Ну и ню: самая обсуждаемая выставка Курска
Сколько символизма в обнаженной натуре?
Какая тема выставки может по-настоящему «зацепить» жителей нашего города? «Морс» решил разобраться в вопросе, посетив экспозицию, которую постарался обсудить практически каждый. Речь, конечно же, пойдёт о выставке «НЮ», расположившейся в стенах Курского Государственного Медицинского Университета.
КТО В ОТВЕТЕ?
СОФЬЯ ЕЧИНА
Организатор выставки,
куратор Молодежного объединения КРО ВТО «Союз художников России»
«Выставка была запланирована очень давно, в основном по причине того, что эта тематика была очень популярна на протяжении многих веков.
Выставка должна просто показать людям, какие разные личности их окружают. Я считаю, что нагота — это откровенность, это то, что показывает взгляд человека и на самого себя, и на других.
Я обычно привожу в пример сюжет книги Салмана Рушди «Флорентийская чародейка». Она о городе, в котором все женщины стали строить друг другу козни, злословить и сплетничать друг о друге. Правитель приказал им раздеться и весь день провести обнаженными. Таким образом, все по чужим шрамам и отметинам узнали, сколько испытаний пережила каждая из них, и любовь к ближнему, сострадание поселилось в их душе».
ОТКУДА НОГИ РАСТУТ?
Ответ на этот вопрос, безусловно, даст большинство представленных в рамках выставки картин, однако хотелось бы всё же затронуть историю художественного отображения обнажённого человеческого тела.
Эстетика людской наготы во многом обязана древнегреческой скульптуре. Именно мастера того периода в полной мере утвердили естественную человеческую красоту в сфере культуры. Древнегреческие скульпторы делали упор на реализм, но в то же время пытались изобразить некий идеал – человека, являющего собой совершенное творение природы. Именно поиск идеального в обыденном изначально позволил говорить об обнажённой натуре как о предмете искусства.
Какие художественные задачи реализуют авторы представленных в медицинском университете работ? Схоже ли видение современных мастеров с видением их, удалённых во времени, предшественников? Стоит отметить, что экспозиция включает в себя работы, выполненные в разных стилях. Мы рассмотрим те, которые показались необычными лично нам и которые показались бы таковыми древним грекам.
РЕАЛЬНОСТЬ? А ЭТО ЧТО?
Как уже было сказано ранее, древние греки в своих работах чётко следовали канонам реализма. А что же такое реальность в понимании современного человека искусства?
Работа Екатерины Ребежи «Бабочки в животе» чётко даёт понять: под человеческой наготой ныне не обязательно понимается нагота человеческого тела – речь может идти о наготе души.
ЕКАТЕРИНА РЕБЕЖА
Художник и модельер, Академик Национальной Академии Индустрии Моды
«В моих работах воображение свободно, а фантазия безудержна. Много экспрессии и эмоциональной выразительности, разнообразия и богатства ритмов. При создании образов я часто стараюсь избегать прямых ассоциаций с натурализмом, и при этом давать «мощную символическую нагрузку».
По словам художницы, её картина могла бы называться не «Бабочки в животе», а «Душа нараспашку», «Обнаженная любовью», «Распахнувшаяся счастьем». Человек на ней изображается не как предмет объектного мира, а как самостоятельный мир с происходящими в нем сложными процессами. «Венец творения» перестаёт быть привлекательной формой, а наполняется содержанием, разглядеть которое для человеческого глаза – уникальная возможность и сложнейшая задача. Художница поставила перед собой цель -изобразить внешне почти неуловимое «щекотание нутра» – эффект мгновенного, ежесекундного волшебства. На картине «Бабочки в животе» именно это волшебство становится реальностью, а фасад здания под названием «человек» отходит на задний план. Именно обнажённый внутренний мир на картине Екатерины Ребежи реален.
Литературный взгляд
В романе немецкого писателя Эриха Марии Ремарка «Чёрный обелиск» истинная любовь главного героя, больная шизофренией девушка в порыве своего сумасшествия предстаёт обнажённой, что и подчёркивает ту сторону её внутреннего мира, которая обычно скрыта под оболочкой приличия – светской одеждой и прочими аксессуарами.
Музыкальный взгляд
Песни по теме
- Ундервуд – Самая красивая девушка в мире
«Тайна есть только там, где тайны нет никакой»
- Сплин – Орбит без сахара
«Она ходила голой на лестницу, ходила голой на улицу…»
- Градусы – Голая
«И мне никого не надо – лишь бы ты ходила голая рядом»
ЧТО ЕСТЬ, ТО ЕСТЬ
Современные картины могли бы удивить древних греков не только идейным наполнением, но и исполнением. Картина Анны Блохиной «Сиеста» резко выделяется на фоне остальных именно своей технической стороной.
АННА БЛОХИНА
Студентка четвёртого курса художественно-графического факультета КГУ,
направление: Дизайн костюма
«Откровенно говоря, символизма в моей работе нет, на ней просто представлена спящая обнаженная девушка с ниспадающими длинными волосами»
По словам самой Анны, её работа выполнена в смешанной технике — пэчворк + аппликация. На создание «Сиесты» ушло около 30-35 часов чистого времени. Если говорить о времени реальном, то работа над картиной отняла у её автора три недели. Полотно представляет собой «некое соединение советского искусства и эстетики прерафаэлитов (основная поза, за исключением волос, основана на одной из работ Зинаиды Серебряковой, а вот ярко-рыжие волосы — черта творчества братства прерафаэлитов)».
ПРОЩАНИЕ С ГРЕКАМИ
На самом деле, древние греки были бы очень удивлены, увидев картины ещё первых символистов, так как символисты в отличие от них считали, что обнаженный человек «обнажен» во всем, в том числе и во всех своих изъянах. Искусство меняется: что-то остаётся вечным, что-то попросту забывается. Какие выставки хотели бы увидеть лично вы? Что действительно способно затронуть струны вашей души? Этот вопрос предложила задать читателям «Морса» Софья Ечина. Ей действительно нужны ответы.