Словарный запас: геймификация, субурбия и человеческий капитал
Еще три современных термина, которые нужно знать
С каждым годом в нашу повседневную речь приходит все больше новых слов и англицизмов. Но многие из них со временем теряют свое первоначальное значение и используются не к месту. Чтобы не путаться в новых терминах, онлайн-журнал Института «Стрелка» ведет регулярную рубрику «Словарный запас». «Городской конструктор» публикует объяснения трех новых слов из рубрики.
ГЕЙМИФИКАЦИЯ
Что написано в словаре:
«Геймификация — это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач, превращение чего-либо в игру». (Словарь терминов управления, обучения и развития персонала)
Что говорят эксперты:
Иннокентий Орбелиани-Муравьев-Апостол,
участник и финалист многочисленных турниров по fighting-играм и геймер со стажем.
Геймификация на самом деле очень старый трюк: разбей большую, внешне неподъемную проблему на много маленьких и простых заданий. Геймификация добавляет в данном случае некую воображаемую награду за процесс. Считается, что распространение эта методика получила из-за поколения Y, которое иногда называют generation instant gratification (поколением мгновенного удовлетворения. — Прим. ред.).
В корпоративной среде это тоже старый прием, достаточно вспомнить соревновательность между клерками и страховыми агентами. Разница между прошлыми воплощениями и сегодняшним днем в том, что ранее победитель соревнования получал некий реальный приз, ради которого стоило пахать. Сейчас же в твоем кубикле менеджер повесит звездочку за достижение некоего плана. С точки зрения компаний это значительно выгоднее. Теперь геймификация решает задачи, которые раньше возлагали на team building. Людям хочется наград, и им дали воображаемые.
В сфере удержания клиентов это проявляется по-другому. В основном это не геймификация, а «гратификация»: «Посетите наш интернет-или-нет-магазин получите воображаемую-или-нет финтифлюшку». Отдача со стороны магазина почти нулевая. А retention (удержание клиентов. — Прим. ред.) повышается.
По большому счету это работает как мотивация в сферах, связанных с деньгами, только в случае, когда люди участвующие в процессе, достаточно обеспечены и мотивация деньгами перестает работать хорошо.
СУБУРБИЯ
Что написано в словаре:
«1) Территория на границе города, где есть жилые дома, но нет больших магазинов, мест работы и развлекательных центров; 2) стиль жизни людей, которые живут в пригородных районах». (dictionary.cambridge.org)
Что говорят эксперты:
Ольга Дружинина
архитектор, сотрудник Лаборатории градостроительных исследований Московского архитектурного института (МАРХИ), доцент кафедры Архитектурная практика МАРХИ, старший преподаватель кафедры Территориального развития, основанной профессором В. Л. Глазычевым в 2009 году, РАНХиГС.
«Субурбия» — относительно новое слово в русском языке. Его употребление не носит массовый, широкий характер, и оно заимствовано из другого языка. «Субурбия» (амер. suburbia) в буквальном переводе на русский язык означает: «предместья и их жители, их образ жизни». Это жаргонизм, сленг, своего рода упрощение для употребления в относительно узком кругу людей, понимающих, о чем идет речь, — в кругу профессиональном и околопрофессиональном.
Английское существительное suburb имеет латинские корни: sub — что означает «под» — и urb — от латинского urbs, urbem — «город». Эквивалентными по значению английскому suburb в русском языке являются слова: «пригород», «окраина», «предместье», «окрестность».
Тем не менее «субурбия» в русском языке не является полным синонимом слов «пригород» или «предместье», а служит для обозначения некоего нового явления, которое не может быть полностью выражено с помощью известных и давно употребляемых языковых форм и оборотов. Слово «субурбия» скорее нужно считать производным от научного термина «субурбанизация», вошедшего в употребление к середине XX века.
Если урбанизацию принято связывать с миграцией населения из сельской местности в города, осознанным или спонтанным изменением человеком своего образа жизни, увеличением численности городского населения, возникновением мест высокой концентрации и плотности городского населения, то субурбанизацию — с деконцентрацией городского населения, его исходом из городских центров в окраинные районы города, расселением городского населения в пригородной зоне, возникновением новых городских центров, городов-спутников, формированием городских агломераций. Субурбанизация западного типа выражается в том, что значительное число горожан постоянно проживают вне центров крупных городов, фактически — за городом, в пригородной зоне, в односемейных жилых домах, например коттеджах или блокированных таунхаусах, расположенных на собственных земельных участках. Характерными примерами субурбанизации западного типа являются районы массовой жилой застройки крупнейших городских агломераций США, таких как агломерации Нью-Йорка, Сан-Франциско или Лос-Анджелеса. Это в большинстве случаев достаточно обширные районы однотипной жилой застройки, практически ковер из индивидуальных жилых домов, как правило, с небольшими участками. Такие районы характеризует монофункциональность, если точнее — преимущественно жилая функция, и однородность социальной структуры. Пространственная среда достаточно однообразна и монотонна. Такой тип урбанизированной среды и получил изначально название «субурбия». Огромное, если не решающее значение для поддержания нормального функционирования районов субурбанизации в системе городской агломерации играет транспортная инфраструктура. Причем не только сеть автомобильных дорог (что является отличительной особенностью североамериканской субурбии), но и общественный транспорт, прежде всего железнодорожное сообщение (что отличает субурбанизированные регионы Западной Европы). Поскольку агломерационный эффект проявляется в ежедневных миграциях населения от места проживания к месту работы и обратно.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Что написано в словаре:
«Приобретенные знания, навыки, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг». (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.)
Что говорят эксперты:
Иван Курячий
выпускник «Стрелки», управляющий партнер компании «Новая земля», куратор исследования «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда», подготовленного совместно с Высшей школой урбанистики для IV Московского урбанистического форума.
Человеческий капитал — показатель, оценивающий людей с точки зрения экономических возможностей. В экономике разделяют три сектора: первичный — добыча сырья, вторичный — производство промышленных изделий и третичный — сфера услуг. Термин появился в 50-е годы, когда во всех развитых странах стал важным как раз третичный сектор — то есть образование, медицина, торговля. А этот сектор подразумевает очень высокие требования к людям, которые в нем задействованы. И если раньше особую ценность имели нефтяные месторождения и горнорудные комбинаты, затем основную значимость приобрели возможности производства на ткацких фабриках и производительность станков, то в современной экономике приоритетным становится то, насколько развиты люди: образованы, здоровы, готовы обучаться, мобильны. Это неолиберальная теория, по сути, люди здесь расцениваются как ресурс экономического развития.
В 1990 году ООН опубликовала первый Доклад о развитии человека, в котором Амартия Сен, впоследствии получивший Нобелевскую премию по экономике, совместно с группой экспертов предложил отойти от чисто экономической трактовки этого понятия. По их мнению, люди влияют на социально-экономическое развитие не только как работники, но и через другие механизмы: через свое участие в системе власти, активности в социальной сфере и бизнесе. Люди не воспринимаются как средства производства, они рассматриваются как полноценные участники социально-экономических процессов. И в таком случае было предложено говорить не о человеческом капитале, а о человеческом потенциале как о более комплексном понятии.
Интересно, что страны с высоким уровнем ВВП на душу населения могут оказаться на довольно низких позициях в рейтингах индекса человеческого капитала. И наоборот, некоторые из государств достигли достаточно высоких показателей развития человеческого потенциала при невысоком уровне ВВП. Это говорит о том, что страна может получить сверхдоходы, например, от нефтегазовой индустрии, но если их инвестировать в олимпийские мегапроекты, а не в людей, то к тому моменту, когда экономическая ситуация изменится, развитие человеческого потенциала останется на прежнем уровне, и страна окажется аутсайдером, потеряв возможность использовать для дальнейшего развития свой основной ресурс — собственных граждан.