loader image

Что горожане думают о тех, кто разрисовал буквы #молодежь46 на Театральной площади?

Историк, художник, городской активист и другая молодежь о том, что такое эти рисунки — искусство или вандализм


Большие буквы #молодежь46 поставили на улице Ленина к Дню Молодежи. Само их появление не вызвало бурной реакции. Это основательные фигуры белого цвета на металлической конструкции, какие всегда ставят во время фестивалей или ярмарок по всей России. И вот недавно арт-объект стал предметом бурных дискуссий. Сначала на нем кто-то краской из баллончика написал короткий хэштег #шоты, а после того как его оперативно закрасили, в ночь с пятницы на субботу неизвестные разрисовали все буквы на Театральной площади. Был ли это тот же самый художник, который оставил хэштег, или кто-то другой — неизвестно. Активист Иван Звягин сейчас пытается найти этих людей для того, чтобы задать несколько вопросов. Он обещает полную анонимность, но пока никто не признается.

Иван Звягин

председатель культурно-просветительского общества «Возрождение»

«Надпись #молодежь46, которая была установлена на день молодёжи, будто бы орала «разрисуй меня» . Всем известна стена в Курске, где написано «Жаль, я не художник» и «Счастье не закрасить» на улице Ленина. Её постоянно закрашивают, но это никак не помогает, потому что находятся народные умельцы, которые производят реконструкцию.

Я считаю, что это всё-таки искусство, даже если авторам по 12 лет и они такой цели перед собой не ставили. Был резонанс, а значит это художественное произведение. Не нужно стирать рисунки с надписи, не нужно их убирать или ругать молодёжь. Этот протест направлен на то, чтобы показать, что молодёжная аудитория неоднородна, что это не только мероприятия администрации, что это ещё и андеграунд. Если надпись уничтожить в том виде, в котором она сейчас есть, это будет означать конфликт андеграундной среды с властью, который выльется в волну агрессивного граффити, больше напоминающего вандализм».


Екатерина Ребежа

дизайнер

«Бранить никого не нужно, особенно закрашивать выражение свободы юности! Юмор и самоирония полезны этому городу. Вышло забавно и ловко. Вокруг и так столько «мучеников», вращающихся в своей пустоте!

По логике наших городских обывателей, это не искусство, а каракули. Старо как мир! Столько уже «ногтем» передавили этих «Товарищей Огурцовых». Тогда я напомню, что (по их представлению) больше нигде нет художников, создающих шедевры мировой живописи, так как не рождались ещё в нашу эпоху Микеланджело и Рафаель.

Давайте сожжем Третьяковку и все галереи современного искусства, как такая идея? Чтобы не оскорблять нравственных и эстетических идеалов большинства горожан. Улыбайтесь чаще, друзья! Это я вам как художник говорю».


Григорий Грищенко

руководитель проекта «Зона газона — умные пикники»

«Я считаю, что это был акт вандализма. В городе достаточно старых бетонных стен, переходов, домов, заброшенных зданий, где можно можно проявить свое творчество. Здесь же кто-то выразил свою позицию по отношению к данному арту, но бессмысленную и не аргументированную. Таких творческих ребят ждут в гости в Управлении молодёжной политики, физической культуры и спорта города, чтобы обсудить творческие арт-проекты и воплотить их в жизнь».


Ланка Блик

фотограф, сотрудник Курского областного Киновидеофонда

«Всегда будут те, кто доволен и те, кто недоволен всем новым, что появляется в нашем городе. Как раз те самые недовольные вносят свои «поправки», проявляют свой голос, тестируют население на реакцию. Но обиднее всего, что от этого подобия акционизма страдают все остальные».

Алексей Ильин

руководитель направления дизайна интерьеров и экстерьеров в сети ресторанов быстрого обслуживания

«Сами по себе эти буквы стали чем-то необычным для нашего города. Во-первых, это промо-хештег (то есть не совсем надпись, а скорее всего что-то объединяющее эту самую #молодежь46 в социальных сетях), а во-вторых, эта конструкция, которую сделали и установили не где-нибудь, а самом в центре нашего города. Все мы знаем, что подобного рода буквы не единственные в городе, однако другая подобная по формату надпись, установленная у крупного ТРЦ носит иной информационный посыл.

Теперь о росписи. Мой опыт работы в дизайнерской сфере достаточно большой, и в частности в области подобных конструкций мой опыт составляет порядка 16 лет. Раньше размещать что-либо на уровне рук человека было категорически нецелесообразно — разобьют, закрасят, унесут, но с течением времени подобные акты вандализма, обращенные на рекламные конструкции, стали проявляться все реже и реже. Вот стены домов еще разрисовывают, а вот чтобы подобное… Я прям даже начал радоваться, что таких случаев 1 на 1000. И вот тебе на — буквы, которые стоят в самом центре города взяли и изрисовали.

У меня нет противоречий против подобных актов, лишь бы качество сделанного было на уровне (пусть даже из чувства бунтарства, хотя здесь явно не о нем речь). Мой принцип: если что то делать, то делать хорошо. В данном случае хорошо не получилось, и эта единственная причина, по которой все же белые буквы лучше, чем то что было нарисовано неизвестными авторами».


Юсуп Ниязов

дизайнер

«Наш город становится все более динамичен, с каждым днем появляются новые проекты, арт-объекты и всевозможные мероприятия. Все это появляется благодаря общим усилиям, где затрачиваются ресурсы, физические, моральные и финансовые. Ситуация с буквами МОЛОДЕЖЬ46 на Театральной площади неоднозначная, кто-то говорит, что это вандализм, а кто-то считает это искусством. На мой взгляд, это вандализм. Этот арт-объект не подразумевает под собой какого-либо творчества, он был сооружен под определенное масштабное мероприятие, которое проходило в нашем городе, и должен был остаться памятным знаком о мероприятии.

Конечно, многие говорят, что и буквы сами были так себе, сама конструкция и шрифт незамысловатые, но ее же сделали, на нее же нашли деньги! Вот этого как раз у нас и не ценят: усилий и затраченных ресурсов. Все начинается с мелочей и со временем приобретает масштабы, но если мы не будем ценить это, то ждать чего-то нового и лучшего нам и не стоит. Закрасить какую-либо поверхность (а в нашем случае скорее изуродовать, потому что искусство подразумевает под собой логику и жанр исполнения) много силы и ума не составит, а вот придумать объект, найти на него деньги, договориться о местоположении — это уже целая работа, за которую не каждый готов взяться и довести до конца».


Яков Бондарев

историк, сотрудник библиотеки им. Асеева

«Не знаю, кто именно разрисовал голливудоподобное слово на Театральной площади Курска — студенты или школьники — во всяком случае, эта определенная часть молодёжи отреагировала так, как и их предки тысячи и тысячи лет назад. Именно в так называемую эпоху каменного века такие пещерные зигзаги, линии, углы, стрелки, круги были частью бытия доисторического человека, да и в последующие века тоже. Вероятнее всего, тогда это считалось не искусством, а неопределённой частью жизни любого человека, который хоть раз однажды оставлял такие следы с целью указать, погадать или рассказать.

Как ни странно, я более чем уверен, для тех, кто нанёс надписи и линии — это тоже не искусство — это аспект повседневной жизни, а не высший акт творчества. Как для графомана непреодолима тяга ежедневно, несмотря ни на что покрывать буквами листы бумаги, так и для подростков вдруг возникающие чёрточки из-под баллончика с краской — это символ того, что они живут и существуют. Так было и так будет всегда, бороться с этим воспитательными методами бесполезно. Новости о хулиганстве и последующей очистке наверняка только раззадоривают ребят. А приписывание им отдельного мегакультурного месседжа, наоборот, останавливает от дальнейшего развития в плане граффити — можно ещё очень долго писать два-три слова или круги со стрелками и прослыть андерграундным художником.

Хотя даже культурологам и художникам понятно, что такие вещи работают только один раз, а с другого раза начинаются вялые самоповторы и стагнация. Просить выйти из сумрака таких пацанов и девчонок бесполезно, ибо какой Бэнкси захочет раздавать интервью местным газетам и телеканалам? Хочется пожелать им лишь не утонуть банальщине и псевдопротестах. А властям поставить камеры уличного видеонаблюдения в самых болевых точках города — хотя бы узнаем, сколько человек в группе самодеятельных любителей граффити».


Алина Пронская

Главный хранитель картинной галереи имени Александра Дейнеки

«Очень удивлена рассуждениям на тему, искусство ли это. Слово «граффити» формально — это все, что начертано на стене. И хотя есть такая форма современного искусства как граффити, этот вопрос звучит приблизительно так: «А вот это слово на заборе — это искусство?». Тут даже нет повода для размышлений. Ликвидировать это необходимо!»


Кирилл Киреев

автор проекта Реновация Соловьиного Края

«В целом если рассматривать ситуацию, то это больше похоже на детскую шалость. Рисунки откровенно — детские каракули. На работу настоящих райтеров это не похоже, им просто стыдно было бы такое на суд общественности представить. Сама по себе граффити-культура тоже имеет принципы и понятия, за которые серьезные ребята не переступят. Это как кодекс чести.

Инсталляция #Молодёжь46 — это казёнщина. Но дело вот в чем. До этого 18 лет наши власти не слишком заботились о развитии городской среды, в результате мы отстали от остальной страны. Вот при таком положении дел, это был бы актуальный протест общества. Но сейчас другие времена, пришли новые люди. Они действительно делают город лучше. Это как глоток свежего воздуха для курян, все эти позитивные изменения. И подобного рода вандализм просто портит настроение прежде всего нам, обычным жителям города.

Наивно было бы полагать, что это круто. Это неуважение к себе и своим близким. Это не красивая картина или 3-х мерный тег. Это непонятная мазня. Стыдно за такой отстой должно быть.

Я как житель центра города и как представитель хип-хоп культуры в прошлом осуждаю подобные выходки. Почему бы не расписать старые стены, где нужен ремонт? Сделать некрасивое красивым? Вот это уже был бы подвиг.

В общем, ребята, обращаюсь к тем, кто это сотворил. Не занимайтесь ерундой. Научитесь действительно красиво рисовать и не портите то, что только что было для всех нас сделано, это не по-взрослому. Прекращайте малевать на стенах домов. Если граффити закрашивают, значит это не граффити. Красивое у нас не закрасят. Да и город у нас маленький, найти всегда можно тех, кто это сделал при желании».