loader image

Ну и ню: самая обсуждаемая выставка Курска

Сколько символизма в обнаженной натуре?


Какая тема выставки может по-настоящему «зацепить» жителей нашего города? «Морс» решил разобраться в вопросе, посетив экспозицию, которую постарался обсудить практически каждый. Речь, конечно же, пойдёт о выставке «НЮ», расположившейся в стенах Курского Государственного Медицинского Университета.


КТО В ОТВЕТЕ?

ечинаанюСОФЬЯ ЕЧИНА

Организатор выставки,

куратор Молодежного объединения КРО ВТО «Союз художников России»

«Выставка была запланирована очень давно, в основном по причине того, что эта тематика была очень популярна на протяжении многих веков.

Выставка должна просто показать людям, какие разные личности их окружают. Я считаю, что нагота — это откровенность, это то, что показывает взгляд человека и на самого себя, и на других.

Я обычно привожу в пример сюжет книги Салмана Рушди «Флорентийская чародейка». Она о городе, в котором все женщины стали строить друг другу козни, злословить и сплетничать друг о друге. Правитель приказал им раздеться и весь день провести обнаженными. Таким образом, все по чужим шрамам и отметинам узнали, сколько испытаний пережила каждая из них, и любовь к ближнему, сострадание поселилось в их душе».


IMG_3458

 ОТКУДА НОГИ РАСТУТ?

Ответ на этот вопрос, безусловно, даст большинство представленных в рамках выставки картин, однако хотелось бы всё же затронуть историю художественного отображения обнажённого человеческого тела.

Эстетика людской наготы во многом обязана древнегреческой скульптуре. Именно мастера того периода в полной мере утвердили естественную человеческую красоту в сфере культуры. Древнегреческие скульпторы делали упор на реализм, но в то же время пытались изобразить некий идеал – человека, являющего собой совершенное творение природы. Именно поиск идеального в обыденном изначально позволил говорить об обнажённой натуре как о предмете искусства.

Какие художественные задачи реализуют авторы представленных в медицинском университете работ? Схоже ли видение современных мастеров с видением их, удалённых во времени, предшественников? Стоит отметить, что экспозиция включает в себя работы, выполненные в разных стилях. Мы рассмотрим те, которые показались необычными лично нам и которые показались бы таковыми древним грекам. 

РЕАЛЬНОСТЬ? А ЭТО ЧТО?

Как уже было сказано ранее, древние греки в своих работах чётко следовали канонам реализма. А что же такое реальность в понимании современного человека искусства?

IMG_3452

Работа Екатерины Ребежи «Бабочки в животе» чётко даёт понять: под человеческой наготой ныне не обязательно понимается нагота человеческого тела – речь может идти о наготе души.


катяребежаню

ЕКАТЕРИНА РЕБЕЖА

Художник и модельер, Академик Национальной Академии Индустрии Моды

«В моих работах воображение свободно, а фантазия безудержна. Много экспрессии и эмоциональной выразительности, разнообразия и богатства ритмов. При создании образов я часто стараюсь избегать прямых ассоциаций с натурализмом, и при этом давать «мощную символическую нагрузку».


По словам художницы, её картина могла бы называться не «Бабочки в животе», а «Душа нараспашку», «Обнаженная любовью», «Распахнувшаяся счастьем». Человек на ней изображается не как предмет объектного мира, а как самостоятельный мир с происходящими в нем сложными процессами. «Венец творения» перестаёт быть привлекательной формой, а наполняется содержанием, разглядеть которое для человеческого глаза – уникальная возможность и сложнейшая задача. Художница поставила перед собой цель -изобразить внешне почти неуловимое «щекотание нутра» – эффект мгновенного, ежесекундного волшебства. На картине «Бабочки в животе» именно это волшебство становится реальностью, а фасад здания под названием «человек» отходит на задний план. Именно обнажённый внутренний мир на картине Екатерины Ребежи реален.


Литературный взгляд

В романе немецкого писателя Эриха Марии Ремарка «Чёрный обелиск» истинная любовь главного героя, больная шизофренией девушка в порыве своего сумасшествия предстаёт обнажённой, что и подчёркивает ту сторону её внутреннего мира, которая обычно скрыта под оболочкой приличия – светской одеждой и прочими аксессуарами.

Музыкальный взгляд

Песни по теме

  1. Ундервуд – Самая красивая девушка в мире

 «Тайна есть только там, где тайны нет никакой»

  1. Сплин – Орбит без сахара

«Она ходила голой на лестницу, ходила голой на улицу…»

  1. Градусы – Голая

«И мне никого не надо – лишь бы ты ходила голая рядом»


IMG_3461

IMG_3485

ЧТО ЕСТЬ, ТО ЕСТЬ

Современные картины могли бы удивить древних греков не только идейным наполнением, но и исполнением. Картина Анны Блохиной «Сиеста» резко выделяется на фоне остальных именно своей технической стороной.IMG_3482


Анна Блохина

АННА БЛОХИНА

Студентка четвёртого курса художественно-графического факультета КГУ,

направление: Дизайн костюма

«Откровенно говоря, символизма в моей работе нет, на ней просто представлена спящая обнаженная девушка с ниспадающими длинными волосами»


По словам самой Анны, её работа выполнена в  смешанной технике — пэчворк + аппликация. На создание «Сиесты» ушло около 30-35 часов чистого времени. Если говорить о времени реальном, то работа над картиной отняла у её автора три недели. Полотно представляет собой «некое соединение советского искусства и эстетики прерафаэлитов (основная поза, за исключением волос, основана на одной из работ Зинаиды Серебряковой, а вот ярко-рыжие волосы — черта творчества братства прерафаэлитов)».

IMG_3477

IMG_3480

ПРОЩАНИЕ С ГРЕКАМИ

На самом деле, древние греки были бы очень удивлены, увидев картины ещё первых символистов, так как символисты в отличие от них считали, что обнаженный человек «обнажен» во всем, в том числе и во всех своих изъянах. Искусство меняется: что-то остаётся вечным, что-то попросту забывается. Какие выставки хотели бы увидеть лично вы? Что действительно способно затронуть струны вашей души? Этот вопрос предложила задать читателям «Морса» Софья Ечина. Ей действительно нужны ответы.


долгополов (1)

 

ФОТО
СЕРГЕЙ ДОЛГОПОЛОВ