loader image

Почему на новогодних каникулах стоит пересмотреть «Унесенные призраками»

Накануне Нового года мы опубликовали список атмосферных фильмов с праздничным настроением, а наши читатели стали в комментариях предлагать свои варианты. Одна из рекомендованных премьер — анимэ Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками». Предложила их посмотреть Александра Кравченко, научный сотрудник картинной галереи им. Дейнеки. Ее вкусу мы доверяем, поэтому попросили ее написать небольшую и убедительную заметку.



https://www.youtube.com/watch?v=8vYTf5jIMD0

Пока кинопрокат пестрит новинками из «загнивающего запада» и духоподьемными отечественными киноопусами (сарказм), особенно приятно, что под новый год нам покажут искреннюю историю о маленькой бесстрашной девочке Тихиро, историю, которая за 17 лет своего существования покорила миллионы сердец по всему миру.

Те из нас, чье детство пришлось на 90-е годы, прекрасно помнят кассеты с любимыми мультфильмами, которыми мы менялись, засматривая их «до дыр» – в основном это была диснеевская классика, «Том и Джерри», «Чип и Дейл» (о да, у меня еще была потрясающая кассета с мультфильмом «Розовая пантера»). На кассеты также записывалось все то, что удачно показывали по телевизору – и однажды так на одной из кассет появился совершенно необычный, прекрасный мультфильм «Унесенные призраками».

Я думаю, что при описании причин, почему надо смотреть этот мультфильм не стоит перечислять все те премии и награды, которых мультфильм был удостоен; стоит ли говорить о том, что имя режиссера – Хаяо Миядзаки – стало практически нарицательным? Гораздо важнее то, о чем нам хотят рассказать и что можно почувствовать при просмотре. Эта история рассказывает нам не только и не столько о волшебном путешествии в мир призраков, злых колдуний и полетов на драконе. Это история маленькой девочки, которая, спасая своих родителей, узнает, что такое любовь и дружба, видит, к чему приводит алчность, и, пройдя множество испытаний, взрослеет у нас на глазах.

Мультфильм гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд: если отбросить имеющиеся у нас предрассудки об аниме (привет «Наруто» и «Покемонам»), мы увидим простую мысль о том, что в мире нет четких границ между добром и злом. В каждом из персонажей мы видим простые человеческие чувства, которым сами подвержены. Поэтому характеры, показанные в мультфильме, – не режиссерские клише, рассчитанные на привлечение к экрану определенного зрителя, а живые — и потому близкие нам, способные заставить нас сопереживать по-настоящему. Здесь нет традиционной кульминации, финальной схватки, излишнего пафоса – все больше похоже на жизнь, и от того и трогает до глубины души. Это история внутреннего роста, развития и просветления, история о том, что все в этом мире связано и взаимообусловлено.

Когда мы были совсем еще детьми, мы вряд ли могли разглядеть еще один важный посыл «Унесенных призраками» — это размышления о загрязнении и разрушении окружающей среды – идея, которую мы, честно сказать, редко видим в кинематографе и которая здесь показана так просто, что невольно чувствуешь страх за этот хрупкий и прекрасный мир, который нам достался. Есть еще очень интересные отсылки и намеки, но внимательный зритель сам их найдет и обрадуется своим находкам.

Смотреть «Унесенных призраками» я советую абсолютно всем. Кто-то покажет своим детям хороший мультфильм, кто-то придет полюбоваться завораживающей картинкой, а кто-то будет вместе со мной в кинотеатре вспоминать, каково это быть ребенком и открывать для себя новые, волшебные, полные тепла и доброты миры.


Фильм «Унесенные призраками» (2001) стал беспрецедентным хитом, заработав более 270 миллионов долларов в мировом прокате (что в 14 раз больше бюджета фильма). Картина завоевала премию «Оскар», главный приз Берлинского кинофестиваля, четыре премии «Энни» и еще более 50 наград по всему миру. 27 декабря 2018 года мультфильм снова вышел в широкий прокат после реставрации. К моменту выхода этой статьи показы мультфильма в Курске уже закончились, поэтому желающим открыть для себ волшебство придется поискать фильм в онлайн-кинотеатрах.

АВТОР: Александра Кравченко