника не вся профессиональная. Из фотографий, сделанных за три года, я нашел 15 штук, половина из которых сделаны на телефон. Я подогнал телефонные снимки по размеру, немного обработал, чтобы было не так палевно, и отправил. Ни на что не рассчитывал, но в поездку на Байкал меня взяли.

Было более 600 заявок от фотографов со всей России, от Калининграда до Владивостока. Выбрали 47 человек. Кстати, в экспедиции были не только фотографы. Одна девушка была моделью. Она просто отправила свои фото из путешествий и поехала с нами на Байкал. Ее фотографировали все! Представляешь, одна модель и 46 фотографов?

Я сначала не хотел участвовать. И ехать никуда не хотел, была какая-то тревожность. Собирался часа за полтора до отъезда. Очень сильно бесился, потому что не люблю таскать с собой вещи.

Знакомые пугали меня очень сильными ветрами, и поэтому я взял много теплых вещей: купил сапоги, дополнительный воротник. Но на самом деле там было не так холодно, как я ожидал. Нам очень повезло с погодой, потому что не было ветра.


Мы были на Байкале почти неделю. Билеты и проживание нам оплатили. Я тратил деньги только на сувениры (ненавижу сувениры!), на питание в Иркутске и во время переселения в поселок.

Мы жили в 300 км от Иркутска, на острове Ольхон, в поселке Хужир. До Байкала пешком было минут 15. Нас изначально готовили к плохим условиям проживания, к очень простому питанию. Я думал нам просто дадут гречку, без каких-то овощей и соусов. Но когда мы приехали на базу, у нас был шикарный обед. Простая, столовская еда, но такая вкусная! Были полевые обеды в те дни, когда мы уезжали далеко от базы. Среди тех, кто приехал, были веганы. Наши водители сами готовили для них у себя дома в мультиварке.

Мне кажется, нас специально готовили к худшему, чтобы мы средние условия проживания восприняли как что-то очень крутое. Правда, мне не очень повезло с домиком. Он, похоже, был заброшен и в нем было очень холодно. В первую ночь спали в одежде. Даже два обогревателя, которые стояли в комнате, не спасали.


Водители у нас были местные. Они возили нас на «буханках» и часто отклонялись от маршрута, чтобы завезти нас в какое-то красивое место, сделать нам приятно. И у них получилось. Мы договорились, что портреты водителей, которые мы сделали, мы распечатаем и передадим им.

Мне кажется, в глазах местных жителей мы выглядели странно. Ну представь: 47 творческих людей в необычном для них месте. Это же просто сумасшествие! Многие валялись на льду, все время бегали, фотографировали. Мне кажется, они смотрели на нас как на каких-то дикарей.

Ощущения, когда я впервые увидел Байкал были похожи на те, что я испытал, когда впервые увидел Красную площадь в Москве. Я смотрел вокруг и в голове был один вопрос: «И че дальше?».

Лед на Байкале просто потрясающий! Нас в третий день отвозили на юг, где большая площадь льда была прозрачной. Там реально было видно дно! На глаз глубина была метра три, но я понимаю, что она была больше. Было немного страшно, но я знаю, что по этому льду ездят машины.

Вода очень чистая, мы даже пили прямо из самого Байкала. Из-за подземных землетрясений лед трескается, и мы нашли как раз одну из таких трещин. Вода была холодной, и вкус был плохо понятен. Но она очень похожа на воду из родника. Я пожалел, что не взял с собой бутылку, не набрал эту воду и не согрел ее. Но это повод съездить еще раз, когда будет потеплее.


Меня смущал мой объектив. Он универсальный, но на Байкале с таким делать нечего. Лучше брать широкоугольный или, наоборот, телевик. А лучше комплект. Потому что, например, виды лучше смотрятся на широкоугольном объективе. И сосульки на универсальном смотрятся не интересно. Для того, чтобы сфотографировать их, я одолжил объектив у одного парня.


Все ребята ночью ходили куда-то, чтобы снимать звезды. В основном, не так далеко, к берегу Байкала. Но некоторые уезжали намного дальше нас из-за нескольких кадров. И тратили немаленькие деньги только из-за снимка. Они приезжали домой, и от них веяло морозом. Даже если мы нагревали комнату, когда заходили они, становилось холодно.

Многие оставили там свою технику: в основном, штативы, которые ломались от холода. Ночью температура опускалась примерно до -25. У многих камеры после ночных съемок даже покрывались льдом. А я вот разбил на Байкале телефон.


Чтобы мы не ходили поодиночке снимать звезды ночью, нас пугали двумя вещами: пьяными бурятами и злыми собаками. По рассказам, местные жители на острове Ольхон делятся на два типа: одни довольно приветливы, не пьют и во всем помогают туристам, а другие пьют и настроены агрессивно. Согласитесь, пьяные и агрессивные буряты – звучит страшно. А злые собаки? Очень страшно звучит! Но на самом деле, буряты оказались очень милыми, а собаки не такими уж и злыми.


Еще один минус универсального объектива: пришлось бегать за животными, чтобы сделать снимок! Однажды по пути домой увидели пасущихся яков в окно машины, мы уговорили организатора остановиться. Знаешь, если бы я был яком, я бы убежал! Мне кажется, это очень страшно, когда на тебя бежит почти 50 человек. Я боялся подходить слишком близко. Потому что страшно! У вожака такие рога большие!

Остров Ольхон – священное место. Знаю точно, что оно связано с шаманами. Но как именно, я не помню. Из меня бы вышел плохой экскурсовод.

Местные говорили, что лучше всего ехать на Байкал в мае. Когда уже есть зелень, но не весь лед растаял. Мне кажется, это очень красиво. Наши водители нас звали на Байкал еще раз. Обещали даже показать нерп. Не знаю, когда, но я хочу туда вернуться.