loader image

«Шансы попасть под машину до сих больше». Куряне, живущие в Китае — о коронавирусе

Реальные истории о дефиците масок, пунктах проверки температуры и дисциплинированных китайцах

Эпидемия COVID-19 в городке Ухань всего за месяц обросла конспирологическими теориями от испытаний нового биологического оружия до заговоров против Америки. О том, что происходит в Китае и стоит ли собирать чемоданы в Гренландию, мы решили узнать у живущих там курян.

Денис Сазонов

Графический дизайнер, 33 года. Город Пекин.
В Китае живёт 10 лет.

Я был в России в январе, когда русские новости как раз начали делать свои пугающие сюжеты о том, что происходит в Китае. В Пекине на 22 миллиона жителей около 400 случаев заболевания. Шансы попасть под машину до сих больше.

Апокалиптические новости показались странными. Когда я вернулся в Китай, все оказалось именно так, как показывали. Но это не страшно. Китайское правительство эффективно борется с распространением вируса. Происходящее — скорее показатель эффективности работы врачей и спецслужб.

Чтобы попасть домой или в магазины, надо входить через единственные ворота — пункт проверки температуры. Но все уже привыкли к этому и воспринимают как необходимую меру.

Китай активно демонстрирует свое технологическое превосходство. Буквально за 10 дней удалось перевести школы в режим онлайн-обучения, многие офисы работают дистанционно. Доставка работает в обычном режиме, ведь и раньше большинство людей покупали еду онлайн. Это уже давно норма.

Когда ты заходишь в какое-то общественное место, тебя просят отсканировать код через самый популярный китайский мессенджер WeChat, чтобы добавить его в базу данных. Если у тебя выявляют вирус, то впоследствии будет легко отследить твои перемещения и идентифицировать людей, которые были с тобой в одном помещении и могли заразиться.

Транспорт работает в обычном режиме, несколько раз в день производится дезинфекция. То же и в подъездах жилых домов.

В некоторых городах есть полный запрет на нахождение людей без масок на улице, в Пекине не так строго, но зайти в общественное место без маски невозможно. Там, где есть полный запрет, над людьми без масок летают дроны и заставляют их соблюдать правила.

Людей сажают на двухнедельный карантин, если они приехали из другой провинции. Моя подруга добровольно так сделала ещё до начала этого правила.

Сегодня гуляли по центральному бизнес-округу, там обычно толпы офисного планктона из небоскребов, а сейчас спокойно. Видно, что некоторые несчастные уже работают, стоят грустными группками с сигаретой и кофе из Старбакса перед дверями небоскребов. Но в основном все работают из дома. Этот карантин активно убивает стартапы, многие просто не могут содержать сотрудников в такой ситуации. Куча людей уже потеряла работу.

В городе осталось очень много иностранцев, таких же, как и я. Люди продолжают жить обычной жизнью. Никаких проблем с едой или с чем-то ещё нет. Люди замертво не падают на улицах.

Пожалуй, просто стало намного скучнее. Все очень рано закрывается, все массовые мероприятия запрещены, музеи закрыты. Хотя большинство магазинов в торговых центрах работают, из крупных закрыт только Apple store. Вечером, конечно, всё более трагично — улицы пустеют. Да, это неудобно, но все понимают, что это делается во благо.

Я привёз с собой медицинских масок, ещё мне их подарили как ценный подарок. Дефицит масок, конечно, есть, но около моего дома, например, их продают в супермаркете за 38 юаней, это что-то около 350 рублей. Я видел, как китайцы волокли огромные баулы из Москвы — удивительно легкие при их размере, наверняка, это были маски.

Ха-ха, это считается супер-полезным подарком нынче! В интернете появились видео, как люди бездомным подают маски вместо денег.

В интернете очень много сомнительных комментариев по поводу китайцев, это похоже на ксенофобию, а не на боязнь за своё здоровье. Абсолютное большинство людей в этом году не уехали домой из России на китайский Новый год из-за вируса, хотя это — главный семейный праздник Китая. Они не прокаженные и не заразные. Ни один человек в здравом уме не поехал бы в Россию, зная, что он заражён! Есть, конечно, случаи странного поведения, но это не норма. На своём опыте могу точно сказать, что больной человек тут не смог бы функционировать и был бы выявлен сразу же.

Мне обидно, что целую нацию, представителей страны, в которой я живу, представляют какими-то заразными поедателями летучих мышей. Вокруг меня обычные люди, мои друзья, которые точно так же не хотят болеть. И Китай сделал все, чтобы остановить распространение вируса.


Николай Беликов

Музыкант, промоутер. 28 лет. В Китае живёт 6 лет.
Город Шанхай.

В Китае о коронавирусе не так часто говорили, как в России. Тут о нём в середине декабря уже поползли слухи, но власти сразу начали предпринимать меры — закрывать выезды, районы, города, границы. И обращаться за помощью к другим странам. В первую очередь, к Германии. По поставке медикаментов. Как вещают китайские СМИ, был запрос и к России о поставке медицинских масок. Говорят, Путин отказал, и поэтому у нас теперь не очень хорошие отношения с Россией в плане политики.

У китайцев есть социальная сеть WeChat. Грубо говоря, частично оно копирует социальную сеть Вконтакте, хотя у нее и больше возможностей. И там есть разделы, в которых можно узнать новости официальные, конкретные, чёткие, без всяких картинок, всё по факту на китайском и английском языках. Там и появилась первая информация о том, что города разбиты на районы, в которых обозначены красными, жёлтыми и зелёными значками, сколько человек находится, сколько заболело, сколько под угрозой. И через это приложение можно отслеживать распространение вируса. 

Официальная информация стала известна уже после того, как людей по приезде в страну начали сажать в квартиру на двухнедельный карантин и опечатывать её. Раз в два дня к тебе приходит твой landlord в специальной маске, открывает дверь, даёт тебе еду, закрывает дверь и снова запечатывает полностью, чтобы ты не мог выходить. Landlord — это тот, кто сдаёт вам квартиру и любую другую недвижимость. Это общепринятое название для Китая, ну, и Америки. Через 2 недели тебя проверяют и, если подозрений на вирус нет, ты можешь выходить из дома на улицу, но не покидать район. Выходить можешь только раз в три дня со специальным штрих-кодом в телефоне, который сканируется охраной, полицией и военными.

Больше всего времени провожу по работе в Шанхае, Сучжоу,  Ханчжоу, Иу, Нинбо. Ухань находится не так далеко от того места, где я живу. Получается 3 часа на самолёте от Ханчжоу и 2 часа от Шанхая. В этих городах тоже были случаи заболевания, но вся страна, особенно крупные города, построены по такой системе, что каждый район, даже самый бедный, оцеплен ограждением с охраной и камерами, поэтому предотвратить какую-либо эпидемию для китайцев, в принципе, не составляет труда. Районы закрываются и людей выпускают только через пропуск по телефону. В телефоне у человека загорается зелёный свет — значит он здоров, жёлтый — подозрения, красный — заболевший. Его сразу госпитализируют и проводят лечение.

В этом году Китайский Новый 4716 год проходил иначе. Кто успел выехать к родственникам, там и остались. Людям просто заблокировали возможность перемещаться. Все отмечали дома. Просто сидя дома. Боялись выходить на улицу. Была военная обстановка в стране, армия была мобилизована, поэтому людям было не до праздника. Я вот вспоминаю, как я провёл Новый год. Да, наверное, никак. Так же сидел дома, гулял со своими собаками, ходил в супермаркет, иногда выезжал из района и ездил на мотоцикле по пустому городу. Потому что китайцы мнимые, если им сказали — они боятся. Китайцы слушаются правительства. В России люди более бесстрашные.

Очаг вируса — город Ухань — оцеплен. Туда попасть простому смертному просто так, конечно, нельзя. Там осталось ещё небольшое количество заражённых. Если в городе проживает 10 миллионов человек и всего тысяча заболевших, в процентном соотношении это ничтожно мало. Если сравнивать с Курском. Это тоже самое, если в городе будет один больной.

Рассуждать об ограничениях тяжело. Китай — страна очень большая. Смотря о каком городе говорить. Я нахожусь сейчас в Ханджоу, и маски уже не обязуют, а советуют надевать. Работают некоторые кафе, школы. Две недели назад такого ещё не было. В город можно было выйти только после проверки через телефон. Людей было мало. Работали только некоторые супермаркеты. Сейчас всё немного проще.

Опасность в Китае уже прошла. Распространение болезни предотвратили очень быстро. Я бы хотел добавить, что этого вируса можно не бояться. Всё раздуто очень сильно. Его жертвами стали в основном совсем пожилые люди, у которых не было возможности обратиться к врачу, маленькие дети до 3 лет или люди с иммунитетом, очень ослабленным другими факторами. Здорового человека он не может взять. Наши арбидол, «Звездочка» и спирт не дают вирусу попасть в организм человека.

Сейчас коронавирус ушёл в Нигерию. Сейчас много жителей этой страны, по-моему, 220 млн проживают в Китае. Они увезли этот вирус случайным образом к себе на родину и вот как там будут проходить события — это уже намного страшнее, я думаю.

Хотя вакцина уже есть. Её изобрели ещё в начале января в Австралии. Так что о вирусе скоро забудем.


Ирина Гермаш

Танцор. 24 года. Город Хэфэй, провинция Аньхой.
В Китае живет 1 год.

Провинция Аньхой находится в двух часах от города Ухань. Где-то 18-20 января впервые услышала о коронавирусе. На китайский Новый год — 24 числа — мы не вышли на работу. Была надежда на кратковременную профилактику.

Желания вернуться в Россию ни капли не появилось. На это есть ряд причин, которые показали настоящее отношение людей к КНР. Многие видео, которые были выложены в интернет — это старые записи с прошлой вспышки инфекции, которая была в 2003 году. Правительство очень быстро взяло всю ситуацию под контроль. Благодаря этому, спустя короткое время, эпидемия пошла на спад. Жители Китая, понимая ситуацию в стране, осознанно изолировали себя, чтобы инфекция не распространялась. Благодаря сплоченности и адекватности правительства и людей, ситуацию удалось урегулировать.

Из-за дезинформаций в соцсетях, большого количества фейковых видео и пугающих историй, в КНР ввели уголовную ответственность за распространение недостоверной информации. О мерах предосторожности, таких как использование медицинских масок, соблюдение правил санитарии, а также о запрете трогать слизистую оболочку нам объявили позже. Для безопасности людей, закрыли общественные места: парки, торговые центры, общественный транспорт. Позже под запрет попали железнодорожное сообщение и авиаперелеты. Со временем правила ужесточались, например, ввели талонную систему входа и выхода из дома. Таким образом, жёсткими мерами, вспышку инфекции побороли.

А вот страны, которые не восприняли должным образом уровень угрозы коронавируса, например, Италия и Корея, сейчас столкнулись с большими проблемами.

Наложенные ограничения были непривычными, поскольку раньше я жила в свободной стране — России. Китай — это совершенно другой мир. Приходится жить по их правилам. Когда ты стоишь на грани жизни и смерти, любые неудобства для тебя перестают иметь какое-либо значение. В такие моменты, ты думаешь не только о себе, но и об окружающих тебя людях. Ты можешь не чувствовать присутствие болезни, но быть её переносчиком. Поэтому каждый живущий в Китае человек осознанно вводит для себя ограничения. Я не говорю о полной изоляции, люди не сажают себя за решётку с колючей проволокой. Они находятся у себя дома и выходят только по необходимости.

Когда пошли первые сообщения о вирусе, население Китая рвануло за масками. Конечно, такого количества трудно было найти, но люди старались иметь хоть какой-то запас на первое время. Опять же, в первые дни нельзя было свободно гулять по улицам, поэтому маски и не были нужны. Позже многие страны начали в качестве гуманитарной помощи, отправлять маски в Китай. В стране было остановлено все производство. Лично я покупала маски по 250 рублей за 10 штук.

Я надеюсь, что в скором времени Китай встанет на ноги, победит этот вирус и снова заиграет своими красками. Не будем забывать, что Китай играет большую мировую роль. Сейчас каждая страна сражается в своей войне. Кто-то против пожаров, кто-то против потопов, кто-то с засухой. Китай сейчас сражается за всех людей. Я благодарна этой стране за то, что они быстро и эффективно, не имея никаких лекарств по борьбе с эпидемией, смогли найти способ спасти жизни людей.


В статье использованы фото Дениса Сазонова