«Креативность и локальная идентичность». Каким должен быть исторический центр Курска
Версия руководителя общества «Возрождение» Ивана Звягина
Реальная возможность изменить исторический центр Курска взбудоражила не только профессиональных архитекторов и конструкторские бюро. Идеей загорелись и местные активисты. Руководитель «Культурно-просветительского общества «Возрождение» Иван Звягин высказал свою точку зрения на то, как всё должно выглядеть. Публикуем его статью.
Я не архитектор, поэтому я не смогу принять участие в конкурсе «Курск 2032». Поэтому, предлагаю только своё видение того, как можно реконструировать исторический центр города и что в нём нужно создать.
Исторический центр должен стать креативной средой, которая будет формировать креативный класс городских жителей и региональную брендовость пространства.
Понятие «креативный класс» появилось в 2002 году для обозначения социальной группы, включённой в постиндустриальный сектор экономики. Для представителей креативного класса важна мобильность в профессии, горизонтальное перемещение, а не вертикальный рост по карьерной лестнице, приоритет морально-духовного удовлетворения над денежно-материальным, выраженное чувство индивидуальности и личной свободы.
Моё видение планировки историко-культурного центра предполагает создание общественных пространств и кластеров малого и среднего бизнеса, которые будут способствовать формированию креативного класса и креативной экономики. В этом аспекте, центр должен стать точкой творческих индустрий, где производится и реализуется культурный продукт как основной и он приносит прибыль и окупаемость.
Я предполагаю, что для выполнения этих задач на территории «курского детинца» должны быть расположены определённые культурные институции и креативные пространства — как две взаимодополняющие стороны.
Художественная галерея
О том, что нужно сделать новое здание картинной галереи им. А.А. Дейнеки идут разговоры годами. Галерея вынуждена ютиться в каком-то угловом здании, которое по площади меньше придомового супермаркета. В 2000-ые такие каморки называли «павильонами», торговали в них водкой и сигаретами.
Новая концепция реновации Курска в контексте 1000-летия должна подчеркнуть значимость творчества А.А. Дейнеки. Я был в архитектурном музее в Москве на выставке Дейнеки, там его творчество было представлено очень ярко, было много медиаэкспозиций в дополнение к наброскам и картинам, своего рода экскурсионный сторителлинг. Новый галерейный центр может реализовать такой сторителлинг в формате постоянной экспозиции. Негоже, что москвичи больше гордятся нашими земляками, чем мы сами.
Выставка А. Дейнеки в архитектурном музее в Москве
Кроме того, как истинный художник я подсмотрел и «украл» ещё одну идею — практико и профессионально-ориентированность выставок. Например, выставки в архитектурном музее посещают, в основном, студенты-архитекторы. Новое галерейное пространство могло бы формировать вокруг себя ещё и образовательно-просветительский кластер, но не с участием школьников, как сейчас, а с вовлечением профильных факультетов КГУ.
Краеведческий музей
Ещё один пример того, как обещанного три года ждали и ещё не дождались. Вся история области площадью 29 800 км² (как вся Армения) умещается на 2 этажах. При этом ещё куча экспонатов ждёт своего часа в «подвалах человеческого гения» (цитата, близкая к Маяковскому). Мы достойны представить нашу историю по различной периодизации в просторных залах с медиавыставкой. Традиционный музей, вроде того, что создан у мемориала на ул. Карла Маркса, тоже хорош, но всё же он изживает себя, а VR, геймификация, интерактивность — захватывают внимание зрителя. Кстати, в том же архитектурном музее я побывал на выставке по истории Древней Руси. Там мне удалось сыграть в очках виртуальной реальности в игру, где надо было стрелять из лука в печенегов и прочих врагов. Лук представлял собой джостик, от которого у меня даже потом болела рука, ибо тянуть виртуальную тетиву оказалось сложно.
Выставка по истории Древней Руси в архитектурном музее в Москве
Музей космонавтики
Не многие знают, что такой музей есть в нашем городе. Но пространство его существования будто бы съедает его. У нас в регионе есть единственный в Черноземье купольный стационарный планетарий. В совокупности с созданием музея космонавтики будет образован целый экскурсионный маршрут по достижениям в космонавтике. Мы можем представить прошлые и настоящие достижения в космической отрасли. Курская область и научные институты ЮЗГУ принимают участие в научно-космических исследования, запусках спутников. В нашем городе развита военная авиация, любительский авиаспорт. Промышленные предприятия выполняют оборонные заказы. В усадьбе Марьино проходят реабилитацию космонавты. Всё это может дополнить экспозицию текущего музея космонавтики в новом, просторном пространстве.
Музей космотнавтики в Курске
Центр современного искусства
Ключевым элементом в создании креативной среды должно стать открытие общедоступного, неформализованного художественного пространства. Позитивный пример такой практики — центр современного искусства «Винзавод». Недавно я обнаружил для себя Железногорский центр современного искусства «Цикорий». В своём мини-формате ребята справляются отлично. Региональный центр мог бы формировать вокруг себя творческие индустрии — художественные лавки, салоны, мастерские.
Центр современного искусства «Цикорий» в Железногорске
Многофункциональный арт-центр
В дополнение к неформатному центру современного искусства нужно трансформируемое под различные задачи (конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс) пространство по образцу лофт-проектов и арт-пространств. Это уже формализованное и материально-технически оснащённое пространство, предоставляющее поддержку социальным проектам и стартаперам. Примером таких пространств может служить проект АСИ «Точка кипения». Главное что тут нужно — стулья, проектор, стол переговоров, scrum-доски.
Музей православной культуры
Казалось бы, что лозунг «Курск — город православной культуры!» это зашквар, придуманный прошлой администрацией. Но этот девиз оказался единственным реально существующим, а не придуманным. В городе Курске очень много храмов. А сама «жемчужина» исторической зоны — Знаменский собор. Курская земля знаменита Знаменской иконой Божией Матери, Коренной пустынью, деяниями святого Серафима Саровского. Древность Курска как раз и заключается в православной культуре. Музей должен содержать экспозицию с уклоном на эти значимые элементы нашего уклада.
Курское городище
Центральным звеном и местом семейного отдыха с детьми должно стать стилизованное под реконструкцию курское городище, которое бы воспроизводило часть городских стен и башен курской крепости времён Древней Руси. Это должен быть этнический центр русской культуры, отражение этапов народного быта в разные исторические эпохи. Особо нужно сконцентрироваться на периоде существования самостоятельного Курского княжества.
Этно-базар
В центре этого городища должна быть интерактивная площадка, сменяемая сезонно. Например, летом тут продают фрукты и овощи, а зимой делают каток. Похожая идея есть в Москве на фестивале «Московские сезоны». Под каждый праздник там создаётся соответствующий энвайронмент, много разных декоративно-ландшафтных композиций, с которыми можно делать фотографии. А летние сцены и эстрады позволяют выступать различным творческим коллективам.
Фестиваль «Московские сезоны»
Парковая зона
Завершать всё должна функциональная парковая зона. Главной задачей зоны, кроме места расслабления и отдыха, должна стать организация буферного пространства перехода различных исторических лейтмотивов друг в друга. Например, от прошлого к современности и наоборот, – из настоящего – к древним корням.